Анна Чулкова
Конспект НОД с элементами экспериментирования в младшей группе «В гостях у капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: третий год жизни
Форма НОД: игра-эксперимент с водой
Форма организации: подгруппа
Задачи:
- образовательные: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы)
- развивающие: развивать словарь и диалогическую речь: отвечать на вопросы, не повторять реплики детей; развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность (повторить правила игр с водой, поддерживать позитивное настроение
Словарь новых слов: вода капает, течет, льется, стекает; воду можно собрать или промокнуть губкой; предметы тяжелые и легкие, тонут, плавают.
Предварительная работа: в играх-экспериментах дети знакомились со свойствами воды: прозрачная, горячая, теплая и холодная, не имеет запаха и вкуса, знают правила игр с водой.
Оборудование и материалы: бассейн с водой, фартуки, полотенца, губки, ведерки, деревянные и металлические ложки по числу детей, мешочек с тяжелыми и легкими мелкими предметами для игр в бассейне, игрушка «Капелька», «Капитошки» (картинки-капельки с личиками) для подарка детям, музыка «Звуки леса», «Морской прибой».
Ход НОД:
1. Сюрпризный момент – появление Капельки.
Цель: вызвать интерес у детей, актуализировать их знания, создать проблемную ситуацию.
Звучит релаксационная музыка со звуками леса и журчанием ручейка.
Воспитатель: - Дети, прислушайтесь, что это звучит? Куда мы с вами попали? Что вы слышите? Наверное, мы в лесу! А вы слышите, как журчит ручеек? Ой, а кого он нам принес?
Воспитатель возвращается с Капелькой в руках.
- Здравствуйте, дети! Я – Капелька! Меня принес лесной ручеек к вам в гости. Я приплыла к вам из своей страны. А кто из вас догадается, как называется моя страна? (Вода, водичка). Да, я там живу, Вода - мой дом. А что вы знаете о воде? (Вода холодная и теплая, прозрачная, мокрая – в ней всё намокает, она не пахнет, она без вкуса). Верно! Как много вы знаете про мою страну! А у меня в мешочке есть для вас задачка! Посмотрите.
Достает из мешочка две ложки – деревянную и металлическую.
- Что это? (Ложки) А как вы думаете, если ложки опустить в воду, что с ними случится? (Выслушать предположения детей). Думаю, что это надо нам проверить!
2. Физкультминутка.
Цель: смена деятельности, снятие мышечных зажимов, создание позитивного настроения, поддержка интереса.
Капелька: - Послушайте! Я слышу море! (Звучит морской прибой) Это значит, что где-то неподалеку есть вода – мой дом! Вы хотите побывать у меня в гостях? Давайте по-ищем мою водную страну!
Дети в поисках водной страны вместе с воспитателем медленно перемещаются по группе, выполняя движения со стихотворением.
Повели меня в поход. (Маршируют)
Отдохнуть присели вот. (Присаживаются)
Ах, какой чудесный лес! (Качают руками-ветками, наклоняясь в стороны)
Я на дерево залез! (Имитируют лазанье)
Этот гриб нашел я сам! (Наклоняются за грибом)
Белке я его отдам! (Выпрямляются, руки вверх)
В этой речке, вот беда! (Перепрыгивают с камешка на камешек)
Лишь холодная вода! (Ёжатся от холода)
Наконец, нашли мы море! (Подходят к бассейну с водой)
Искупаемся мы в волю! (Имитируют плавание)
Путешествовать устали.
Все расселись на привале! (Становятся вокруг бассейна)
3. Повторение правил игр с водой.
Цель: успокоить, дисциплинировать детей после активного движения.
Капелька: - Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом
Правила моей страны,
Очень все они просты!
Здесь нельзя: толкаться, драться!
Здесь нельзя ничем кидаться!
Никого не обливать!
Никого не обижать!
Воспитатель: - Капелька! А наши дети знают правила игр с водой! (Индивидуальная работа: предложить их повторить тем детям, кто обычно их нарушает).
Воспитатель: - Для того, чтобы мы не намокли, защитим себя фартуками. А ещё нам нужны полотенца, чтобы вытирать руки.
4. Упражнение «Здравствуй, водичка!».
