Нелли Лигонькова
Конспект НОД в средней группе по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе по теме «Осень».
Выполнила воспитатель МБДОУ №30 детский сад «Ёлочка» г. Выкса, Нижегородской области – Лигонькова Нелли Борисовна.
Цель: Закрепить знания об осенних явлениях природы.
Упражнять понимать художественные образы в музыке, стихотворении, живописи.
Задачи:
образовательные:
• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
Публикация «Конспект НОД в средней группе по теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
• закреплять употребление слов: листопад, золотая осень;
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
• упражнять в умении рисовать дерево, подводить к образной передаче явлений природы.
развивающие:
• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• развивать художественное восприятие;
• развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
здоровьесберегаюшие:
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: познавательная, социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, физическая.
Предварительная работа с детьми:
- наблюдение за осенними изменениями в природе во время прогулки;
- рассматривание иллюстраций на тему «Осень»;
- знакомство с деревом «берёза»;
- повторение приемов расположения рисунка по всему альбомному листу;
Оборудование:
• макет березы в осеннем убранстве;
• магнитная доска;
• иллюстрация осенней природы;
• берёзовые листочки из бумаги;
• музыкальный центр, аудиозапись «Осенней песни» муз. П. И. Чайковского; фоновое музыкальное сопровождение при изобразительной работе детей.
• альбомные листы тонированные бледно – голубым цветом, гуашь, кисти, ёмкость с водой, подставки для кистей, салфетки.
Ход занятия
Вводная часть: Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
Воспитатель подходит к окну и под музыку читает стихотворение.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень : не жалейте лета.
Посмотрите - осень в золото одета!
Воспитатель: Ребята, подойдите тихонько к окну и молча, понаблюдайте. Какое настроение у вас возникло?
Дети: Хорошее. Приятное.
Воспитатель: Почему возникло такое настроение?
Дети: Музыка приятная. Солнышко светит. Деревья красивые.
Воспитатель: Ребята, это осень к нам в гости пришла.
Воспитатель: Давайте посмотрим в наше окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?
Дети: Солнечная.
Воспитатель: Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут белые облака, светит солнышко. Когда вы шли в детский садик, вам было прохладно? Как вы были одеты?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Воздух ещё довольно теплый. На улице ещё тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. Какое время года за окном?
Дети: Осень
Воспитатель: Молодцы!
Основная часть: - А теперь давайте, все вместе посмотрим на вот это дерево в нашей группе. (Воспитатель обращает внимание детей на макет дерева в осеннем убранстве). Вы знаете, как оно называется?
Дети: Береза.
Воспитатель: А по каким признакам мы можем узнать березу? Чем она отличается от других деревьев?
Дети: Она белая, у нее зеленые и жёлтые листочки.
Воспитатель: Молодцы! Про нее говорят: «белоствольная». Береза стройная, у нее длинные тонкие ветви. А какие листочки мы видим на берёзе?
Дети: Желтые и зелёные.
Воспитатель: - Осень - удивительное время. Она словно художник раскрашивает деревья разными цветами: красным, желтым, оранжевым. И дождь ранней осенью идет необыкновенный - из ярких листьев - листопад. Подумайте, почему весной все растения старались, чтобы у них появились листочки, а теперь деревья и кустарники сбрасывают листья?
Дети: Они готовятся к зимнему сну, чтобы не замерзнуть.
Воспитатель: - А куда весной деваются листья, которые осенью ковром устилают землю?
Дети: Их убирают и сжигают.
Воспитатель: - А в лесу, где листья никто не убирает. Представьте, из года в год с деревьев опадают листья, устилая почву многометровым слоем. Так и леса скоро не увидишь.
Дети: Листья перегнивают.
Упражнение на дыхание «Березовые листочки». - Воспитатель приглашает детей к столу, на котором приготовлены осенние листья березы из цветной бумаги. Каждый ребёнок берёт по листочку.
Воспитатель: - Можно ли ветер увидеть? (Воспитатель дует на листочек с силой).
- Как называется слабый ветер?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: - Давайте с вами представим, что мы ветер и поиграем с листочками.
По команде воспитателя дети дуют на листочки с разной силой. Упражнение выполняется 4 раза.
Физкультминутка.
Мы - листочки,
Мы - листочки. (Дети стоят с поднятыми вверх руками).
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели. (Покачиваются из стороны в сторону).
Ветер дунул – полетели. (Разбегаются по группе).
Мы летали, мы летали, (Бегают, кружатся).
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок
Все уселись мы в кружок. (Приседают на корточки).
Воспитатель: Осень пришла в гости в нашу группу. Посмотрите внимательно, где же она?
Дети выполняют поисковые действия, показывают на атрибуты «осеннего убранства» в групповой комнате. Воспитатель заостряет внимание на иллюстрацию осенней природы, прикрепленную к магнитной доске.
Воспитатель организует рассматривание иллюстрации, проводит беседу по ней, привлекает внимание детей, используя кисть руки к той её части, о которой идёт речь. Воспитатель ещё раз уточняет время года, изображенное на иллюстрации, внешний вид деревьев, побуждает использовать в ответах слова: листопад, золотая осень. Напоминает, как дети рисовали разноцветные листья, и предлагает нарисовать картинку про золотую осень. Уточняет части дерева, с чего нужно начинать рисовать дерево (ствол, толстые и тонкие ветки, листья). Обращает внимание на композицию: землю устилает ковёр осенней листвы, на деревьях разноцветные листья - жёлтые, оранжевые, зелёные, убирает иллюстрацию и предлагает начать рисовать. Дети проходят за приготовленные для рисования столы. Воспитатель включает негромкое, лёгкое, фоновое музыкальное сопровождение.
В процессе работы воспитатель побуждает рисовать несколько деревьев, разноцветные листья на деревьях, опадающие с деревьев листья, лежащие на земле.
Заключительная часть. (Рефлексия). При анализе детских работ воспитатель отмечает выразительность рисунков. Рисунки детей прикрепляются к магнитной доске.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Да, вы настоящие художники! Спасибо вам. Мы с вами откроем выставку и пригласим ребят из других групп, посмотреть на ваши работы.