татьяна сушко
Конспект НОД в подготовительной группе «Святые места Белогорья. Храм Смоленской Иконы Божией Матери»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию
«Святые места Белогорья. Храм Смоленской Иконы Божий Матери.»
Цель: познакомить детей с Храмом Смоленской Иконы Божий Матери.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. дать детям представление о внешнем виде и внутреннем убранстве православного храма;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Святые места Белогорья, Храм Смоленской Иконы Божией Матери“» размещена в разделах
-обогащать лексику детей новыми словами, связанными с особенностями архитектуры и устроения православного храма : «реставрация», «фрески», «колокольня».
2. Обогощать представление детей о родном городе Белгороде.
Развивающие задачи:
1. развивать связную речь, познавательные интересы;
2. развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
2. воспитывать благоговейное отношение к храму, как к месту особого пребывания Божия.
Материал к занятию :
-Видеоаппаратура: ноутбук, экран;
-музыкальный центр;
-презентация «Собор Иконы Божий Матери Смоленская».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
- Я пришла к вам не одна –
Гостей в группу привела!
- Поздоровайтесь, ребята.
Воспитатель: дети, у нас сегодня необычное занятие. Я вам предлагаю отправиться в путешествие по одному очень удивительному и прекрасному городу. Я вам сейчас загадаю загадку- подсказку, а вы мне скажите, как называется этот город.
Утром рано мы встаем,
Город видно за окном.
Он проснулся, он живет.
Нас на улицу зовет.
- Дети, а в каком городе мы все живем?
Дети: Этот город называется Белгород
Воспитатель: А как называются жители Белгорода?
Дети: жители Белгорода называются белгородцы
Воспитатель: Белгород – это наша малая Родина. На свете очень много больших и малых городов, а мы будем говорить о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом. Я правильно сказала, что наш город самый любимый и самый красивый?
Дети: да
Дидактическая игра «Букет красивых слов»
- Возьмите по одному цветочку в руки и назовите, какой наш город и поставьте в вазу.
(любимый, солнечный, весенний, спортивный, культурный, незабываемый, белый, дружный)
- Посмотрите, дети, как прекрасен наш город и вся Земля, а всегда ли она была такой?
Дети: «Нет, в далекие времена земля выглядела по-другому, на ней ничего не было, она была пустой».
Воспитатель: «Да. Вы правильно ответили на вопрос. Ребята послушайте стихотворение и ответьте на вопрос. Кто сотворил мир таким красивым и удивительным?
Подготовленные дети читают стихотворение.
Кто сотворил наш мир?
1. Ребенок: Все, что есть на белом свете
На моей родной планете,
Под землей. На небесах:
Море, ветер в парусах,
2. Ребенок: Человека, стрекозу,
Волка, зайца и козу,
Кошку, мышку и слона,
Тлю, что даже – не видна…
3. Ребенок: Нет- всего не перечесть!
Все- все-все, что только есть,-
Даже камни вдоль дорог –
Все вместе : Сотворил Господь наш Бог!
Воспитатель: дети, кто сотворил наш мир?
Дети: Наш мир сотворил Господь Бог.
(дети рассаживаются на стульчики)
Воспитатель: дети, где люди молятся Богу?
Дети: люди ходят помолиться Богу в храм.
(воспитатель читает стихотворение).
Это дом – не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола
Звонкие колокола.
Помолиться в этот дом
Входят в трепете святом-
По утрам и вечерам.
Это православный храм.
(Беседа о храме идет на фоне презентации «Собор Иконы Божий Матери Смоленская»)
Воспитатель: сейчас поднимите глазки и посмотрите на экран. Здесь изображен Собор Иконы Божий Матери Смоленская. Белгородцы его называют Смоленский Собор.
Храм построен в честь происшедшего в 1703 году знамения от иконы Смоленской Пресвятой Богородицы.
По преданию, часовой Мефодий Иванов в ночь с 1 на 2 октября увидел, как от образа Смоленской Пресвятой Богородицы, который находился на городских воротах, блеснул яркий свет, от которого зажглась восковая свеча. В 1703 году на месте этого события была построена часовня. В 1705 году была построена деревянная церковь, а в 1727 году заложен каменный собор.
В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал от артиллерийского огня. После войны его отреставрировали и вернули верующим.
Воспитатель: дети, давайте все вместе повторим слово «отреставрировали». Это слово значит починили, сделали ремонт.
Воспитатель: Храм – это дом, куда приходят верующие люди поговорить с богом. Бог для них – это справедливость, доброта, любовь. Люди говорят Богу спасибо, за все, что они имеют, просят у Бога прощения за плохие поступки. Храм- необычный дом, каких много. Даже внешне он не похож на дома, в каких мы с вами живем. Храм очень яркий, нарядный, праздничный. Посмотрите на крышу храма. Она такая, как в обычном доме?
Дети: В обычном доме крыша, а у храма – это купол или несколько куполов, похожих на пламя горящих свечей.
Купола:
- Давайте все вместе повторим это слово – купол. Внутри купола расписаны фресками.
Венчают купала храмов кресты, которые в ясный день сияют на солнце.
А еще у каждого храма есть обязательно – колокольня.
Колокольня
Давайте повторим это слово – колокольня.
Воспитатель: Перед службой звонят колокола, созывая народ в храм. По воскресеньям и праздникам льется над Белгородом колокольный звон. А вы, ребята, слышали, как звонят колокола?
(Звучит аудиозапись колокольного звона)
(Танец детей с колокольчиками)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим вместе с вами, как устроен храм внутри. Войдешь в храм и увидишь, что там все необычно. Смоленский храм двухэтажный, в нем два зала для Богослужения.
Воспитатель: Внутри храм расписан фресками. На стенах иконы.
Воспитатель: дети, скажите, кого обычно изображают на иконах?
Дети: На иконах изображены : Господь, Богородица, ангелы и святые.
Воспитатель: Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. В Смоленском Соборе находится много икон. Но самая почитаемая это икона Божий Матери Смоленская, в честь которой и назван Храм. На этой иконе Божия Матерь правой рукой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.
Перед иконами в знак почитания Господа и святых на подсвечниках стоят свечи. Все радует взгляд.
Воспитатель: Послушайте стихотворение, написанное от имени девочки, вашей ровесницы, которая часто ходит с мамой в храм.
Девочка в храме :
Как нарядно в нашем храме
Всюду свечи – много, много!
Я шепчу на ушко маме:
«Мама, хорошо у Бога.
И я тоже так хочу-
Поскорей зажечь свечу!
Я на цыпочках привстану
И сама ее поставлю».
Я приготовила для вас бумажные силуэты разных храмов и предлагаю их раскрасить, передать в цвете настроение и чувства которые вызвало у вас сегодняшнее занятие.
(дети выполняют работу, воспитатель читает стихотворение).
Храм….
Прекрасен храм – откуда ни взгляни,
И с этой точки, и с другой, и с третьей.
Ты, человек, будь в том ему сродни:
Во всякий миг свой будь красив и светел.
И как бы ни взглянул Бог на тебя-
С любовью с грустью или же сурово-
Встречай ты взгляд его любя,
Любя прими его любое слово.
Воспитатель: В храме открывается взору человека духовный, небесный мир.
Поэтому говоря, что храм – это небо на земле. Храм- это дом Божий.
1) Кто запомнил, как называется наш храм?
2) Чем отличается здание храма от других зданий?
3) Зачем люди приходят в храм?
Наше путешествие по городу закончилось. Все мы молодцы, видно, что вы знаете и любите свой город.