Ольга Сидоркина
Конспект НОД в младшей и средней группе «Наш нос»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Сидоркина Ольга Владимировна, воспитатель МДОУ №206 «Сказка», Кемеровская область, город Новокузнецк
“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В. А. Сухомлинский
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Моя методическая тема: “Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования”. Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинаю со 1-ой младшей группы по принципу “от простого к сложному”. Основные техники, используемые в этом возрасте:
Публикация «Конспект НОД в младшей и средней группе „Наш нос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Средняя группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
1. Рисование пальчиками
2. Рисование ладошками
3. Печать поролонами
Конспект НОД в младшей и средней группе
Образовательная область «Здоровье»
Возраст: 3 – 5 лет.
Конспект НОД по теме : «Наш нос»
Цели:
- формировать элементарные представление детей об органах чувств – нос и его функции;
- показать детям, какую роль играет нос в жизни человека;
- развивать способность рассматривать друг друга, умение работать в коллективе;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
- воспитывать стремление заботиться о своем здоровье;
- закрепление правил ухода за носом
Оборудование: кукла – перчатка «Незнайка»; иллюстрации с изображением людей разного пола и возраста; продукты с хорошо выраженным характерным запахом, туалетное мыло, флакончик из-под духов, набор карточек «Берегите ваши носики», сундучок или коробка.
Содержание:
В группу к детям приходит Незнайка, у него в руках мешочек.
Незнайка: Здравствуйте, ребята. Смотрите, что я вам принес - это мешочек, там лежит сюрприз для вас. Вы любите сюрпризы? Но сундучок этот не простой, а волшебный. Чтобы он открылся, вам нужно отгадать загадки, попробуете?
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет… (нос)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (ответы детей)
Он бывает самым разным:
Маленьким, большим и важным,
Длинным, тонким и горбатым,
Толстым или конопатым. (ответы детей)
Незнайка: Правильно, ребята, отгадали все мои загадки. Покажите свой нос. Зачем нужен нос? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята. Носиками мы дышим.
Незнайка: Подумаешь, дышать можно и ртом, а от этого носа одни неприятности – то он чихает, то с горки упадешь и разобьешь его.
Воспитатель: Что ты, Незнайка, дышать нужно именно носом. Это очень важно - ведь наш носик согревает и очищает воздух, которым мы дышим, от пыли и микробов. К тому же, нос нужен не только для того, чтобы дышать. Ребята, зачем еще нужен нос, что он может делать? (ответы детей). При затруднении детей, взрослый дает подсказку – зачитывает отрывок из стихотворения Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?», затем выслушивает ответы детей.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
На полянке — землянику,
В грядке — спелую клубнику.
В огороде чует нос,
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться,
Носик тоже пригодится:
Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий.
Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он, каков
Запах маминых духов.
Незнайка: Ребята, значит, нос помогает нам чувствовать разные запахи? А какие запахи вы знаете? (ответы детей). Вот и пришло время открыть волшебный сундучок, а что в нем лежит, нам поможет узнать наш помощник – нос.
Проводится игра «Угадай по запаху» - взрослый вызывает к себе по очереди нескольких детей, завязывает им глаза и просит определить по запаху, что он достает из сундучка (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, цветок, чеснок, лук, флакон из-под духов, и др.). Затем ребенок поясняет, как он определил, какой перед ним предмет, ведь он его не видел.
Воспитатель: Ребята, Незнайка, а вы знаете, что запахи бывают полезные и вредные. Как вы думаете, запахи лука и чеснока полезные или вредные? (ответы детей). Правильно, эти запахи полезные – они убивают микробов. А запах сигарет, дыма или газа - полезный или вредный? (ответы детей) Правильно, такие запахи вредные.
Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять!
ходьба на месте
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
остановиться, руки за спину
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
поднять голову
И легко - легко подышим.
дыхание через нос
Незнайка: Молодцы, ребята, скажите, раз нос – это наш важный помощник, значит… (ответы детей) правильно, значит, мы должны его беречь. Воспитатель: Давайте, посмотрим на карточки – работа с карточками «Берегите ваши носики» - девочка ковыряет в носу пальцем (карандашом, мальчик засовывает в нос бусинку, мальчик очень сильно сморкается, девочка наклоняется над баночкой с краской, девочка дает подружке свой носовой платок и др.
Незнайка (грустно) : Ох-ох-ох. А у меня нет своего носового платка.
Воспитатель: Не грусти, Незнайка, наши ребята подарят тебе много красивых платочков.
Дети дарят Незнайке носовые платочки (предварительная работа – аппликация «Укрась платочек узором», Незнайка благодарит детей, прощается с ними, говорит, что еще обязательно к ним придет.
Дополнительный материал по теме:
Рассматривание иллюстраций с изображением людей и животных, беседа «Какие разные бывают носы»
Рассматривание и обсуждение карточек «Берегите ваши носики»
Закрепление правил ухода за носом: нельзя ковырять в носу пальцем и тем более острым предметом; нельзя засовывать в нос посторонние предметы; при насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя; нельзя пользоваться чужим носовым платком; нельзя вдыхать запах незнакомых жидкостей, наклонившись над банкой.
Выполнение дыхательной гимнастики:
Упражнение «Ракета» - Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз.
Упражнение «Мышка и мишка» - У Мишки дом огромный (выпрямление, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох). У Мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произношением звука «ш-ш-ш».
Упражнение «Ветер» (упражнение выполняется стоя.) Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох через нос. Опуская руки, произвести медленный выдох через рот. Упражнение повторить 3—4 раза.
Упражнение «Ежики» - Спокойное дыхание через нос.
Проведение опыта «Значение носа для речи» - взрослый просит ребенка закрыть нос и сказать какое-нибудь слово. Делается вывод: звуки изменяются, становятся нечеткими. Затем ребенок с закрытым носом читает какое-нибудь стихотворение, обсуждение с детьми.
Изготовление с детьми коллажа «Что может чувствовать наш нос»
Изготовление с детьми атрибутов для игры «Узнай по запаху» - из пустых баночек и продуктов с характерным запахом.
Чтение – В. Бианки «Чей нос лучше?», Э. Мошковская «Мой замечательный нос», Н. Кнушевицкая «Нос», С. Шукшина «Долго я по лужам бегал…», загадки на тему: «Нос».