Шишкова Ольга Анатольевна
Конспект НОД по ознакомлению с пейзажной живописью «Зимний пейзаж» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с пейзажной живописью в средней группе
Задачи: Систематизировать и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе зимой, познакомить с пейзажной живописью; обратить внимание на красоту этого периода года; формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними; помочь увидеть многообразие зимних пейзажей; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира через поэзию, живопись, музыку; закрепить умение определять много, один, два; соотносить количество предметов с цифрой; обогащать словарь детей новыми словами: морозный, кружевной, хрупкий, ажурная.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с пейзажной живописью „Зимний пейзаж“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний пейзаж. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие задачи: Развивать любознательность детей в процессе ознакомления с объектами и явлениями природы; умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы.
Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес к явлениям живой и неживой природы зимой; чуткое отношение к растениям и животным, закрепить правила поведения в природе; развивать динамику движений, стимулировать двигательную активность; воспитывать любовь и уважение к природе, желание заботиться о ней.
Оборудование: декорация зимнего леса, иллюстрации зимней природы; мольберт; отрывки программных музыкальных произведений; художественное слово; снежинки, салфетки, тарелочки с цифрой 1,2, трубочки, губки, картинки с изображением снега и снежинки, кукла – «Зима»
Воспитатель. –Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку, а на ней что-то написано! Давайте прочитаем! Да здесь загадка.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает
Дети. - Зимой.
Воспитатель. - Зима –чудесное время года. Мне, кажется, ребята, она спешит к нам сюда, торопится, давайте послушаем.
Звучит музыка Свиридова «Метель-вальс»
Появляется кукла –Зима.
Зима: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй зимушка.
Зима: Я седая хозяйка, тряхну перинками – весь мир покрою пушинками. Слышала я, вы про меня тут много говорили, решила заглянуть к вам в гости и посмотреть, кто так любит, когда наступает мое время, а заодно предложить вам небольшую прогулку в зимний лес, согласны идти?
Дети: согласны.
Зима: А вы знаете какие правила поведения необходимо выполнять, когда гуляешь в лесу?
Дети: Нельзя шуметь, чтобы не напугать лесных обитателей, нельзя отходить от своей группы, можно заблудиться, нельзя ломать ветки деревьев.
Зима: А еще собираясь на прогулку, необходимо знать, какая погода бывает зимой.
Дети: Зимой погода холодная, ветреная, морозная.
Воспитатель: Молодцы, значит нам нужно теплее одеваться. Ребята, а какую одежду люди носят в зимний период года?
Дети: шубы, теплые шапки, шарфы, сапоги и др.
Воспитатель: Давайте одеваться.
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку»
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
Воспитатель: ну вот, теперь мы готовы, отправляемся.
Зима: Ребята, смотрите, впереди узкая тропинка, идти нужно очень осторожно друг за другом (дети идут на носочках, а теперь на нашем пути высокие сугробы (поднимают высоко коленки, а здесь между деревьями мы можем пройти только боком (дети идут приставным шагом, а впереди ветви ели такие огромные и низкие, что пройти можно только наклонившись (дети идут наклонившись).
Вот мы и пришли на замечательную полянку. Вы пока полюбуйтесь зимней красотой, а я пойду, обойду свое царство, посмотрю все ли в порядке.
Воспитатель: Спасибо тебе зимушка. А мы с вами посмотрим, какие красивые деревья, какой чистый воздух. Дышится легко, давайте вдохнем свежий, морозный воздух. Оглянитесь вокруг. Как здесь красиво. Какие изменения происходят в зимней природе?
Дети: деревья стоят голые, везде лежит снег: на земле, на ветвях, на кустах, не слышно пения птиц.
Воспитатель: Правильно, послушайте, как описывает Е. Нилова эту красоту природы в стихотворении «Зимушка»
С песнями весёлыми в старый тёмный лес
Зимушка приехала с сундучком чудес.
