Получи документы

«Знакомство с русской избой». Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе (4 фото)

Ирина Назарова
«Знакомство с русской избой». Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Развитие духовно-нравственных и социокультурных ценностей дошкольников посредством фольклора. Формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта.

Ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата. Познакомить детей с русскими народными пословицами, поговорками, загадками.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Материалы и оборудование:

Темочки:

Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти. Русский народный костюм, запись русских народных песен.

Ход занятия:

-Ребята, подойдите ко мне, станьте в круг. Посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Они улыбаются вам и вы подарите им свои улыбки. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Подарите друг другу хорошее настроение.

-Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. От кого оно вы узнаете, когда я его прочитаю.

«Здравствуйте, дети. Пишет вам Марья-краса долгая коса. Недавно вы про меня читали сказку. Знаю она вам очень понравилась, поэтому хочу пригласить вас в гости. Но попасть ко мне в гости не просто, вам придётся отправится в прошлое, в то время, когда жили наши прабабушки и прадедушки, и узнать как они жили. Жду вас с нетерпением»

-Ребята, скажите, от кого письмо? (Марья-краса)

-Кто такая Марья -краса? (русская красавица из сказки)

Ребята, Марья-краса позвала нас в гости. Что нам нужно сделать, чтобы попасть к ней? (отправиться в прошлое и узнать как жили прабабушки и прадедушки)

-Ребята, а вы знаете как раньше жили наши прабабушки и прадедушки? Предлагаю вам отправится в путешествие в далёкое прошлое – Древнюю Русь- так называлась наша страна в древние времена. Готовы? Тогда возьмёмся за руки, закрывайте глазки и говорите волшебные слова:

-Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,

Только сильно не спешите,

Ни то в яму угодите!

(дети открывают глаза перед ними слайд с изображением «избы»)

- Вот и в прошлом мы оказались. Что мы видим?

-Правильно русскую избу?

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

-Скажите раньше русские люди из чего могли избу сделать?

(ответы детей)

Давным-давно люди строили себе избы из бревен, ещё их называли срубами, т. к. рубили их топором.

А из какого дерева строили избы? (берёза, сосна, дуб, листвиница)

Самые крепкие дома были из листвиницы, из сосны тоже строили избы, но на низ всегда старались класть брёвна из листвиницы.

-В старину, входя в избу, люди желали здравия и делали низкий поклон. Давайте и мы пожелаем здравия и поклонимся. Присаживайтесь на стульчики

Ребята, отгадайте что же являлось главной частью русской избы?

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

«Дом без печи- нежилой дом»- говорили в народе. «Кормилицей», «Матушкой» ласково называли печь.

-Как вы думаете, почему её так называли? (ответы детей)

Печка действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку… От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.

Очаг печки назывался горнилом, в нем разводили огонь и готовили еду. Под печкой оставалось свободное место, оно так и называлось – подпечье. А использовалось оно для хранения печного инвентаря: ухватов (разного размера, кочерга, совок и т. д.

Над горнилом в русской печи располагалась — лежанка. Для чего служило это место? (ответы детей)

А также изгоняли простудные заболевания, на печи сушили одежду (валеночки, носочки и т. д.).

-Ребята а чем нужно топить печь?

Дети: Дровами!

А их в избе совсем нет! Давайте в лес за дровами сходим?

Физминутка

По лесу с тобой гуляли (шаги на месте)

И пилу с собой мы взяли,

Чтоб вместе распилить бревно (имитация распиливания)

Очень толстое оно,

Много дров мы напилили

Топором их разрубили! (Имитация рубки топором.)

- Ребята, а каких мы дров набрали?

-Из берёзы какие дрова? (берёзовые)

-Из дуба какие дрова? (дубовые)

-Из липы какие дрова? (липовые)

-Из ели какие дрова? (еловые)

-За дровишками мы прогулялись и теперь проголодались.

Слушайте внимательно и ответьте обязательно, в чём варили еду!

Загадка про чугунок.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит (чугунок)

-Почему он так назывался?

Дети: потому что он чугунный.

- Чугун – это очень крепкий метал, он выдерживал любой огонь, и любой удар. Чугунок незаменим был в хозяйстве, служил вместо кастрюли. Давайте сейчас свари суп из перловых круп!

Игра: «Мы варили суп».

