Елена Братухина
Конспект НОД в подготовительной группе «Звери и птицы Кроноцкого государственного заповедника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представление о Кроноцком заповеднике и его обитателях. Воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.
Задачи:
Образовательные
- Дать представление о заповеднике, как о местах, где природу специально охраняют
- Познакомить детей с животными Кроноцкого заповедника : соболь, кайра, топорок; что в нём ценного, для чего там охраняют природу.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Звери и птицы Кроноцкого государственного заповедника“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Совершенствовать умение детей ориентироваться на карте Камчатского края
- Закрепить знания об уже знакомых детям животных: медведь, волк, заяц, чайка
- Уточнить и расширить представления детей об образе жизни животных, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним
Развивающие
- Развивать логическое мышление, внимание, память, речь; эстетическое восприятие природы, умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать её.
- Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
- Развивать экологическое мышление на основе представлений о Кроноцком заповеднике и законах, которые регулируют поведение людей
Воспитательные
- Воспитывать желание практическими делами охранять и оберегать лес, закрепить знания о правилах поведения в лесу
- Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям родного края.
Предварительная работа: чтение сказки «Как медведь красоту искал», обсуждение прочитанного; беседы о диких животных; рассматривание картин о Камчатском крае; чтение рассказов о природе Камчатки.
Словарная работа: активизация- Кроноцкий заповедник, озеро Кроноцкое, река Кроноцкая, вулкан Кроноцкий, Кроноки; обогащение- кайра, чайка, соболь.
Методические приё мы:
Словесные: вводная беседа, художественное слово, рассказ воспитателя, вопросы к детям, поощрение.
Наглядные: просмотр презентации по теме, схема признаков животных.
Практические: орг. момент, работа по карте Камчатского края, экологическая игра «Напоминающие знаки», физминутка, д/игра «Правила поведения на природе».
Материал: ТСО: ноутбук, телевизор; презентация к занятию, предметы для игры, схема «Признаки животных», аудиозапись «Голоса птиц»
Индивидуальная работа: активизировать на занятии Вику А., Соню С., создать ситуацию успеха у Андрея, Лиры.
Ход занятия:
Орг. момент:
Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок! (покачивание вверху руками из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький дубок! (присесть на корточки)
Мы живём в одном краю- (развести руки в стороны)
Всех я вас приветствую! (руки сцепить в рукопожатие)
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход, но не в простой лес, а в заповедник. Кто знает, что такое –заповедник? (обобщить ответы детей). Да, ребята, правильно. Заповедник- это участок земли, на котором запрещено охотиться, ловить рыбу, рубить деревья, собирать грибы и ягоды.
- Ребята, а как вы думаете, для чего создаётся заповедник? (ответы детей).
Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.
Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.
- Прежде чем мы отправимся в путь, давайте рассмотрим карту. СЛАЙД № 1 Кто знает, что изображено на карте? Перед нами карта полуострова Камчатка. На что похож наш полуостров по форме? (на рыбу). Как называется город, в котором мы живём? (Петропавловск- Камчатский). Город наш большой, а на карте обозначен точкой (показать на карте).
- Мы сегодня отправимся в Кроноцкий Государственный заповедник (показать на карте). Самый большой заповедник в нашей стране. Но прежде, чем мы отправимся в заповедник, давайте посмотрим, что возьмём с собой. Вот есть лукошко для сбора грибов и ягод, возьмём его? (нет). Почему? (в заповеднике нельзя ничего собирать).
- А вот магнитофон. Давайте его с собой возьмём, чтобы не скучно было в пути (нет). Почему в лесу нельзя слушать громкую музыку? (громкая музыка может напугать обитателей леса).
- А давайте возьмём с собой топор, нарубим дров для костра (нет). Почему не берём топор? (в заповеднике запрещено рубить лес и разводить костёр).
- Какие правила поведения на природе вы ещё знаете? СЛАЙД № 2.
- Правила вы знаете, молодцы! Теперь мы можем отправляться в заповедник. А возьмём мы с собой глазки, чтобы всё увидеть и полюбоваться красотой природы, наши ушки, чтобы послушать голоса природы и нашу улыбку, чтобы весело было в пути.
- Давайте возьмёмся за руки, закроем глазки, повернё мся три раза вокруг себя и скажем: «Раз, два, три- заповедник, нас впусти!» Открывайте глазки, присаживайтесь. Вот мы свами и в заповеднике, где человек охраняет природу. СЛАЙД № 3.
- Вдохните поглубже свежего воздуха, расслабьтесь и послушайте историю Кроноцкого заповедника.
