Юлия Кияметдинова
Конспект НОД в младшей группе по формированию целостной картины мира «Сошьем Маше сарафан»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познание
Интеграция: Художественное творчество, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Социализация, Труд, Музыка.
Цель: продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Знакомить с предметами русского национального костюма.
Задачи: -расширить представление детей об одежде
-уточнить представление детей о предметах необходимых для шитья одежды
-воспитывать уважительное отношение к результатам труда швеи
-воспитывать доброжелательное отношение к другим людям, желание им помочь
Публикация «Конспект НОД в младшей группе по формированию целостной картины мира „Сошьем Маше сарафан“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
-вызвать желание украсить красками новый сарафан для куклы Маши
-упражнять в рисовании гуашью
-развивать мелкую моторику
Методы и приемы: познавательная беседа и рассказ, игровая деятельность детей, рассматривание русского костюма, показ образцов украшенных сарафанов, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа:
-посещение мини-музея «Русская изба»
-знакомство с обобщающимся понятием «одежда»
-беседа «Как важно быть аккуратным»
-Чтение стихотворений Т. Хадырева «Обнова», К. Чуковского «Чудо-дерево», А. Валасиной «Золотые руки».
-рассматривание иллюстраций с людьми в народных костюмах
Оборудование и материалы:
-кукла в русском народном сарафане
-шкатулка для швейных принадлежностей
-поднос с предметами для игры (ножницы, катушки с нитками, булавки, нитки, ленты, кружева, кусочки ткани, наперсток, иглы в коробочке, отвертка, гвоздь, пяльцы, краски, кисти, ложка, молоток, блюдце, стека, фонендоскоп, шприц)
-шаблоны сарафанов для украшения разных тонов
-гуашь ярких тонов
-кисти для рисования № 3
-баночки с водой
-ИКТ
-разноцветные платочки по количеству детей
Ход деятельности
Воспитатель предлагает снова посетить музей «Русская изба». Ребята проходят и рассаживаются на стулья. Воспитатель обращает внимание детей на убранство избы. Дети вспоминают предназначение предметов в русском быту (печь, чугунок, ухват, скалка, прялка, коромысло). Затем воспитатель делает акцент на том, что в избе нет шкафа для одежды и задает вопрос:
-Как вы думаете, где раньше люди хранили свою одежду?
(Дети дают свои ответы.)
Воспитатель подводит итог:
-Раньше всю одежу люди хранили в больших коробах (ящиках) с крышками, которые закрывали на замок. (Показать слайды с изображением сундуков на экране).
Такие короба назывались сундуки. В каждой избе у хозяйки был сундук.
А теперь я предлагаю вспомнить, какую одежду можно хранить в шкафу.
Далее проводится речевое упражнение «Какая бывает одежда»
Скажите малышу, что одежду, которую мы носим на улицу, называют «верхняя одежда». Почему? (Выслушайте предположения малыша). Да, потому что ее надевают сверху другой одежды. Она на верху, сверху, поэтому она «верхняя». Какая верхняя одежда есть у ребенка, мамы, папы?
А одежду для праздников как называют? (Праздничная). А как называют одежду для работы? (Рабочая) А одежду для мужчин? (мужская). Одежда для женщин —? (Женская). А одежда для детей? (Детская). Одежда для кукол —? (Кукольная)
Далее воспитатель обращает внимание на куклу в русском народном костюме. Дети ее рассматривают.
_Ребята,посмотрите, какая красивая кукла в нарядной одеже! Ее зовут Маша, как девочку из сказки «Гуси-лебеди». Внимательно посмотрите на ее наряд: она в длинном красном сарафане (он почти достает до пола). Сарафан украшен сверху и по середине вышивкой и кружевами, а по низу идут яркие цветные ленты. Под сарафаном у Маши рубашка. У нее длинные рукава. Рукава и ворот рубашки тоже расшиты узорами. На голове у нашей куклы красивая корона, а по-другому кокошник, украшенный бусами и блестками. Дети. Так раньше на Руси одевались девушки на праздник.
