Вера Москалёва
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие на поляну жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Закрепить знания детей о многообразии лекарственных трав и их пользе.
2. Обобщить знания детей о лекарственных растениях; различать их по внешнему виду, форме листа и цветка
3. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.
4. Воспитывать самостоятельность суждений.
Материал: презентация «Путешествие на поляну жизни»
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня ребята у нас необычное занятие. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Путешествие на поляну жизни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Ребята улыбнитесь друг другу и с таким хорошим настроением начнём наше занятие.
Воспитатель: Дети вы слышите, здесь кто-плачет.
(Слышится плач маленького котёнка. Ребята находят котенка с забинтованной лапкой и с письмом.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого письмо? Давайте прочитаем.
Дети читают: От Доктора Айболита
Воспитатель читает письмо «Дорогие мои друзья группы «Улыбка» детского сада «Сведлячок»! Я узнал, что вы уже ознакомились со многими лекарственными растениями. Изучили их внешний вид, строение, как используют их для лечения болезней, познакомились с правилами сбора. Мне позвонили звери из вашего леса и сказали, что маленькому котенку срочно нужна моя помощь. Он сильно ослаб, у него появился кашель, пропал аппетит, поранил лапку. А я сейчас не могу к нему попасть в лес, потому что лечу зверей в Африке. Помогите малышу. Ведь в вашем лесу, есть поляна жизни, где растут много лекарственных растений»
Воспитатель: Ребята, мы не можем оставить котенка здесь, не оказав ему медицинской помощи. Вы согласны со мной?
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам вместе с котенком отправиться в лес, чтобы познакомить его с лекарственными травами, которые смогут ему помочь. Вы готовы отправится в путь?
Дети: Да
(Воспитатель подводит детей к тропинке ведущей в лес)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая трудная извилистая проложена тропинка в лес. Нам необходимо осторожно по ней пройти, чтобы не упасть в канаву или болото.
(Воспитатель вместе с детьми идут по ребристой дорожке, прыгают через болота на кочки.
Звучит музыка для ходьбы.
Отправляемся в лесок.
Чудеса увидим в нем.
Мы шагаем друг за другом
Полем и зеленым лугом
(обычная ходьба)
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся.
На носочках мы пройдем,
На тот берег перейдем.
(ходьба на носках)
Друг за другом мы идем,
И к болоту подойдем.
Перейдем преграду в миг,
И по кочкам прыг, прыг, прыг.
(прыжки на 2 ногах)
Лес виднеется вдали,
Руки вверх поднимем мы.
Дышим ровно глубоко,
Вместе нам идти легко.
(поднимаем руки через стороны вверх, опускаем вниз)
(В конце тропинки попадают в лес на поляну лекарственных растений. На поляне разложены лекарственные травы: мать-и мачеха, одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, зверобой, клевер, ландыш)
Звучит музыка леса
Воспитатель:- Ой, где это мы?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Да, ребята, мы находимся в лесу
Вы слышите звуки леса?
- Какой воздух в лесу?
Дети: Чистый, свежий, запашистый
Воспитатель:- Вдохнем чистый воздух.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: - Что растет в лесу?
Дети: Цветы, грибы, деревья, ягоды, лекарственные растения.
Воспитатель приводит детей на поляну жизни.
Воспитатель: Вот мы и пришли на поляну жизни.
Лес как сказочное царство
Там кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки
Ну а чем и как лечить
Котенка сможем научить.
Воспитатель: Посмотрите сколько много здесь лекарственных растений. Как вы думаете, почему они называются лекарственными?
Дети: Лечат разные болезни
Воспитатель: Правильно, их используют для лечения заболеваний.
- Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Вспомните пожалуйста, как назывались книги, в которые записывали сведения о растениях
Дети: Эти книги назывались «Травники», «Цветники», «Зельники».
Воспитатель: А как называли людей, которые занимались изучением лекарственных растений и помогали в лечении болезней.