- Раньше в местах, где сейчас образован заповедник, водилось очень много соболя СЛАЙД № 4. Соболь- это ценный пушной зверёк. Он быстро бегает, хорошо лазает по деревьям. Питается мелкими зверьками и птицами, а также охотно поедает кедровые орешки, ягоды рябины. Из- за красивого меха люди стали охотиться на соболя и шить шапки, дорогие шубы. От этого их становилось всё меньше и меньше. Поэтому люди, которые жили на этой земле, решили охранять соболя. Земля, на которой водился зверёк, называлась- Кроноки. На земле Кроноки есть озеро Кроноцкое СЛАЙД № 5, вулкан Кроноцкий и речка Кроноцкая СЛАЙД № 6, поэтому заповедник назвали…. (Кроноцким)
- Ребята, на пути у нас поваленное кем- то дерево СЛАЙД № 7. Интересно, кто его повалил? Отгадайте загадку и тогда узнаете:
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. СЛАЙД № 8
- Чем питается медведь? (ягодами, рыбой). Правильно, послушайте, я вам расскажу, как медведь рыбачит (рассказать о том, как медведь ловит рыбу и показать СЛАЙД № 9)
- Отгадайте, кто ещё живёт в заповеднике :
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы. СЛАЙД № 10
- Ребята, что вы знаете про зайца? (у него длинные уши, короткий хвост, задние ноги длиннее передних, питается травой, ветками, корой деревьев, в спячку не впадает, запасов не делает, на зиму меняет шубку). Молодцы, всё правильно назвали! А как вы думаете, куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (в гору, так как задние лапы длиннее и сильнее передних).
- Вот ещё зверь, который живёт в заповеднике :
На овчарку он похож.
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На зайчика готов напасть. СЛАЙД № 11
- Что вы знаете про волка? (хищник, в спячку не впадает, запасов на зиму не делает, живёт в логове, живут и охотятся стаями). Молодцы, всё правильно!
- Кого мы с вами встретили по пути? (медведя, волка, зайца, соболя). Как их назовём одним словом? (звери). Почему их называют «звери»? По каким особым признакам их можно отличить, например, от птиц? (одновременно с ответами детей выставлять карточки- схемы признаков зверей) : тело покрыто шерстью, четыре лапы, пасть с зубами, детёныши вскармливаются молоком.
- Молодцы, ребята! Возьмите в руки бинокли (имитация, кого мы ещё здесь видим? (лось, лиса, белка). СЛАЙДЫ № 12, 13, 14.
- Устали ходить по заповеднику, давайте немного отдохнём.
Физминутка:
Дети по лесу гуляли (шагают на месте,
За природой наблюдали (ладонь к глазам).
Вверх на солнце посмотрели (тянут руки вверх,
И их лучики согрели (обнимают себя).
Вдруг навстречу волк идёт (крадутся,
Хитро смотрит, спинку гнёт (выгибают спину).
Мы волчишку обхитрим (грозят пальцем,
На носочках побежим (бег на носках).
Отдохнули (присесть на корточки,
Порезвились (попрыгать)
И на стулья опустились.
(Звучит запись с шумом воды и голосами птиц).
-Ребята, мы с вами пришли к океану. Кто знает, как называется океан на нашем полуострове? (Тихий). Верно! Но он совсем не тихий, он грозный, шумный, величественный! А чьи голоса мы слышим? (голоса птиц).
- Здесь мы видим на скалах птичий базар. СЛАЙД №15
Основные жители скал- это кайры. СЛАЙД №16. Послушайте, как описал этих птиц Геннадий Снегирёв в своей книге «На Командорах» (зачитать отрывок из книги).
- О какой птице ещё говорится в рассказе? (о чайке) СЛАЙД №17
- Что узнали о чайках? (чайки крадут яйца у кайр)
- Как называют места, где собираются кайры? (птичий базар).
- Но не только кайры устраивают птичьи базары. Вот топорки СЛАЙД №18. Посмотрите, какие красивые птицы : на голове два пучка золотистых перьев, весь в красных, оранжевых и зелёных полосках. Из- за этого их ещё называют «морскими попугаями». Как вы думаете, а почему у них такое название «топорки»? (клюв похож на топорик). Правильно! Своим сильным клювом топорок роет нору- пещерку, выстилает мхом и травой, а затем выводит птенцов.
- Ребята, нам уже пора покинуть заповедник. Давайте отдохнём и обратно пойдём.
М/п игра «Моя Камчатка» (речь с движениями)
Думай, думай, угадай-
Как зовётся этот край?
Здесь бескрайние леса, горы тут под небеса.
Есть здесь грозные вулканы,
В тундре- с ягодой поляны.
Океан и море есть.
И всего не перечесть.
Это лёгкая загадка-
Этот край- моя Камчатка!
Ну а теперь, встали дети все в кружок, все закрыли глазки и сказали: «Раз, два, три- мы домой уже пришли!»
Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Что интересного узнали? Что запомнили из нашего путешествия?
Все вы молодцы! В заповеднике вели себя хорошо : птиц, зверей не напугали, костёр не разжигали, хорошо все отвечали, много нового узнали!