Затем воспитатель сообщает, что у куклы случилась беда.
-Ребята, наша Маша очень расстроилась. Она спешила к нам в сад на праздник и так торопилась, что нечаянно порвала свой сарафан. А матушка ей строго наказывала беречь свое платье. Раньше люди очень берегли свою одежду. Она была очень дорогой, да сшить одежду было не легко. Всю одежду женщины шили своими руками. Это было не просто. Труд швеи очень труден и важен для всех. Ведь никому не нравится ходить в старой рваной одежде!
Потом воспитатель предлагает детям найти выход и помочь кукле.
-Дети, а как можно Маше помочь? (Дети дают свои ответы)
-Правильно вы все сказали, сарафан можно аккуратно зашить. А что нам нужно для шитья, мы сейчас узнаем.
Проводится игра «Шкатулка для швеи»
Воспитатель выносит поднос со следующими предметами: ножницы., катушки ниток, кружева, кусочки ткани, наперсток, булавки, иглы в коробке, пяльцы. Молоток, гвоздь, краски, фонендоскоп, блюдце. Лопатка, стека, кисть, ложка. По просьбе воспитателя 3-4 ребенка выбирают нужные предметы для шитья и складывают их в шкатулку. Затем все вместе проверяют правильность выполненного задания игры.
Воспитатель обращается вновь к детям:
-Молодцы ребята, все предметы для шитья собрали. Теперь Машенька сможет зашить свой праздничный сарафан. Думаю, с этим она справится сама.
А сейчас мы немножко потанцуем и поиграем с платочками. Их нам Маша на праздник несла. (Танец с платочками под русскую народную мелодию)
А я предлагаю вам, ребята, пройти в нашу группу и нарисовать для Маши много новых сарафанов. Так у нашей куклы будет много праздничных нарядов.
Дети вместе с воспитателем прощаются с куклой и идут в группу, где все уже готово для рисования: на столах расставлены краски и баночки с водой по количеству детей, разложены кисти. Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать шаблон сарафана понравившегося цвета и рассаживает их на места.
Перед началом рисования педагог напоминает о правилах обращения с красками и кистью, проводится пальчиковая гимнастика «Острая иголка» по русской народной песенке.
-Дети, перед началом рисования предлагаю вспомнить, как швея шьет иглой.
Предложите детям изобразить, как мама (или бабушка) шьёт (сложить три пальчика в щепотку, как будто они держат иголку с ниткой и плавно вести рукой вверх – вниз) и прочитайте слова песенки.
Иголка, иголка,
Ты остра и колка.
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик
Повторите с детьми слова этой народной песенки, изображая шитьё. Сначала повторите песенку медленно (иголка медленно шьет, затем быстрее, затем очень быстро (темп действий руки тоже убыстряется, снова медленно. Таким образом мы учим ребенка осознанно изменять темп речи.
Воспитатель говорит по окончанию гимнастики:
-Вот теперь ваши пальчики готовы к работе. Только вместо иглы у вас будут кисти и краски.
Далее дети самостоятельно украшают сарафаны прямыми и волнистыми полосками, точками, кругами, стараясь соблюдать ритмичность рисунка. Во время рисования воспитатель побуждает детей к самостоятельной деятельности, обращает внимание на то, как дети держат кисть и пользуются красками. По завершению работы все сарафаны вывешиваются на выставку. Дети их рассматривают, выбирают наиболее понравившиеся. Воспитатель обращает внимание на аккуратность выполнения работ, на многообразие расцветок и узоров на сарафанах, поощряет детей похвалой.
-Дорогие ребята, вы сегодня узнали много нового о русской народной одеже, а также помогли кукле Маше привести в порядок свой сарафан и подготовили для нее много новых красивых сарафанов. Ей обязательно они понравятся. Вы все настоящие друзья и хорошие художники. Спасибо всем вам!