Ольга Солошенко
Конспект НОД в подготовительной группе «В далекое прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
«В далекое прошлое»
Программное содержание:
Цель: формировать интерес к истории и культуре наших предков.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с укладом жизни русского народа;
- дать представление о предметах быта и их назначении;
- расширять представления о традиционной русской одежде;
- обогащение активного словаря, развитие связной речи, грамматически правильной речи, активизировать употребление в речи названий предметов народной утвари;
- развивать творческие навыки в составлении узора «вышивки»;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „В далекое прошлое“» размещена в разделах
- совершенствовать навыки и стремление к выразительности исполнения русских народных песен и танцев.
- воспитывать любовь и уважение к культуре, и быту русского народа, к народным традициям.
Ход НОД:
Здравствуйте, здравствуйте гости дорогие!
Люди свойские простые, заходите, проходите, как я живу,посмотрите.
Ребята вы знаете, куда вы попали?
Вы попали в старину, в далекое прошлое, попали вы ко мне в дом.
А дом мой – изба называется, а я хозяйка этой избы.
Прошу в избу. Будьте как дома, присаживайтесь.
Сядем рядком да поговорим ладком, хватит молча гостевать, пора загадки отгадать.
Я буду загадывать загадки,а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Послушайте мою загадку:
Летом спит, зимой горит, рот открывает что дают – глотает (Печь).
Дети как вы думаете, что в избе было самым главным?
Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней (на лежанке) спали маленькие детки и старики, сушили одежду и даже мылись.
Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печь.
Печь – деревенская кормилица.
Чем печь могла накормить хозяев? (ответы детей).
Что хозяйка в печь ставит кто из вас ребята знает? (чугунок)
Чугунок, был не заменим в хозяйстве. Повесу он тяжелый, так как сделан из чугуна, это особого вида метал, который может выдержать любой огонь и не когда не бился.
Как же можно достать чугунок из печи? Здесь нужен был другой помощник.
Не бык а бодает, не ест а еду хватает, что схватит – отдает а сам в угол идет. (ухват).
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала из печи горячие горшки.
Выпускает жаркий пар древний чайник (самовар).
За самоваром собиралась большая семья, они пили чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар – символ добра, семейного покоя, домашнего уюта.
Всех кормлю с охотою, а сама без рота я. (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева и гости тоже ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».
Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и под музыку петь. Давайте и мы с вами исполним русскую народную песню.
Песня: («Во кузнице»)
Ребята, какие еще предметы вы видите в моей избе? Как вы думаете, для чего они служат? Вы где-нибудь их видели раньше?
Ребята посмотрите что это? (обращая внимание на сундук).
В. - Старый бабушкин сундук.
Тайны жизни в нем живут.
Наша женская судьба
Место в нем свое нашла.
В сундуке моем добро
Бережно храниться.
Когда времечко придет,
Доченьке сгодится.
Так говорили в старину.
А для чего нужны были сундуки? Что в них хранилось?
Нашим предкам сундук заменял сразу несколько предметов интерьера. Он служил им шкафом для вещей, сейфом для хранения ценностей, выполнял функции стула или кровати, а также использовался для перевозки багажа.
Ребята, а скажите «В старину люди одевались также как и мы с вами?».(Ответы детей)
Давайте покажу, что в сундуке своем храню. (Открывает сундук, а там конверты) Ой батюшки, что это! Опять этот домовенок напраказничал! Каких-то конвертов мне здесь наложил! Давайте посмотрим, что в них. (Дети разбирают конверты)
Дидактическая игра «Собери картинку»
Молодцы ребята, здорово вы мне помогли. Вот именно такую одежду и носили в старину.
Ребята вы обратили внимание на то, что все предметы русской народной одежды содержат элементы вышивки?
(Презентация)
1слайд
Наши предки считали, что одежда должна оберегать не только от холода, но и от сил зла. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, а злые отогнать и делал он это при помощи искусства.
2 слайд
По приданию вышитые узоры на одежде оберегали людей от болезней, наговоров и сглаза. Каждый символ в вышивке имеет свой смысл.
3слайд
Круг – это знак солнца. Он дарит тепло и плодородие
4 слайд
Волны- знак воды. Похож на речку, волны
5 слайд
Вертикальная линия-дождь.
6 слайд
Огонь и солнце изображались крестом
7 слайд
Ромб и квадрат с точками- это засеянное поле означало богатство
8слайд
Крест – берег людей от злых сил
9слайд
Из этих элементов и выстраивался узор
Воспитатель достает бумажные силуэты национальной одежды (сарафан, рубаха без орнамента).
В. – Сегодня мы будем модельерами. Будем украшать орнаментом рубаху и сарафан. Но перед этим давайте с вами разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра «Подарки»
Пошла Маша на базар, Пальчики шагают по столу
Принесла домой товар.
Родной матушке платок
По середочке цветок. Изображают руками цветок
Братьям-соколам
По козловым сапогам. Стучат кулачками по столу
Сестрицам-лебедицам
По белым рукавицам. Двигают сцепленными пальчиками
Дети украшают шаблоны сарафанов и рубах.
В. – Элементы узора вы будете создавать с помощью материалов находящихся у вас на столе (бисер,тесьма, поетки, бусы, пластилин и т. д). Выполнять узор вам помогут образцы. Помните, что орнамент – это чередование повторяющихся элементов.
III часть
Молодцы! Теперь давайте свои модели сложим в сундук.
IV часть
В. – Делу время, а потехе час!
(«Во кузнице»)
Времена теперь другие
как и мысли и дела,
далеко ушла Россия
от страны какой была!
умный,сильный наш
народ далеко глядит
вперёд, но преданья
старины забывать
мы не должны!