Цель: создать позитивное настроение, развивать тактильно - кинестетиче-скую чувствительность, провести словарную работу.
Капелька: - Вот водичка – мой дом! Чистая, прозрачная! Поздоровайтесь с ней, ребята - приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней, погладьте правой ладошкой, левой ладошкой: «Здравствуй водичка!»
- А теперь давайте поздороваемся пальчиками. (Дети ударяют пальчиками о поверхность воды). Это – капельки Капитошки – мои братишки и сестренки, они тоже здороваются с вами! Кап-кап-кап! Вода капает! Покажите, как капает вода – постучите пальцем по ладошке: кап-кап-кап. Теперь опустите и выньте руки из воды. Что вода делает? Вода льется, стекает с пальцев (Активизировать речь детей: вода, капает, льется, стекает, течет) Покажите, как вода течет – проведите пальцем по ладошке: вот так течет!
Дети вытирают руки.
5. Игра-эксперимент «Тонет – не тонет».
Цель: приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.
Капелька: - Давайте посмотрим, что же будут делать наши ложки? (Опустить ложки в воду – подождать реакцию детей) Почему ложки ведут себя по-разному? Давайте их рассмотрим. (Дать детям ложки для обследования) Они одинаковые? Из чего они сделаны? Взвесьте их на руках (показать). Какая тяжелее? Какая легче? (Подвести к самостоятельному выводу)
Индивидуальная работа с малоговорящими детьми: А у тебя какая ложка легче? А ты как думаешь, ложки одинаковые?
6. Игра «Что в воде не тонет?».
Цель: закрепить новое знание, развивать словарь и связную речь.
Капелька: - Ребята, а у меня еще есть предметы в мешочке! Помогите мне, пожалуйста, их достать!
Дети достают по одному предмету. В диалогах следить, чтобы дети разнообразили свои реплики, не повторяли друг друга:
- Что ты достал, Юра? (Я достал)
- Что у тебя в руках, Оля? (У меня)
- Сережа, что тебе досталось? (Мне досталась)
Капелька: - Ребята, давайте опустим предметы в воду и посмотрим, что с ними будет?
Дети выполняют. Диалоги с детьми: Что случилось с твоим предметом? Почему он утонул? Почему он плавает? Что в воде тонет? Что в воде плавает?
7. Игра «Достаем сокровища».
Цель: создать позитивное настроение, развивать тактильно - кинестетическую чувствительность.
- Ребята, давайте поиграем! Ваши пальчики – рыбки. Ныряйте, рыбки, в воду!
- Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
Разожмутся,
То зароются в песке.
(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются, изображая ныряющих рыбок, затем плотно сжимаются, растопыриваются в стороны, «раскапывают» песок).
- По нашему морю плавают морские сокровища! Доставайте рыбки, сокровища, складывайте их в ведерко. (Дети складывают плавающие игрушки в ведро) А теперь ваши пальчики – осьминоги!
- Восемь пальчиков для ног –
Получился осьминог!
Сколько ног у осьминога?
- Много-много! Много-много!
(Всеми пальчиками, кроме больших, дети изображают щупальца осьминога).
- Собирайте, осьминоги, сокровища со дна морского! Складывайте в ведерко! (Дети выполняют) А теперь одна рука у вас – рыбка, а другая – рак.
- Как хватает рыбу рак?
Да клешней своей - вот так!
Манит он своей клешнею:
«Пощипаемся с тобою?»
(Двумя пальчиками изображается движение клешни рака).
- Ребята, молодцы! Но посмотрите, сколько воды на столе! Давайте соберём воду с по-мощью губки. (Воспитатель раздаёт детям губки. Дети собирают воду с помощью губки в ведёрко. После этого вытирают руки полотенцем и садятся на стульчики.
– Ребята, вам понравилось играть с водичкой? (Да.)
– Что мы сегодня на занятии узнали нового и интересного? (Тяжелые предметы тонут, а легкие плавают) Теперь мы будем знать, какие вещи могут утонуть, а какие – нет!
– Капельке очень понравилось, как вы занимались, дружно отвечали на вопросы, выполняли разные задания и за это Капелька дарит вам своих маленьких друзей – Капитошек. Вот они какие – весёлые, озорные! Спасибо тебе, Капелька, за подарок!