Шантыз Нафисет
Конспект НОД в подготовительной группе «На выставке кожаных изделий»
▼ Скачать + Заказать документы
«На выставке кожаных изделий», с использованием технологий: исследовательская деятельность
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ «Нальмес»
Шантыз Н. М.
а. Тахтамукай
2021 г.
Цели:
1. Дать детям понятие о коже как о материале, из которого делают разнообразные вещи.
2. Вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда.
3. Воспитывать желание принимать участие вместе с родителями в выставке подделок из кожи.
4. Воспитывать желание изучать историю своего народа.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „На выставке кожаных изделий“» размещена в разделах
1. Чудесный мешочек, обрезки из кожи, ткани, изделия из кожи, картинки с изображением изделий из кожи
2.Ёмкости с водой для экспериментальной деятельности
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители
База исследования проекта МБДОУ №1 «Нальмес».
Ожидаемые результаты: Овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками в процессе аппликации.
Вид проекта: среднесрочный, групповой, творческий, практико-ориентированный, социально-личностный.
Актуальность проекта: Аппликация - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются графические изображения.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» - развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками; эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности.
«Познавательное развитие» - дать первичные представления об объектах окружающего мира – дать понятие о коже, как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи. Познакомить с видами кожи. Активизировать познавательную деятельность через экспериментирование.
«Речевое развитие» - учить детей владеть речью, как средством общения и культуры.
«Художественно-эстетичное развитие» - формировать элементарные представления о видах искусства, связанных с изготовлением изделий из кожи.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
У меня на столе есть волшебный мешочек, какие же волшебные вещи он для нас приготовил, посмотрим?
Игра: «Угадай на ощупь».
(В мешочке: ткань, кожа, бумага, дерево.)
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – ковры, изделие из дерева, керамики, кожи. Они становятся украшением нашего жилья. «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго, «-говориться в пословице. Любая работа хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу. Какие только материалы не используют люди при изготовлении самых различных предметов, например кожу. Этот материал создала сама природа.
Знакомство с историей кожаных изделий:
Кожа — это натуральный материал. Она - мягкая, пластичная, прочная, гибкая, практичная, гигиеничная, надежно защищает от холода, влаги и пыли. Изделия из нее красивы.
Эксперимент с кожей:
Дети определяют свойства кожи: цвет, толщину, кожа гладкая, неровная, мягкая, не мнётся и легко распрямляется, не рвётся, сравнивают с тканью. Проводится опят на её непромокаемость.
Люди издавна научились работать с кожей. Первая одежда была из шкур животных… Первое оружие человека… (силки для ловли птиц и зверей, воинские доспехи, колчаны для стрел, конская упряжь, жилища, посуда, лодки, пергамент для письма были из кожи.
Отправимся на выставку кожаных изделий.
Из кожи юбка и пальто,
И куча сношенных сапог.
Давно уж стало всё не то,
Вещам, увы, приходит срок.
В сумке маминой картошка,
Варежкой играет кошка,
Висит старенький пиджак,
Всё не выбросить никак.
Давайте посчитаем, сколько предметов у меня на столах (прямой и обратный счёт до 20, назовите соседей числа, больше, меньше, равно, посчитать 10-ми до 100).
Искусно обрабатывали кожу мастера Древней Руси, они шили нарядную обувь и одежду, украшали её жемчугом, бисером, серебром.
Кожа бывает разных цветов? Какие? Кроме одежды, что ещё бывает кожаное? (Диван, кресло, стул и т. д.)
Загадка: Две сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - так надевать
Чтобы не мёрзли пять да пять.
(Перчатки)
Кожаные перчатки были известны ещё в древние времена. Их находили даже в египетских гробницах. Перчатки защищали руки от холода и грязи, или служили символом высокого положения человека. Первоначально перчатки имели форму мешочков, без выделения пальцев. Потом для удобства в работе стали выделять большой палец, постепенно перчатки приобрели тот вид, в котором они дошли до настоящего времени. Рассмотрите разновидности перчаток. Слайды 13-15
Пальчиковая игра. (Про утят). Давайте разделим слова на слоги (хлопками).
