Елена Путилина
Конспект НОД в подготовительной группе «Чудесной гжели нежные букеты»
Конспект НОД в подготовительной группе «Чудесной гжели нежные букеты».
Путилина Елена
Шмелева Марина
Цель: создание условий для развития интереса к творчеству гжельских мастеров, обобщение знаний о характерных особенностях гжельского фарфора.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания об элементах росписи и умения рисовать гжельские узоры
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Чудесной гжели нежные букеты“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Развивающие: развивать эстетический вкус, формировать восприятие прекрасного, активизировать словарный запас по теме «гжель», развивать чувства формы, симметрии, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать гордость за талант русского народа, уважение к мастерам, желание создавать своими руками красивые изделия, воспитывать аккуратность, самостоятельность, ответственность при выполнении работы.
Предварительная работа: знакомство с народным промыслом «гжель», рассматривание изделий гжельских мастеров, рассматривание альбома «Сказочная Гжель».
Методы и приемы:
Наглядный: показ, рассматривание.
Словесный: беседа, объяснение, вопросы.
Игровой: сюрпризный момент, игра
Практический: роспись гжельского сервиза.
Материалы и оборудование: аудиозапись песни «Сказочная Гжель» музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого; презентация «Сказочная Гжель»; кукла гжельская мастерица; иллюстрации изделий гжельских мастеров; синяя атласная лента; изображения гжельской посуды, состоящие из фрагментов; «чудесный мешочек»; образцы элементов гжельской росписи; шаблоны элементов сервиза; гуашь, кисточки разных размеров, баночки с водой.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, сегодня всех нас пригласили в гости. А кто, догадайтесь сами. (звучит песня «Сказочная Гжель»)
Ребенок читает стихотворение:
Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста-взял белизну просторов зимних, русских.
И полились узоры, вензеля. Вспорхнули птицы, зацвели сады.
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званьем (дети хором: «Гжель»)
Воспитатель: Догадались, кто нас в гости пригласил? Нас ждет хозяйка народного промысла, гжельская мастерица. Она приглашает нас всех в гжельскую светлицу. (появляется кукла-гжельская мастерица)
Воспитатель: Но что-то мастерица очень грустная. Что случилось?
Мастерица: Ребята, я так вас ждала, готовилась к нашей встрече. Поставила на стол гжельский сервиз, сделанный мной специально для вас. Но Снежная Королева позавидовала такой красоте, прислала метель, вьюгу, и они унесли сервиз в чертоги Снежной Королевы. Как же теперь быть? Ведь я не смогу вас напоить ароматным чаем.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем помочь мастерице? Как? (ответы детей). Давайте мы с вами нарисуем чудесный чайный сервиз, подарим его мастерице, и она больше не будет грустить. Но чтобы сервиз у нас получился красивым, мы должны вспомнить, что нам известно о традициях гжельского народного промысла.
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та.
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке…Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса,
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Ребенок: Поверить трудно: неужели всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели на снег наносят небеса!
Какие розы и пионы на чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны, прекрасны нынче, как вчера!
Воспитатель: Дети, а среди вас есть ловкие, быстрые, умелые? Давайте проверим.
Игра «Собери посуду из осколков».
-Ребята, из какого материала делают гжельскую посуду? (из глины) А что делают с глиной, чтобы она была прочной? (обжигают в печи при высокой температуре) А как вы думаете, такая посуда может разбиться? (да) Вот моя посуда и разбилась, одни осколочки остались. Кто из вас быстро и правильно сможет сложить осколки? (три ребенка под музыку складывают изображения гжельской посуды из фрагментов)
-Молодцы, быстро справились с заданием. Что у вас получилось? (дети называют предметы посуды) Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? (гжельская)
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Тогда я приглашаю вас в сине-голубую сказку.
В далекой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В ее саду росло много красивых роз разного цвета-и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в заморские страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь ее. «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!»-сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать ее на своей посуде. Купец же вернулся домой и подарил жене красивую расписную посуду с синей розой. Так появилась знаменитая на весь мир гжельская посуда.
Узоры на гжельской посуде самые разные. Какие? (розы, бутоны роз, ромашки, колокольчики, тюльпаны, звери, птицы, деревья, сеточки, капельки, полосочки, завитки и т. д.) Узор гжельских мастеров расположен в центре каждого изделия. По краям изделия –кайма. (показ элементов гжельской росписи)
Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы-часы, подсвечники, шкатулки, забавные скульптурки. И расписывают их знаменитыми небесными узорами. (показ изделий гжельских мастеров)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в одну очень интересную гжельскую игру, в нее играют гжельские мастера, когда хотят немного отдохнуть. Называется она «Матушка Гжель».
Игра «Матушка Гжель».
Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий-матушка Гжель. Она стоит в центре, в руках-синяя атласная лента. Дети идут по кругу, проговаривая слова.
Матушка Гжель по полю гуляла,
Ленточку синюю потеряла,
Кто ленту найдет-тот талант обретет.
Дети останавливаются. Матушка Гжель взмахивает лентой. Кого она коснется, то становится матушкой Гжелью.
Воспитатель: Мы с вами сегодня тоже побудем настоящими гжельскими мастерами и распишем узорами чайный сервиз. А что же такое сервиз? (набор столовой или чайной посуды на определенное количество человек)
Какие предметы посуды могут быть в чайном сервизе? (заварной чайник, сахарница, молочник, чашки, блюдца).
Воспитатель: А сейчас каждый из вас выберет, какой именно предмет из чайного сервиза, он будет расписывать. (дети достают из «чудесного мешочка» шаблон посуды) Но прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Посуду моет наш Антошка (потирают ладошки друг об друга)
Моет чашку, блюдце, ложку (повороты туловища вправо-влево)
Вымыл чайник и стакан (приседания)
И закрыл покрепче кран. (прыжки на месте)
Воспитатель: Теперь я вас приглашаю в волшебную мастерскую, где мы с вами будем расписывать гжельский сервиз для мастерицы. Не удастся Снежной королеве испортить нам праздник!
Самостоятельная работа детей.
Рефлексия:
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? А тебе, мастерица, нравится? Помогли тебе ребята? Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня поработали, и какой замечательный сервиз у нас получился! И в завершении нашей работы, я хочу прочитать вам замечательное стихотворение о русской природе, которая вдохновляет мастеров на творчество.
Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.