Ольга Кирилова
Конспект НОД в подготовительной группе «Огонь и человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной
деятельности «Огонь и человек»
Автор Кирилова Ольга Николаевна,
воспитатель, ГБОУ ШКОЛА №1980
г. Москва.
Цель:
Формирование знаний у детей о значении огня в жизни человека.
Задачи:
Познавательные: Формировать умение разгадывать кроссворд, закреплять название месяцев года.
Социально – коммуникативные:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Огонь и человек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
Расширять и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности.
Развивать чувство ответственности за свои поступки.
Речевое развитие:
Заучить пословицы об огне.
Закреплять название художественной литературы об огне.
Развивать творческие способности.
Воспитывать у детей навыки осторожного обращения с огнем.
Методические приемы:
Игровой, наглядный, словесный, театрализация.
Материал:
Символ огня, сказка «Огонь-друг, огонь-враг», дидактическая игра «Четвертый лишний».
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»,
д/и «Кому что нужно», экскурсия в пожарную часть, чтение С. Маршала «Кошкин дом», «Пожар», занятие «профессия-пожарный».
Работа с родителями:
Совместное рисование с ребёнком «Огонь-друг, огонь-враг»,
Ход деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, мне нужна ваша помощь, помогите мне разгадать кроссворд и прочитать главное слово.
1 Назовите десятый месяц года?
2 Назовите восьмой месяц года?
3 Назовите одиннадцатой месяц года?
4Назовите первый месяц года?
5 Назовите седьмой месяц года?
Главное слово кроссворда – Огонь.
Я предлагаю вам сегодня поговорить об огне.
- Огонь. (ставлю в центр безопасный подсвечник и зажигаю свечу).
- На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым огонь костра казался загадочным, живым. И они смогли «приручить» огонь и сделать своим верным помощником. Как это было вы увидите в сказке.
. (Инсценировка сказки)
«Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял огонь, где хотел: по лесам, по домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого.
- Как вы думаете, почему?
Дети: Он сжигал всё подряд, ничего и никого не жалел.
- И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал : «Давай, огонь померимся силой». Огонь отвечает : Да куда тебе Человек, со мной силой мерится! А человек настаивал на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь : «Не туши меня человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как и чем огонь стал помогать людям?
(приготовить еду, согреться, заменяет свет-свечка и т. д.)
Знают все, человек без огня не проживет не одного дня. При огне, как при солнце, светло. При огне и зимой тепло. Посмотрите, ребята, вокруг: Нам огонь самый лучший друг.
Воспитатель: Но когда мы небрежны с огнём, он становится нашим врагом.
Ребята, посмотрите на наше маленькое пламя. Давайте поднесём руку к свече, что вы чувствуете.
Дети: Тепло.
Воспитатель: Посмотрите, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.
Опыт: Показать детям что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени, через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.
Вывод: Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносить к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
Воспитатель: А сейчас ребята посмотрите на доске иллюстрации: покажите и назовите причины по которой может случиться пожар.
Дети: Неосторожное обращение со спичками, электроприборами, сигаретами, замыкание проводов и т. д.
Воспитатель:. Игра называется «четвертый лишний». Найдите предмет, который может стать причиной пожара?
1. Кипятильник, расческа, сундук, кастрюля.
2. Ковер, телевизор, картина, стол.
3. Стакан, зажигалка, ложка, одеяло.
4. Фен, ваза, карандаш, колечко.
5. спичка, ведро, ранец, кукла.
Воспитатель: Ребята, а какой предмет не может стать причиной пожара:
1. Спички, зажигалка, свеча, подушка.
2. Утюг, телевизор, ведро, пылесос.
3. стиральная машина, электрокофемолка, фломастер, свеча.
4. костер, газовая плита, печь, ручка.
5. Горящая сигарета, искра электросварки, стакан с водой, электроплитка.
Физминутка «горит, не горит»
Слова:
Бумага Гвоздь
Шторы Снег
Одежда Вода
Деревья Камень
Сухая трава Стекло
Книги Металл
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда, грозить нам будет злой пожар!
Но если вдруг пришла беда
Что же делать нам тогда?
Ответы детей:
- Звонить пожарным 01.
Предлагаю игру- ситуацию «Вызови пожарных»
Дети строятся в две команды. На расстоянии 4-5 метров напротив каждой команды стоит стол с телефоном. По сигналу: «Пожар!» первые из играющих подбегают к своему телефону, набирают «01» и громко и четко вызывают на помощь пожарных, называют адрес горящего объекта, затем бегут к своей команде, передают эстафету другому и становятся в конце своей команды.
