Людмила Хатунцева
Конспект НОД в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы»
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: развитие речи, продуктивная деятельность (изготовление «пряников» для птиц)
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Цель: расширение знаний и представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Задачи:
-формировать знания дошкольников о зимующих птицах родного края;
-обогащать словарь детей новыми понятиями по теме «Зимующие птицы»;
-активизировать в речи слова и словосочетание: «зимующие птицы», «корм», «кормушка», «голодно»
-ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная;
-воспитывать заботливое отношение к птицам в зимний период;
-пробудить желание помогать зимующим птицам.
Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц родного края, картинки с птичьим кормом для сравнения в теплое и холодное время года, кормушка, пакетики с образцами корма для птиц.
Оборудование: mp3-проигрыватель, аудиодиск с записью птичьих голосов, музыкальный отрывок из произведения П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», песни «Птичка» (слова Ю. Энтин, музыка Д. Тухманов) на флеш-носителе.
Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, синица, воробей, снегирь, сорока); п/и «Кот и воробьи», физминутка «Скачет шустрая синица»; проведение пальчиковой гимнастики «Кормушка»; рассматривание сюжетных картин по теме, альбомов с изображением зимующих птиц; отгадывание загадок о птицах; беседы о зимующих птицах родного края; д/и «Улетает – не улетает», «Узнай по описанию».
Методы и приё мы:
Риторика в фольклоре (загадка о зиме в начале ООД)
Наглядный метод ( использование ИКТ: презентация «Зимующие птицы»);
Риторика в играх (речевая игра «)
Риторическая сказка
Словесный (беседа с детьми, рассказ воспитателя);
Продуктивная деятельность (изготовление "пряников" для птиц)
Рефлексия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть
Приветствие детей в кругу
Мои милые друзья, в круг скорей бегите
И друг друга, не стесняясь, за руки возьмите.
Скуку, лень вы прочь гоните -
Мне улыбку подарите.
Воспитатель: - Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Слайд 2
Воспитатель: (Воспитатель включает для прослушивания аудио-запись музыкального произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» : «Еловый лес зимой»»
Слайды 2-5 (листаем слайды) на последнем остановиться.
Зимний лес в объятьях тишины
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально - ледяное царство.
(Светлана Комогорцева)
2. Основная часть
Дидактическая речевая игра «Зима это…»
-Давайте поиграем и расскажем, что такое зима…. У меня есть вот такая красивая палочка со снежинкой. Будем передать ее по кругу и называть признаки зимы. Говорить будем так: «Зима это…
(Дети становятся в круг и передавая «волшебную палочку», называют признаки зимы, а если кто-то не назвал признак или повторил тот же самый, заходит в круг и ждёт, когда другие назовут нужный признак зимы.)
– Ребята! Как красиво зимой! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц»)
- На улице стало морозно, холодно. Почувствовали приближение морозов не только звери, но и птицы. Некоторые из них улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: перелётные.
Воспитатель: Правильно. Но сегодня я вам расскажу совсем о других птицах. Это очень смелые, храбрые, сильные птички. Они остаются и живут рядом с нами всю зиму. Таких птиц называют – зимующие (повторите, ребята). Зимуют птички стайками. Так им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм и на её голос спешат другие. Обыщет стайка всё дерево и снег под ним, и соберёт всё, что можно: попрятавшихся насекомых, семена и плоды.
Воспитатель: -Хотите их рассмотреть поближе? (садимся на стульчики). Отгадайте мои загадки:
1. Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет где спрятались разные жучки и личинки насекомых. У дятла длинный язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».
2. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её … …сорока)
3. Эта птичка-невеличка
Стайкой дружною живет
Крошки быстро подбирает
«Чик-чирик» она поет. (Воробей)
А вы знаете, ребята, что воробушки совсем не умеют ходить. Они все время прыгают на двух лапках. Вот такие непоседы. Зато очень дружные птички.
4. На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев… …снегирей)
Снегирь с красной грудкой выглядит всегда нарядным. На самом деле красная грудка только у самца снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая.
Воспитатель: -А про какую птичку мы забыли?
(Появляется фото синицы. Дети называют ее.)
Воспитатель: -Вставайте со мной в круг: отдохнем и поиграем.
Физкультминутка
«Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Воспитатель: -Вы любите сказки? Садитесь на стульчики я вам прочитаю …
Сказка о том, как птицы к Тане вернулись.
Жила-была девочка Таня. Таня очень нравилось гулять во дворе особенно зимой. Ведь как красиво зимой на улице! Куда ни глянешь — всё кругом покрыто мягким, пушистым снегом, а присмотришься к заиндевевшим веткам деревьев — и увидишь замысловато-сказочные узоры. А еще ей нравилось слушать птиц.
• Я самая главная птица в лесу! - хвастался дятел. -Благодаря мне все деревья в лесу здоровы, а у белочек и сов есть домики-дупла.
• А мы сами дружные, –отвечали пестрые воробушки. –Мы всегда и везде вместе.
• Зато я про всех все знаю, – трещала беспокойная сорока.
• Вчера видела, как в соседнем дворе мальчики кормушку повесили, а сколько там вкусных крошек.
• Летим, летим туда скорее, - заволновались птички.
Тане стало очень грустно, потому что в их дворе стало тихо и пусто без птиц. Вечером они с папой смастерили кормушку и повесили ее на самое видное место. Утром Таня насыпала в кормушку крошки белого хлеба, семечки подсолнечника, сушеные ягоды калины и принялась ждать птичек.
Первой прилетела вездесущая сорока. А следом за ней дружные воробушки и красногрудый снегирь. Для шустрой синички папа подвесил на веревочке ее любимое лакомство - кусочек сала.
И снова во дворе стало весело и уютно.
Вопросы по сказке.
1. Почему Тане нравилось гулять во дворе зимой?
2. Что еще нравилось Тане?
3. Какие птички разговаривали во дворе у Тани?
4. Почему птички улетели в соседний двор?
5. Что сделала Таня, чтобы птички вернулись?
6. Какое любимое лакомство у синичек?
-Хотите, чтобы и к вам во двор всегда прилетали птички? Давайте приготовим для них пряники, но необычные… Проходите в нашу мастерскую я все расскажу и покажу
2. Продуктивная деятельность.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка зимой»
Птички-невелички
Зимовать остались. — дети одну кисть сжимают в кулак, а второй рукой его поглаживают, будто жалеют замерзающую птичку;
Мы кормушку сделали,
Чтоб они питались. — «клюют» сжатыми в щепотку пальцами одной руки ладонь второй.
3. Рефлексия
Воспитатель: -Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить…
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- А что делали?
- На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. (Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место)
- Представьте, ребята, что вы - птицы. Я буду читать стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Шумные сороки были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Дятел лакомился кашей
А в субботу, в воскресенье
Было общее веселье.
- Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)