Сундучок раскрыла, всем наряды вынула,
На берёзы, клёны кружева накинула.
Для высоких елей и седого дуба
Зимушка достала снеговые шубы.
Речку принакрыла тоненьким ледком,
Словно застеклила Голубым стеклом.
Воспитатель: Красивые слова, нашел поэт, чтобы описать этот уголок природы. Ребята посмотрите, какой огромный сугроб под сосной, наверно под снегом что - то лежит.
Да здесь сундучок. Кто же его спрятал? (Зимушка)
Воспитатель: Интересно, что же там.
Достаю картинку, где нарисована снежинка.
Лишь зимой они бывают,
Дома – сразу же растают.
Красота, как на картинке:
С неба падают….(снежинки)
Воспитатель: Вот и снежинка. Какая она?
Дети: легкая, воздушная, ажурная, резная, красивая, белая.
Сейчас на полянку, друзья, приглашаю.
И в белых снежинок я вас превращаю.
На полянку, на лужок (руки вверху и плавными движениями опускаются
вниз)
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, (одновременно приседают)
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок (дети поднимают руки вверх плавными
Закружился наш снежок вверх плавными движениями
Кружатся снежинки раскачиваются, кружатся)
Белые пушинки.
Снежинки на ветках, снежинки на ели, снежинками детки на стульчики сели.
Под композицию «Вальс снежных хлопьев» Штрауса.
Воспитатель: Что изображено на этой картинке?
Дети : Снег.
Воспитатель: Какой он.
Дети: Белый, мягкий, пушистый, легкий, искристый, рыхлый, колючий.
Воспитатель: Что можно слепить из снега?
Дети: Снежки.
Воспитатель: Давайте с вами тоже скатаем снежки, только не из снега, а из салфеток. Возьмите салфетку и скатайте снежок. Покажите его. Сколько снежков слепил каждый из вас?
Дети: Один снежок.
Воспитатель: А теперь положите свой снежок на тарелочку с цифрой «1».
А сколько нужно слепить и положить снежков на вторую тарелочку?
Дети: Два.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что на ней лежит цифра 2.
Воспитатель: На сколько 2 больше чем 1?
Дети: На один.
Воспитатель: А в сундучке еще что то есть. Да здесь картины. А кто пишет картины?
Дети: художник.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, что на ней изображено?
Дети: Деревья, олененок, много снега, замерзшая река, солнце. (Зимний лес)
Воспитатель: Какого цвета снег?
Дети: Белого.
Воспитатель. А на переднем плане? Какого он цвета?
Дети: розового.
Воспитатель : Почему?
Дети : Лучи солнца его освещают.
Воспитатель: Снег на картине еще и голубого цвета, цвета неба. Цвет снега зависит от окружающих предметов, от времени суток. Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укрытый снегом зимний лес, хотя нет в нем ничего яркого и броского. Называется эта картина –пейзаж
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется - пейзаж.
Итак, пейзаж – это картина на которой нарисована природа. А что относится к природе?
Дети: Деревья, птицы, трава, цветы, снег и т. д.
А какое настроение у вас, когда вы смотрите на этот пейзаж?
Дети: веселое.
Воспитатель: Дети,
Зиму можно изобразить не только с помощью красок, но и с помощью звуков, музыки, которую пишут композиторы. Послушайте, произведение Вивальди «Декабрь» .
Воспитатель: Зима замечательное время года. Все вокруг покрыто белым покрывалом, снегом, многие художники изобразили ее в своих работах.
Дети зима сделала подарок – эту картину и приготовила для вас сюрприз: трубочки и квадратные губки с помощью которых тоже можно нарисовать пейзаж. Мы их возьмем с собой и нарисуем в группе в свободное время зимнюю картину.
А теперь нам пора возвращаться в группу.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся.
Воспитатель: Вот мы и в группе. Как вы думаете куда можно поставить пейзаж. Давайте его разместим на мольберте и будем вспоминать о нашей прогулке по зимнему лесу.