Ребята, об огне мы прочитали много произведений, вспомним некоторые.
. «Опасная сказка».
Прослушав отрывок вам надо сказать из какого он произведения:
1. Море пламенем горит
Выбежал из моря кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
(К. Чуковский "Путаница")
2. Что за дым над головой?
Что за гром на мостовой?
Дым пылает за углом.
Ставит лестницы команда -
От огня спасает дом.
(С. Михалков "Дядя Степа")
3. Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти
Парня какого-то лет двадцати.
(С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое")
4. С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом, машет красным рукавом.
(С. Маршак "Кошкин дом")
5. Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
"Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь!".
(С. Маршак "Пожар")
Воспитатель: Ребята про огонь есть пословицы, давайте мы их запомним.
1. Дорого при пожаре и ведро воды.
2. Огонь тушат, пока не разгорелся.
3. Пожар слезой не потушишь.
4. Огонь без дыма не бывает.
Воспитатель: Ребята запомните, что дым опаснее огня. (при горении любых материалов «горит» и кислород которым мы дышим. Он превращается в угарный газ. Нужно немедленно покинуть комнату, где вьется дым и вызвать пожарных. Многие животные очень чувствительны к дыму. Нередки случаи когда они спасали своих хозяев если пожар происходил ночью. Как это бывает вы увидите в сказке «Вороненок» (инсценирование)
«Жили – были дед да баба. Раз пошел дед в лес по грибы и увидел, как лиса схватила маленького вороненка, что из гнезда выпал и хочет его растерзать. А над своим детенышем ворон с воронихой кружатся, кричат, громко каркают, крыльями бьют, да ничего поделать с ней не могут. Вот вороны и взмолились: спаси дедушка нашего вороненка, придет время, он тоже добром за добро оплатит. Старик взял палку, отогнал лису и вырвал у нее вороненка. А вороненок тяжело дышит, падает. Ну, делать нечего. Взял старик вороненка и принес домой. Долго они с бабкой выхаживали вороненка. Прошло время, он поправился. Стал у них жить. Вот как – то раз зимой дед с бабой затопили печь и легли спать. И не заметили, как один раскаленный уголек выпал из печки. Упал уголек на пол, скатился на половичок и начал тлеть половичок. В доме запахло дымом. Старики спят, ничего не чувствуют, а вороненок сразу запах дыма почувствовал. Стал по комнате бегать, метаться, громко каркать. Потом подошел к бабе близко – близко, да как каркнет во все горло: «Кар – кар! Вставай! Пожар!». Баба и проснулась. Что такое? Дымом пахнет! Уж не пожар ли? Посмотрела, а половичок уже тлеет и дымится. Разбудила деда, выбросили они половичок на улицу, двери и окна открыли, проветрили комнату.
Ай, да вороненок, ай, да молодец! Он ведь нас от смерти спас, говорит дед. Правда, видно люди говорят: «Доброе дело без награды не останется»»
Вот и закончилась наша беседа.
Итог занятия:
Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Игра «Верите ли вы?». Я задаю вопрос, а вы отвечаете, «Да» или «Нет».
1. Верите ли вы, что человек может обойтись без огня?
Дети: Нет.
2. Верите ли вы, что если оставить без присмотра костёр в ветреную погоду. То начнётся пожар.
Дети: Да.
3. Верите ли вы что, если начался пожар, то звони -02?
Дети: нет, пожарный номер 01
4. Верите ли вы, что «Спички детям – не игрушка».
Дети: Да.
5. Верите ли вы, что во время пожара надо прятаться под диваном, столом, залезать в шкаф?
Дети: Нет. Это ни в коем случае делать нельзя.
6. Верите ли вы, что при пожаре самое страшное огонь?
Дети: Нет. Дым опаснее огня. Т. к люди чаще погибают от дыма, от удушья. Иногда человеку достаточно сделать несколько вдохов и он теряет сознание, а следовательно часто выбраться самостоятельно без посторонней помощи не может и наступает смерть.
7. Верите ли, что тушить пожар надо огнетушителем?
Дети: Да.
8. Верите ли вы, что бенгальские огни и петарды могут быть причиной пожара?
Дети:Да
Как вы думаете, почему мы сегодня с вами говорили про огонь? Молодцы, спасибо вам за интересную беседу.