Антонина Мокроусова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Владимир Четверин — священномученик земли Мордовской»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 120 общеразвивающего вида»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе на тему
«Владимир Четверин – священномученик
земли Мордовской»
Программное содержание:
1. Дать представление о святом новомученике земли Мордовской Владимире Четверине, его жизни, подвигах, перенесенных страданиях.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему „Владимир Четверин — священномученик земли Мордовской“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
2. Вызвать интерес к знакомству со святыми новомучениками земли Мордовской.
3. Расширять представления об истории мордовского народа, окружающем мире.
3. Воспитывать чувство благоговения к святым.
4. Воспитывать духовно-нравственные качества: милосердие, сострадание, умение быть терпимыми.
5. Обогащать словарь детей новыми словами.
Демонстрационный материал: репродукции икон «Священномученик Владимир Четверин», «Преподобный Филарет Ичалковский», «Казанская икона Божией Матери»; репродукции картин «Христорождественская церковь села Барахман-Гарт», «Священнический крест священномученика Владимира Четверина», «Собор Федора Ушакова», «Храм Василия Блаженного», «Храм Пресвятой Троицы»; книги «Детская Библия», «Евангелие для детей», «Новый завет»; грамзапись «Сельский звон» с пластинки «Ростовские звоны», «Мелодия», 1985; карта Мордовии, России, Украины.
Методы и приемы:
словесные: беседа, рассказ воспитателя, чтение стихов;
наглядные: экскурсия по группе, рассматривание репродукций картин и икон;
практические: слушание музыки, игра «Колесо истории», дидактическое упражнение «Объясни слово».
Словарная работа: нимб, хитон, уезд, губерния, нетленные, новомученик, лик, мощи, святой, «Евангелие», безбожники, прихожане.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книге «Священномученик Владимир Четверин. Житие, тропарь, кондак»; икон священномучеников земли Мордовской : «Преподобный Филарет Ичалковский», «Священномученик Владимир Четверин»; посещение храма Федора Ушакова в городе Саранске совместно с родителями; чтение Детской Библии, Евангелие для детей.
В групповом помещении развешены репродукции картин и икон.
Звонят колокола в грамзаписи. Воспитатель читает стихи.
Мордовия моя! Тебе хвала!
И как же нам тобою не гордиться.
Твоей красой, твоей природой,
И славным героическим народом.
Богатый, светлый край родной,
Неразрывен ты со стариной,
С людьми, кто жизнь свою,
Тебе и Богу посвятил,
Добро во благо нас творил.
- Дети о чем говориться в стихотворении?
- О родном крае, о его красоте, о замечательных людях, которые в нем живут.
- А как называется наша республика?
- Мордовия.
- Какие народы проживают в республике Мордовия?
- Мордва, русские, чуваши, татары.
- У каждого народа есть своя вера. А какая вера у людей у народов русской и мордовской национальности?
- Православная, христианская.
- А знаете ли вы, что на земле Мордовской жили люди, которые за веру Христа пошли на испытания и страдания? Это Владимир Четверин, Филарет Ичалковский, Федор Ушаков. Этими именами гордиться наша республика. Эти люди посвятили свою жизнь добрым поступкам, служению народу и Господу Богу. Сегодня я вам расскажу о них.
(Воспитатель предлагает совершить экскурсию по групповой комнате, где выставлены репродукции картин и икон. Рассматривание репродукций сопровождается рассказом воспитателя)
- Во имя какого русского флотоводца воздвигнут храм в г. Саранске?
- Федора Ушакова. (Рассматривание иллюстрации «Храм Ушакова»)
- Что можно увидеть в храме?
- Иконы.
- Кто изображен на иконах? Это лики тех людей, которые посвятили свою жизнь служению Господу Богу в очень далекие и недавние времена. А сегодня мы поговорим о новомучениках земли Мордовской. Новомученики – это люди, которые за веру в Господа Бога приняли мучения и смерть в недавние времена. Вот их имена: священномученик Павел (Ягодинский); преподобномученики: Василий (Эрекаев, Михаил (Жук, Анастасия (Камаева, Елена (Асташкина); мученики: Василий (Александрин, Иоанн
(Ломакин, Иоанн (Милешкин, Иоанн (Сельманов, Мавра (Моисеева, Арефа (Еремкин).
Мы поговорим об одном священномученике Владимире Четверине. В храме Федора Ушакова находятся мощи и икона священномученика Владимира Четверина. Его мощи чудным образом сохранились в сырой земле, также сохранились его крест и Евангелие (книга, рассказывавшая о жизни и учении Христа, вложенная ему в руки.
(Рассматривание иконы священномученика Владимира Четверина.)
- Посмотрите на икону священномученика Владимира. Вокруг его головы светлый круг. Это нимб. Одет он в красный хитон, на груди крест, в руках чаша. Все это символизирует земную (человеческую) и небесную (божественную) природу.
(Дети садятся полукругом. Перед ними выставлены репродукции картин и икон «Священномученик Владимир Четверин», «Казанская икона Божией матери», «Христорождественская церковь села Барахман-Гарт», «Священнеческий крест священномученика Владимира Четверина».
