Ольга Савченко
Конспект НОД в подготовительной к школе группе с ОНР «Формирование звуко-слогового анализа и синтеза»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В поисках настоящего богатства»
Цель: формирование навыков звуко - слогового анализа и синтеза
Форма организации : фронтально-подгрупповая
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять умения осознанно употреблять термины (гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий звук);
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе с ОНР „Формирование звуко-слогового анализа и синтеза“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
- совершенствовать навыки звукового анализа : количественного, качественного и порядкового; - - совершенствовать навыки звукового синтеза;
- упражнять в умении делить слова на слоги, опираясь на правила слогообразующей гласной;
- создавать условия для формирования у детей умения делать выводы и простые умозаключения. Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематическое восприятие, наглядно-образное мышление и навыки логического мышления на основе изографов, разновеликих букв;
- развивать пространственную ориентировку.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое до конца;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу и культуру поведения в процессе совместной деятельности, формировать доброжелательные взаимоотношения.
Оборудование: коврограф Воскобовича, слоговые карточки, предметные картинки для слогового анализа, ребусы, разновеликие буквы, изографы, кубик со звуковыми схемами, весы, волшебный сундучок, «монетки», фишки.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Организационный момент: Дети заходят в группу.
Логопед: - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними (гости принесли для нас письмо).
Письмо:
«Здравствуйте, ребята! Я владею большими богатствами и с удовольствием поделюсь ими с вами. Эти богатства будут только ваши. Их нельзя отнять, потерять или растратить. Они всегда будут с вами. Вы сможете узнать кто Я, выполняя приготовленные мною задания, которые находятся в вашей группе. Но задания нужно выполнять строго по порядку. За правильное выполнение будете получать фишку. Если соберете все, то узнаете, кто Я. Следите за подсказками. Удачи и до скорой встречи!»
- Догадались от кого письмо? (выслушивает ответы детей)
Основная часть:
- Чтобы точно узнать от кого письмо, нам нужно выполнить все задания. Но, вы помните, что задания нужно выполнять в определенном порядке. Как же узнать, где первое задание?
1. На доске написано слово «СТАРТ». Приходим к выводу, что именно там нас и ждет первое задание «Расшифруй словечко».
( на доске лист с зашифрованным словом: Б-И-К-К-У и на нем первая фишка). Дети угадывают слово.
- Молодцы! Кубик — это первая подсказка и первая фишка! Где же нас ждет следующее задание?
2. Дети подходят к столу, на котором стоит кубик со звуковыми схемами слов на гранях,
разложены картинки и лежит записка: «Молодцы, быстро догадались! Вот Вам второе задание:
«Кубик весело бросай, картинку к схеме подбирай!» - Что это за схемы на гранях кубика? (звуковые схемы слов)
- Чтобы нам было легче выполнять задания, вспомните, что такое звуки? (звуки — это то, что мы слышим и произносим)
- Какие бывают звуки? (речевые и неречевые)
- Речевые, это, какие звуки? (которые произносит человек)
- Правильно, они делятся на две группы. Какие? (гласные и согласные)
- Гласные, это, какие? (которые можно пропеть и воздух выходит изо рта свободно, не встречая преграды)
- А согласные? (пропеть нельзя, воздух выходит, встречая преграду)
- Согласные, бывают какими? (твердыми и мягкими, глухими и звонкими)
- Хорошо! Я за вас спокойна, можно приступать к выполнению задания.
Дети по очереди бросают кубик и находят лежащую на столе картинку, подходящую к схеме на грани кубика.
- Задания выполнили правильно, но фишки пока у нас нет, может она в конверте? (открываю конверт, достаю вторую фишку и новое задание) : «Расставь картинки» - чтобы получить следующую подсказку, вы должны в определенном порядке расставить картинки:
- поставьте на доску картинку, в названии которой первый звук [Г ] (гитара)
- слева от гитары поставьте картинку, название которой начинается на звук [Л] (лук)
- справа от гитары - [И] (игла)
- между луком и гитарой - [О] (окна)
- перед луком - [С] (слон)»
- А где же подсказка? (дети должны догадаться прочитать слово по первым звукам выставленных картинок — СЛОГИ)
3. -Умницы! А где же задание со слогами? (на коврографе) - Что такое слог? (это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук)
- Как узнать сколько в слове слогов? (отхлопать, с помощью подбородка, посчитать количество гласных)
Дети подходят к коврографу: «Слово рассыпалось на слоги».