Дети: Врачеватели, знахари.
Воспитатель: Совершенно верно. Люди- врачеватели, знахари составляли целые тома книг — «Травники», «Цветники», «Зельники», по названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться — травами, цветами, ягодами и т. д.
Воспитатель: Ой, ребята, тут что то кусается.
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?
Дети: Крапива
Воспитатель: Правильно. Вспомните и расскажите, что это за растение, и зачем оно человеку нужно?
Ответы детей: (Он растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Из стеблей крапивы получали волокно для выработки тканей. Огородники считают её жгучим сорняком, но ведь от неё и польза людям большая. Крапива – лекарственное растение. Лекарство спрятано в листьях и стеблях. Крапива прекрасно останавливает кровотечение, лечит простуженное горло, насыщает организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.)
Воспитатель: Ну что идём дальше?
Посмотрите ребята, что же это за растение.
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
Дети: Подорожник
Воспитатель: Как вы думаете подорожник – лекарственное растение?
Дети: Да
Воспитатель: Правильно! Подорожник – лекарственное растение А почему он так называется?
Детей: Он растет около дороги
Воспитатель Как называли его в народе и почему?
Детей: В народе его называли “порезник, ранник” Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.
Воспитатель: А что это за растение?
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два, Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший.
Дети: Одуванчик.
Воспитатель: Правильно. Вы уже знаете, что одуванчик это лекарственное растение, только расскажите котенку для чего человек использует его и как?
Дети: Млечным соком одуванчика смазывают мозоли и бородавки.
Он съедобен: из него варят варенье, из молодых листьев готовят, салаты, из корней делают напиток для вызывания аппетита. Лекарство из одуванчика используют от бессонницы, от зубной боли и глазных болезней.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое интересное растение.
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми.
Дети: Мать-и мачеха
Воспитатель: Ребята, а какая польза от мать-и мачехи? Где её применяют?
Дети: Мать-и мачеха-старое лекарственное растение. Прекрасно помогает при лечении сильного кашля. Сок свежих листьев применяют при насморке, а кашицей из листьев лечат мозоли и раны. При головных болях свежие листья прикладывают к голове гладкой стороной. Применяют это растения для приготовления кремов и лосьонов, в шампунях и бальзамах для волос (при выпадении волос).
Воспитатель: А сейчас устроим привал.
Физминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспитатель: Пока отдыхаем на поляне, я предлагаю поиграть. Игра называется «Собери растение». Каждый из вас должен собрать лекарственное растение, назвать его и рассказать, при каких недугах (болезнях) его применяют? ( разрезанные картинки растений: ромашка, ландыш, клевер, зверобой)
(Дети собирают картинки, называют растения и рассказывают о применениях)
Воспитатель: -Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Теперь котенок будет знать о роли лекарственных растений в природе и сам ими лечиться. Но только наш гость не знает, как правильно собирать и хранить лекарственные травы. Какой нужный и важный совет вы дадите котенку?
Ответы детей.
–Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли- во время цветения, цветы- в начале цветения, плоды- в период полного созревания, корни-осенью.
- Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
-Не собирать растения около дорог и промышленных предприятий.
- Нельзя брать лекарственные растения в рот, тк многие из них ядовиты.
- Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
- Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте
Воспитатель: Ребята, погода меняется. Нам пора возвращаться домой.
(возвращаются т по тропинке)
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Сегодня вы вспомнили о известных лекарственных растениях нашего леса. Рассказали много интересного и полезного нашему гостью-котенку.
Подведение итога:
- Что такое лекарственные растения?
- Для чего используют лекарственные растения?
-Что посоветуем котенку? Какие ему нужны травы: от кашля, для повышения аппетита, заживления лапки?
Воспитатель: Чтобы восстановить свои силы, я приглашаю всех, отведать ароматный, травяной чай.
- Чтобы гости не скучали, угостим-ка мы их чаем.
Всех гостей мы угощаем
Ароматным чаем!