Посмотрите, что у меня в руках? (Сумка). Для чего нужны сумки? (Ответы детей).
Возникновение кожаных сумок было вызвано необходимостью переноски тяжестей при перемещении людей с одного места на другое. Сумки носили на поясе, на длинном ремне, на голове, за плечами, в руке, возили на тележке. Форму и размер сумки, во многом определяли её функция и величина шкуры животного, из которой её изготавливали.
Давайте посмотрим, как изменялась форма сумок. У девушек много сумок их меняют через день. Назовите дни недели (между какими днями, какой по счёту день недели).
Игра «Короче-длиннее»:
Что длиннее - неделя или месяц?
Пять часов – или одни сутки?
Семь суток или одна неделя?
30 мин. или 1 час?
12 месяцев или 1 год?
10 лет или век?
У многих народов элементом мужского и женского костюмов издавна является широкий пояс. Дополнительно его украшают теснением, переплетением ремешков, металлическими накладками.
Мы одеваемся по погоде? Сколько месяцев в году? Сколько времён года? Сколько частей в сутках? (перечислите)
Чтобы рассмотреть следующий экспонат нашей выставки вы должны отгадать ещё одну загадку:
Два брата-арапа, ростом - по колено.
Везде с нами гуляют, наши ноги защищают.
(Сапоги)
Самая прочная и удобная обувь – это обувь, сделанная из кожи. Рассмотрите разновидности кожаных сапог.
Кожаную прочную обувь, которая не боится ни дождя, ни снега, делали во все времена. А также мягкие тонкие мокасины из замши.
Изделия из кожи украшали бахромой разной длины, вышивкой из кожаных ремешков, бисером, аппликацией. Техника аппликации не позволяло выполнять мелкие сложные детали. Поворачивая готовые орнаменты, вокруг оси и чередуя их с гладкими кусками кожи, получали множество разнообразных вариаций. Как и у всех народов, общинно-родового развития, вид и сочетания различных мотивов орнамента указывали на принадлежность владельца определённому племени и роду.
Стук в дверь. Заходит учительница адыгейского языка с мальчиком и девочкой в национальных костюмах.
-Здравствуйте ребята! Мы проходили мимо и услышали, как вы сейчас говорили о родовых различиях. Я вам тоже хочу об этом немного рассказать. Вот у меня в руках родовые знаки (4-5 тамги). А также об адыгейских орнаментах, которые вышивались на одежде и обуви. Именно благодаря знакам-тамгам, мы могли определить род и племя, к которому относились. Мои друзья тоже в нарядных костюмах-сае, на которых вышиты адыгейские орнаменты. Давайте их рассмотрим (показ костюмов-сае).
-А какое сейчас время года? Что изменилось в природе? А стихи про весну вы знаете? (3 стихотворения).
-Ребята, я к вам сегодня пришла не с пустыми руками, у меня в сумке лежат адыгейские орнаменты из кожи. Я вижу, у вас на столах лежат клатчи и сапоги. А давайте на них наклеим эти красивые орнаменты и подарим их нашим гостям. А кто умеет красиво рисовать, можете нарисовать.
Аппликация с кожей и рисование. (Под музыку.)
Дети дарят гостям свои работы.
-Ребята, мои друзья хотят с вами поиграть. Игра: «пэ1ок1адз».
-У меня для вас есть сюрприз, мои друзья хотят станцевать для вас. (Танцуют хьакулящ).
-Воспитатель. Спасибо вам, наши гости дорогие! Нам очень понравились ваши танцоры.
Итог: А что вам больше всего понравилось, ребята? Что вы делали?
А завершим мы сегодня наше занятие общим танцем «т1урыт1у». Приглашаются все дети и гости.