(Рассказ воспитателя)
- Священномученик Владимир Четверин родился более ста (114) лет назад, в селе Барахман-Гарт Ардатовского уезда (района, Симбирской губернии (области) в простой верующей семье. Он верил в Господа Бога и всем сердцем нес людям свет Христовой веры. Он был учителем церковно-приходской школы, где проповедовал учение Христа. Затем он закончил Казанскую Духовную Академию и стал священником в церкви села Сырятино Ардатовского уезда. Он успевал не только служить Господу Богу, но и учил детей в местной церковноприходской школе.
У отца Владимира с матушкой Марией было 9 детей, которых они воспитали достойно. Продолжая путь отца, многие из них стали учителями при церковноприходских школах.
Затем отец Владимир служил в Христоворождественской церкви села Барахман-Гарт. (Рассматривание репродукции церкви и иконы Божией Матери) Самой почитаемой иконой в этой церкви была Казанская икона Божией Матери, перед которой молился Владимир.
Он помогал страждущим и нищим, укреплял их веру, славя Господа Бога за радости и невзгоды.
Наступило время, когда безбожники (люди, не верующие в Господа Бога) разрушали церкви и другое церковное имущество. И вот тогда и пострадал отец Владимир за Христа. Он не нарушил тайну исповеди и не отрекся от Господа Бога.
В то время у людей отбирали хлеб, обрекая их на голодную смерть, поэтому прихожане Христорождественской церкви без сомнения доверили хранение зерна своему любимому батюшке Владимиру. Он к этому поручению отнесся со всей ответственностью. И когда некоторые сельчане
хотели изъять весь хлеб, отец Владимир встал на защиту прихожан, не побоявшись обидчиков.
Тогда, потерявшие стыд и совесть люди потребовали от святого нарушить тайну исповеди. Однако бесстрашный отец Владимир предпочел претерпеть муки, нежели нарушить священническую присягу. И вот тогда обвинили батюшку в разрухе страны, а жителей села обманом вынудили искать себе другого священника.
Невинного священника арестовали и посадили в тюрьму. С этого дня начались его страдания : его изнуряли допросами, пытаясь заставить отречься от веры Христовой.
Клевету и арест батюшка принял безропотно и даже с радостью. А жители села Барахман-Гарт своими молитвами просили снять арест со священника.
Но никто ему не помог и отец Владимир был приговорен к смерти. Ночью 1 сентября 1918 года он был расстрелян. У алтаря Христорождественской церкви села Барахман-Гарт упокоился священномученик Владимир Четверин. За его страдания церковь причислила его к лику святых.
Воспитатель предлагает дидактическое упражнение «Объясни слово». Дети объясняют значение слов: святой, икона, лик, нимб, новомученик, Евангилие.
Святой – человек. Угодивший Богу праведной жизнью.
Икона – изображение святых.
Лик – лицо святого.
Нимб – светлый круг вокруг головы святого. Это сияние света Божия.
Новомученики – люди, которые в недавн е времена за веру в Господа Бога приняли мучения и смерть.
Евангелие – книга, рассказывающая о жизни Христа.
Воспитатель предлагает детям подойти к игровому столику, на котором изображен круг, разделенный на три сектора. На мольберте поочередно выставляются: карты Мордовии, России, Украины; книги «Детская Библия», «Евангелие для детей», «Новый завет»; репродукции картин «Собор Федора Ушакова», «Храм Василия Блаженного», «Храм Пресвятой Троицы».
Воспитатель предлагает игру «Колесо истории». Правила игры: Воспитатель показывает три изображения (предмета, среди них только одно соответствует вопросу. Задача – выбрать верное изображение и вложить ее в сектор «колеса».
Первое задание. Воспитатель показывает карту Мордовии, России, Украины.
- Покажите карту Мордовии. (Дети выбирают верный вариант).
-Чем знаменита Мордовия?
Дети: - озерами, реками, родниками;
- лесами, холмами, дубравами;
- птицами и зверьми.
На мольберте книги «Детская Библия», «Евангелие для детей» «Новый Завет».
Второе задание. Какая книга рассказывает о жизни Христа?
Дети: «Евангелие».
(Книга помещается «Евангелие» в сектор круга).
На мольберт выставляются репродукции картин «Храм Федора Ушакова», «Храм Василия Блаженного», «Храм Пресвятой Троицы»
Третье задание.
В каком храме покоятся мощи Владимира Четверина?
(Дети находят репродукцию храма Федора Ушакова и вкладывают ее в сектор круга).
Итак, дети, мы сегодня узнали о жизни священномученика Владимира Четверина, который и в настоящее время не забывает о нас. А Земля Мордовская обрела неусыпного молитвенника и заступника за нас грешных. И сегодня верующий народ идет в Храм Федора Ушакова, чтобы поклониться мощам священномученика Владимира Четверина и произносят слова «Святый священномучениче Владимире, моли Бога о нас».
Запомните, дети, одну народную мудрость «Человек не для себя родился» и вторую «Спешите делать добро».
Литература
1. Священномученик Владимир Четверин. (День памяти 1/14 сентября). Житие, тропарь, кондак. Саранск, «Красный Октябрь», 2007.
2. Святые Земли Мордовской. Новомученики Мордовские. Епархальные ведомости.
3. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. ( Составитель: О. К. Харитонова, Издательский дом «Покров», М, 2002.