Мы варили суп-суп (тереть ладошки друг об друга)

Из перловых круп-круп (тереть ладошки)

Получилась каша (тереть ладошки)

То-то горе наше (схватиться за голову)

Замесили тесто стучать кулачками по столу или по коленкам

А оно ни с места (удерживать руки без движения)

Замесили на дрожжах (снова стучать)

Не удержишь на вожжах! (расставить руки в стороны, пытаясь удержать)

-Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

-В каждой избе был «красный уголок» — значит, красивое и главное место!

В этом углу висели иконы, накрытые вышитым полотенцем — рушником.

-Посмотрите, что стоит в этом углу?

-В красном углу стояли стол, лавки и самовар.

-Кто знает для чего нужен самовар?

-Самовар -это древний чайник. Самовар — был очень нужен для семейного уюта и дружеского общения.

Мне кажется, что кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?

Дети: Малыш.

Люльки для малышей

- Видите, ребята в старину, не было детских кроваток, колясочек и малышей убаюкивали вот в таких люличках. Люльки закрепляли к потолку на крюк, ближе к печке, потому что там, очень тепло.

-Как же нам успокаивать малыша?

-Нужно люльку покачать и напеть колыбельную песню. Предлагаю вам послушать как раньше пели колыбельную наши прабабушки. (прослушивают аудиозапись)

-Детей в семье раньше было очень много. Игрушки для своих детей делали родители сами, вот как они выглядели:

• свистульки из дерева;

• деревянные матрёшки;

• лошадки-качалки;

• глиняные игрушки;

• тряпичные куклы собранные из разных лоскутов ткани.

Посмотрите в избе шкафов нет. Скажите, а куда наши прабабушки и прадедушки складывали вещи?

-Правильно в сундуке. Где у нас в группе стоит сундук, подойдите к нему. (показ на столе предметы старины)

-Люди в старину очень много трудились, почти все делали своими руками. На столе лежат предметы старины скажите из какого материала они сделаны.

-Из дерева, из глины, коры дерева, из ниток.

-Как называется кора дерева берёзы? (береста) Найдите предметы из бересты.

-Русский народ считается очень трудолюбивый. В зимнее время женщины и девушки пряли пряжу, шили одежду, вязали.

-Мужчины с сыновьями рукодельничали: из дерева вырезали различные детские фигурки, разделочные доски, кадушки и т. д, а ещё лапти плели, а в летнее время в полях трудились, рыбу ловили.

Посмотрите вот на таких прялках пряли пряжу. Подвязывали кудель (шерсть, лен) и с помощью веретёшки спрядали в нити.

-Какую одежду носил русский народ?

-Рубахи, косоворотки, платки, сарафаны, кокошники и т. д. Кокошник головной убор, который в старину носили замужние женщины. Обувью в старину были лапти, которые зимой плёл хозяин.

Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде и лени вы знаете?

-Терпенье и труд все перетрут.

-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

-Любишь кататься — люби и саночки возить.

-Семь раз отмерь, один — отрежь.

-Кто не работает, тот не ест.

-Больше дела, меньше слов.

-Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

-Люби дело — мастером будешь.

-Слезами делу не поможешь.

-Каков мастер, такова и работа.

-Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

-Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

-Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.

-У лодыря что ни день, то лень.

-Ребята, а как вы понимаете пословицу: Делу — время, а потехе — час.

Дети: После выполненных работ, можно и отдохнуть.

- Выходным днём была суббота и называлась она «Субботинушка». Люди в этот день плясали, играли в различные игры, пели песни, водили хороводы! В многие русско-народные игры играют и сейчас.

Русско-народная игра «Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят»

(Воспитатель объясняет правила игры)

Рефлексия

-Ребята, вам понравилось в русской избе?

1. Что особенно запомнилось?

2. Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно?

3. Игра «Что было- потом стало»

(карточки с предметами старины и современными предметами)

-Ребята, вам в детский сад возвратиться пора. Давайте возьмёмся за руки закроем глаза и произнесём слова:

Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,

Только сильно не спешите,

В детский сад нас приведите!

Смотрите, Марья-краса долгая коса нас встречает и приглашает вас попить чаю из настоящего блестящего самовара и угоститься мягкими бубликами.

«Знакомство с русской избой». Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе
Фото «Знакомство с русской избой»
. Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе - фото
Фото №1 Цель Развитие духовно нравственных и социокультурных ценностей дошкольников посредством фольклора
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе «Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе. Цель:Приобщать детей к истокам русской народной.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России»Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России» НОД «Русская береза - символ России» подготовительная группа Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство с русской избой». Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе
Опубликовано: 5 марта 2025 в 11:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство с русской избой». Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Назарова (УИ 863868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!
08 марта 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД