Наталья Неснова
Конспект НОД в младшей группе «Знакомство с русской народной куклой»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма работы с детьми: комплексное занятие.
Образовательная область: исследование объектов живой и неживой природы.
Возраст детей: 3-4 года (младший дошкольный возраст).
Цель: Познакомить детей с русской народной тряпичной куклой, вариантах ее изготовления. Познакомить с главным человеческим органом – сердцем, его ролью в жизни человека на примере сравнения живого человека и куклы.
Программные задачи:
1. Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД в младшей группе „Знакомство с русской народной куклой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к русской народной культуре и традициям;
- воспитывать нравственные качества личности: доброжелательность, взаимопомощь, дружелюбие;
- воспитывать патриотические чувства.
2. Развивающие:
- развивать внимание, творческие способности детей.
- развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству
-развивать мелкую моторику рук.
3. Образовательные:
- познакомить с главным органом – человеческим сердцем, его функциями и ролью в жизни человека;
- дать представления о народных куклах.
- через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями, забавами.
- познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – скрутки».
- воспитывать у детей умение вести разговор на заданную тему
- совершенствовать речь как средство общения
- обогащать словарь детей: безликая, скатка, оберег, ветошь, подручный.
Сюрпризный момент.
Воспитатель, собрав детей в круг на ковре, читает наизусть отрывок стиха Л. А. Рубальской
Фея знала своё дело, и, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело совершала чудеса,
Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,
Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.
И в её руках послушно обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.
А потом свои трофеи раздавала людям фея.
Потому что это средство, чтобы вечно помнить детство.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Отгадайте, о ком моя загадка?
Есть ноги, а не ходит.
Есть рот, но не говорит.
Доставляет детям радость, но сама
радоваться не может.
(кукла)
Правильно. Давайте с вами посмотрим на кукол, которые живут с нами в группе (рассматриваем кукол). Скажите, ребята, на кого похожи куклы?
На людей, правильно. Что же у них есть? (дети перечисляют).
Молодцы! Давайте поиграем (игра на внимание). Я буду называть части тела, к которым надо прикоснуться, а вы будете их касаться. Я же буду вас запутывать и показывать иногда неправильно. Ваша задача – правильно показать то, о чем я говорю и не сбиться, глядя на меня.
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
Да, ребята, все эти части тела есть и у наших кукол. Но почему-то куклы не могут дышать, ходить, играть. Почему? Что есть у человека, но нет у куклы? (дети выдвигают гипотезы).
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Что это за мотор внутри нас? Правильно, это сердце! Сердце – самый настоящий мотор, оно находится в груди, окруженное со всех сторон ребрами. Сердце работает без остановки, потому что его задача – перекачивать кровь в нашем организме, которая доставляет нашим ручкам, ножкам, глазкам и всем-всем клеточкам питание, воду и кислород, без которых мы с вами жить не можем. Сердце нужно беречь, заботиться о его здоровье, делать зарядку и правильно питаться. Благодаря сердцу, мы с вами живые, а вот куклы наши нет. А сейчас мы проверим, угадаете ли вы, кто живой, а кто нет. Признак – у живого есть сердце.
Игра: живой/неживой. (воспитатель называет объекты живой и неживой природы, а дети должны на живой объект хлопнуть в ладоши, на неживой – подпрыгнуть на месте).
- дверь
- котенок
- абрикос
- плюшевый мишка
- лягушка
- камень
- теленок
- совок.
В народе есть поверье, что какой у человека кулачок, такое у него и сердечко. Давайте мы с вами посмотрим, у кого какого размера сердце (дети сжимают и разжимают кулачки, сравнивая размер с рядом сидящими).
Основная часть.
Поисково-практический этап.
Смотрите, ребята, нам Фея принесла шкатулочку. Как вы думаете, что в ней? (наводящими вопросами воспитатель подводит детей к ответу – куклы).
Это не простые куклы, не такие, какими мы привыкли с вами играть. (рассматриваем совместно кукол и находим сходства и отличия с современными куклами). История этих кукол уходит в далекое прошлое Руси, когда на Руси не было магазинов, в которых продавались бы игрушки, все игрушки делали дома мамы и папы своими руками из разных подручных материалов: дерева, глины, лоскутков ткани, различных ниток. В то далекое время люди не понимали еще природных явлений и приписывали дождь, снег, грозу и засуху злым духам. Чтобы защитить своих детей от злых духов мамы делали им тряпичных кукол без лица и назвали их за это безликими. У таких кукол было особое назначение - оберегать всех домочадцев, отсюда и название - обереги. Нам Фея принесла тряпичных кукол. Делали их из старых поношенных вещей, которые откладывали на разную ветошь, причем иголки и ножницы не использовали. Делать такую куклу совсем несложно, хотите попробуем с вами сделать для себя обереговую куколку? Давайте внимательно ее рассмотрим и найдем в сундучке Феи нужные нам материалы для кукол. (дети выбирают лоскутки, нитки и палочки).
Воспитатель демонстрирует способ изготовления куклы пошагово, обращая внимание на геометрию изделия.
Пальчиковая русская народная игра «Две сороки».
Болтали две сороки
Сороки- белобоки (поочередные хлопки в ладоши и по коленям в ритм словам)
Про то, про се (показ ручки ладошкой вверх)
Про Якова, про Якова про всякого (то же ладошкой вниз)
Про дым из трубы (потряхивающие движения кистей с одновременным поднятие рук вверх)
Про забор у избы (кисти рук сложены, пальцы сплетены)
Про лужу на дороге (раскрыть чашу из кистей)
Про шавку на пороге (крокодилова пасть)
Болтали день до вечера (поочередные хлопки в ладоши и по коленям в ритм словам)
Ведь делать было нечего (руки развести ладонями вверх).
Наш большой прямоугольный лоскуток сложим пополам и посередине прокрутим. Теперь обернем ниточкой нашу скрутку и получится кружок – это голова нашей куклы. Теперь возьмем палочку, вставим между двумя прямоугольничками, получатся ручки, еще раз перехватим ниткой под ручками. А оставшаяся ткань – сарафанчик куклы. (дети изготавливают кукол). Можно для куклы сделать подвес и повесить ее возле кроватки, для чего нитку сложим пополам и вденем через центр круга, а затем сделаем петельку, наша кукла готова.
Рефлексия.
Какие замечательные куколки-обереги у нас получились. Вы можете оставить их себе или подарить маме, папе, сестре или братику, украсить дома цветными лоскутками ткани. Скажите, ребята, а эти куколки живые? Почему? А для чего человеку сердце? Как вы думаете, что значит, когда о человеке говорят, что у него большое сердце? (добрый, бескорыстный).