- Посмотрите на левую часть коврографа, догадались, какое задание нас ждет? (если дети не догадаются, то даю подсказку «слово рассыпалось на слоги»).
Начнем собирать слова. Кто хочет собрать первое слово? Прочти свое слово, Владик. (улитка)
- Молодец! Сколько слогов в твоем слове? Докажи! Как узнать сколько слогов в слове? Сколько гласных букв написано в твоем слове? Назови их! Получай картинку!
Следующий ребенок получает задание: «подпрыгни столько раз сколько слогов в твоем слове ‚ и назови гласные буквы». (последующие хлопни‚ топни‚ стукни кулачками).
ЛИ-У-КА улитка
РЁЕШ-КА-МАТ матрёшка
ШИ-МА-НА машина
РА-БАН-БА барабан
ДУ-ГА-РА радуга
РИ-КУ-ЦА курица
- Посмотрите на правой части коврографа — дом. Сколько в нем этажей? (три). Если в нем три этажа, значит дом какой? (трехэтажный). Как Вы думаете на какой этаж мы поселим наших жильцов? (на третий) Почему?
Дети прикрепляют картинки к коврографу.
- Для того чтобы получить третью фишку, нужно заселить весь дом. Давайте придумаем
слова, состоящие из двух слогов. Сколько гласных звуков будет в придуманных Вами словах. (два)
Дети придумывают двусложные слова, и отвечают на вопросы: назови первый слог в твоем слове; назови второй слог; назови второй звук в первом слоге; назови первый звук во втором слоге; и т. д.
- Остался первый этаж, и его жильцы сейчас лежат на столе перед Вами.
Будем играть в игру «Шифровщик». Картинки, помеченные красной полосой — более сложные, а синей — более легкие. ( легкие: ДОМ, КОТ, МАК, ШАР, ЖУК; сложные: СТОЛ, МОСТ, СТУЛ, ВОЛК, СЛОН)
На столе лежит конверт, а в нем третья фишка и еще одно задание. «К следующему заданию Вас приведет дорожка из обручей, но по ней нужно не просто пройти, а пропрыгать».
4. Дети, прыгая по дорожке, доходят до стола с ребусами, разновеликими буквами. На каждого ребенка карточка со словом.
- Будьте внимательны, если буквы написаны красным цветом, то они должны стоять от большой к маленькой, а если синим, то наоборот. (буквы, звуки, азбука, книга, урок, школа).
5. Последняя карточка: «вЛСОа» написана зеленым цветом под ней находят четвертую фишку.
- Фишку нашли, а где подсказка? Как вы думаете, на какой карточке написано слово — подсказка? (на зеленой)
6. — Где же у нас задания со словами? (находим стол, на котором лежат карточки с зашифрованными словами: игра, зайка, груша, озеро, ракета, Африка, фрукты).
Дети, угадывая слова, называют первую букву слова, а логопед открывает флажок с данной буквой. Появляется слово на флажках «ИЗОГРАФ» и пятая фишка, там же сам изограф «ВЕСЫ».
7. Дети разгадывают изограф и получают шестую фишку.
8. — Где же в группе весы? (подходим к столу, на котором стоят весы, сундучок и записка: «Это было последнее задание. Вы почти у цели. На одной чаше весов лежит ключ, на другую положите свои фишки, и если Вы собрали все фишки, то они поднимут ключ вверх, и Вы сможете им воспользоваться. Желаю удачи!»)
Итог занятия:
- Настал ответственный момент. Сейчас мы узнаем, откуда пришло к нам письмо. где же находятся богатства, которые нельзя потерять. Может кто-нибудь догадался?
Открываем сундучок со словом «школа» и шоколадными медальками.
- Это школа! А вот и награда за ваши старания. Пусть эти медальки не золотые, но если учиться в школе на отлично, то вы обязательно получите золотые медали.
Конфеты можно съесть, золотую медаль, к сожалению, можно потерять, тогда о каких богатствах, которые нельзя потерять, истратить, потратить, шла речь в письме, как вы думаете? (слушаю ответы детей)
- Это знания, которые останутся с вами навсегда. И чем больше знаний, тем богаче человек, как говорится в народной пословице: «Знание лучшее богатство».
Я хочу вам пожелать, чтобы все были по-настоящему богаты.