Татьяна Сырых
Конспект НОД по развитию связной речи «Сказочная история» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сказочная история». Составление творческого рассказа.
Цель: Продолжать учить детей сочинять творческие рассказы с опорой на план – схему.
Задачи. Формировать у детей умение описывать главных героев и место действия.
Закреплять у детей умение выстраивать композицию высказывания : начало, середина, конец.
Расширять словарный запас детей за счёт описательных прилагательных
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи „Сказочная история“ в подготовительной к школе группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
(прилагательные, описывающие внешний вид, настроение героев, состояние погоды) и наречий описывающих качество действий. Добиваться от детей включения в историю ролевого диалога между героями.
Совершенствовать умения слушать собеседника и вести диалог, тактично предлагать свои варианты развития сюжета сказочной истории.
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Оборудование. Игрушки: львенок и тюлень, магнитная доска, мольберт, лист бумаги для названия истории, лист бумаги в виде круга, расчерченный на три одинаковые части, рисунки детей по ранее составленному рассказу, мяч, карточки из дидактической игры «Игра в карты» (сказочные герои из разных сказок); карточки с изображением сказочного транспорта : печь, ковер - самолет, сапоги – скороходы, ступа Бабы – Яги, метла; магнитофон, кассета с аудиозаписью весёлой музыки, маркер, физкультминутки «Чудесное превращение», «Звери в Африке».
Предварительная работа. На предыдущем занятии дети сочиняли сказочную историю. Рисовали иллюстрации к истории для создания рисованного мультфильма. Изучение лексической темы: «Животные жарких стран».
Ход занятия.
Дети с воспитателем в другой комнате играют в пальчиковые игры. Приглашаю двух детей в группу и предлагаю выложить по порядку кадры мультфильма. Затем приглашаю остальных детей пройти в группу на занятие.
- Ваши друзья, Даша и Женя, помогли мне правильно расположить кадры мультфильма, который вы создали по сочиненной вами истории. А вы помните эту историю? (Ответы детей).
- Давайте сейчас мы очень кратко вспомним про кого мы сочиняли сказочную историю. (Дети кратко рассказывают).
- Ребята, вы говорили, что вам очень понравилось сочинять сказочные истории.
- Сегодня вы можете вновь стать «Сочинителями» и придумать что-нибудь новое и интересное. Но для этого вам необходимо сделать выбор: сочинить новую историю или сочинить продолжение к первой. У меня в руках два конверта. В первом – придумать новую сказку или историю. А во втором – продолжение. Выбирайте! (Ребенок выбирает один из двух конвертов).
- Давайте откроем конверт и посмотрим. Вам выпало - сочинить продолжение истории. Что мы будем сочинять рассказ или сказку? Чем сказка отличается от рассказа? (ответы детей). Из чего всегда состоит любое произведение: сказка или рассказ? (начало, середина, конец).
- Правильно, молодцы! (Достаю расчерченный на три одинаковых части круглый лист бумаги и закрепляю его на магнитной доске).
А, что ещё помогает нам правильно, интересно, и ничего не забыв сочинить историю? (план) Давайте вместе составим план, по которому будем сочинять. (Предлагаю детям пройти и занять свои места. План зарисовываю схематично на мольберте). Совместное составление с детьми плана – схемы для сказочной истории.
- Дети, подумайте, куда могут отправиться наши герои? (варианты детей).
- Для чего они туда хотят отправиться? (варианты детей).
- А на чём они отправились, мы с вами узнаем с помощью карточек – схем.
(Предлагаю одному ребёнку вытянуть одну карточку-схему и назвать волшебный вид транспорта). Затем эта карточка крепится на мольберт.
- В какой части мы будем обо всем этом рассказывать? (в первой - «начало») Правильно. Переходим ко второй части. Это? (ответы детей : - «середина рассказа»).
- А кого же они встретят в Африке? Вытягивайте карточку со сказочным героем. (Ребёнок вытягивает из предложенных четырёх карточек одну и называет героя. Картинка крепится на мольберте).
- Вот теперь мы знаем, кого львёнок и тюлень встретят. Давайте опишем его, а поможет нам игра «Я начну, а ты продолжи». (Бросаю мяч первому ребёнку-
он говорит одно предложение о герое. Второй ребёнок повторяет фразу своего товарища и говорит своё предложение. Третий должен запомнить и повторить всё ранее сказанное и добавить свою фразу. Четвёртый ребёнок повторяет весь рассказ).
- Героя мы описали, а какая будет погода, часть суток в Африке? Снова поиграем с мячом в игру «Я начну, а ты продолжи». (Игра повторяется, дети описывают место действия).
- Хорошо, не забудьте в сказке про это рассказать. Что еще в нашем плане будет? О чём нужно не забыть рассказать? (варианты детей).
- Конечно, расскажем о том, что с героями происходило, о чём они разговаривали? (Логопед рисует в схеме 2 знака вопроса, стрелочку – это действия героев, буква – разговор героев).
- Переходим к последней части плана: «конец». О чем нужно рассказать? Чем закончится путешествие друзей? (варианты детей). Правильно, нужно рассказать о том, как они вернулись домой (на чём).
- Вот наш план. Какое название будет у продолжения сказки? (варианты детей). Давайте напишем название и закрепим на доске. (Название рассказа закрепляю над диаграммой рассказа - круг поделенный на три равные части).
Физкультминутка «Чудесное превращение».
Дилы-дилы-дилы – появились крокодилы.
(Дети изображают дремлющего крокодила.)
Моты-моты-моты – появились бегемоты.
(Показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты.)
Афы-афы-афы – жуют листики жирафы.
(Дети тянутся вверх, изображая жирафов.)
Ны-ны-ны – водой брызгают слоны.
(Надувают щеки, как бы набирая воду, затем, брызгают.)
Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.
(Дети изображают скачущих обезьян).
(После физкультминутки дети проходят на свои места).
- Начинаем сочинять сказочную историю. Давайте вспомним, о чём мы будем рассказывать по плану. (Логопед показываю на план, а дети проговаривают все пункты).
- Какое название у сказки? (дети проговаривают его).
- С каких слов начнётся наша сказка? Вы помните, как закончилась первая история? Какими словами? (ответы и предложения детей).
- Наступила ночь. (Дети совместно с логопедом сочиняют сказочную историю, а воспитатель её записывает. Когда сказочная история будет закончена, воспитатель читает детям сочиненную историю).
- Мы придумали сказку, а теперь давайте отдохнём!
Физкультминутка «Звери в Африке».
Дети под музыку изображают разных животных: маленького и взрослого тигра, сонного тигрёнка, уставшего тигра, затаившегося перед прыжком, ленивого, плавающего тюленя, обезьянку, тянущуюся за бананом.
Подведение итога занятия.
- Дети, как вы думаете, получилось у нас сочинить продолжение истории? Какая она получилась? (весёлая, грустная, интересная, не интересная… ответы детей). Молодцы, ребята!
- Кто из детей был хорошим сочинителем? Что он придумал интересное? Что вам запомнилось? Сказку мы придумали, а что ещё нужно будет сделать? Правильно, нарисовать продолжение мультфильма. Но мультипликаторами вы станете вечером. А сейчас вас ждет посылка! Прочитайте обратный адрес, откуда ее прислали? (ответы детей)
Из Африки! Давайте скорее открывать! (приз для всех детей – финики и бананы).
Вечером воспитатель читает детям сказку. Затем все вместе обсуждают и распределяют, кто какие будет рисовать сюжеты для нового мультфильма.
Оформление детских рисунков в виде кадров кинопленки.