Наталья Зацепина
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение дошкольного образования «Детский сад № 7»
ГБОУ СОШ № 8 городского округа Отрадный Самарской области
Конспект
занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе
«Это русская сторонка – это Родина моя»
Педагог: Зацепина Н. Б.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группе «Это русская сторонка, это Родина моя».
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Коммуникация» :
• закреплять умение использовать в активной речи русский фольклор;
• продолжать работу над диалогической речью;
• стимулировать собственные высказывания детей;
• закреплять умение читать скороговорки, четко проговаривая все слова;
• учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Образовательная область «Социализация» :
• воспитывать доброе отношение к себе и окружающим.
Образовательная область «Познание» :
• Формировать у детей устойчивый интерес к истории и традициям русского народа;
• систематизировать знания детей о устном народном творчестве: пословицы, загадки, потешки, скороговорки;
• систематизировать знания детей о народных праздниках (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха).
Образовательная область «Музыка» :
• продолжать приобщать детей к русскому фольклору;
• закреплять умение играть на народных инструментах, принимать активное участие в проведении народных праздников.
Методы и приемы: игровой метод, упражнения, игровая воображаемая ситуация, беседа, художественное слово, мультимедийная презентация.
Оборудование: стульчики по количеству детей, макет убранства русской избы, аудиозапись песни И. Талькова «Россия», маска зайца, музыкальные инструменты, пасхальные яйца.
Логика образовательной деятельности
1. Дети в русских костюмах под музыку И. Талькова «Россия» входят в зал и встают полукругом.
1 ребенок Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское приволье,
Это русская земля.
2 ребенок Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря –
Это русские картины,
Это Родина моя.
3 ребенок Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя.
2. «Пословицы»
Воспитатель. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее, потому что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное. Матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, споила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете кроме России всяких земель и государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Крепко любили свою Родину русские люди. Сложили пословицы о ней.
Дети.
• Человек без Родины, что соловей без песни.
• На чужой стороне и весна не красна.
• Жить – Родине служить.
• Родина любимая, что мать родимая
3. Хоровод «Веснянка»
Воспитатель. Да, русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли землю русские люди, воспевали ее красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, березе белой, травушке шелковой.
1 ребенок Ты рябинушка, раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла.
2 ребенок Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела
Солнцем вызрела.
3 ребенок Ой ты, Волга, Волга – реченька,
Ой, река ли ты красавица!
По лугам ты льешься, стелешься,
По пескам бежишь – торопишься!
4 ребенок Пойдем, девочки,
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьем зеленые.
Хоровод «Веснянка».(После хоровода дети садятся).
4. «А теперь-ка вы ребятки, отгадайте-ка загадки»
Воспитатель. Русские люди любили загадки составлять. А родились загадки давным-давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Вот и вы попробуйте отгадать эти загадки. (отгадывают гости и дети).
Что из угла в угол не переставишь.
Что из избы не вытащишь! (печь)
(дети говорят пословицы о печи)
Без труда и печь холодна.
Из одной печи, да не одни калачи.
Воспитатель. Сама не ест, а всех кормит. (ложка).
Всех кормит с охотою, а сама безротая. (ложка)
На стене висит болтается, за него всяк хватается.
(рушник)
Ни свет, ни заря
Пошел согнувшись со двора. (коромысло)
Воспитатель. Ай, да молодцы! Все мои загадки отгадали. А сами вы знаете загадки. (Дети загадывают загадки).
Горбатый кот Маше плечи трет. (коромысло).
На берегу валялся, а в воде не купался. (коромысло).
В небо дыра, в землю дыра,
А посередине огонь, да вода. (самовар).
Кто любит морковку и прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
И удирает без оглядки. (заяц).
5. «Собирайся народ, вас игра зовет»
Воспитатель. Давайте поиграем в русские народную игру «Заинька».
(Дети стоят в кругу и произносят текст. Заяц в шапочке стоит в середине круга.)
Заинька, по сеничкам погуляй, погуляй.
Серенький по новеньким погуляй, погуляй.
(Ребенок-заяц прыгает внутри круга, как бы ища выход. Останавливается и говорит)
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серенькому выпрыгнуть.
(дети хлопают в ладоши)
Заинька, попляшешь, так и выпустим!
Серенький попляшешь, так и выпрыгнешь!
(заяц приплясывает и выскакивает из круга)
Игра проводится три раза. (дети садятся).
Воспитатель. А какие народные игры вы еще знаете (ответы детей)
6. «Кто кого переговорит»
Воспитатель. А еще русский народ очень любил скороговорки. Они желанные гости на народных праздниках. Соберется молодежь и устраивает соревнования «Кто кого переговорит. Кто скажет быстрее и без ошибок». А вызнаете скороговорки?
Дети.
• Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.
• Дабы, дабы, дабы-бы,
Пошла баба по грибы.
• На дворе трава,
Под травой дрова.
7. «Оркестр народных инструментов»
Воспитатель. Еще в далекие- далекие времена русские люди мастерили музыкальные инструменты. Ни один праздник не обходился без веселых песен и плясок. Вот и вы покажите свою удаль. (Дети исполняют песню «Длинноногий журавель»)
8. «Народные праздники»
Воспитатель. Вижу, что и скороговорки вы тоже знаете. А какие народные праздники вам известны? (рассказы детей о праздниках «Рождество», «Крещение», Масленица») А какой праздник мы отмечали в минувшее воскресенье? ("Пасха»). Рассказы детей сопровождаются показом слайдов. Дети читают стихи о Пасхе и дарят гостям пасхальные яйца.
9. Итог занятия
Воспитатель обращает внимание детей на результаты их работы. Детям предлагается ответить на вопросы: «Что на занятии понравилось больше всего?», Какое задание оказалось самым трудным?», «Что не вызвало затруднений?»
Список используемой литературы.
1. М Забелин. Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия.
2. Г. Н. Данилина. Дошкольнику – об истории и культуре России – Москва 2003
3. «Чудесный короб» - русские народные песни, сказки, игры, загадки – Москва «Детская литература» 1988
4. О. Л. Князева, М. Д. Маханеева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург 2002