Елена Николаевна Довженко
Конспект НОД по систематизации представлений детей средней группы о лекарственных растениях «В гости к доктору Айболиту»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Уточнить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях. Продолжать учить детей распознавать и называть лекарственные растения. Расширять знания детей о пользе и применении лекарственных растений. Закрепить правила поведения в лесу, на лугу. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД по систематизации представлений детей средней группы о лекарственных растениях „В гости к доктору Айболиту“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Словарная работа. Лекарственные растения, мать-и-мачеха, крапива, зверобой, василек, (ранник, доктор, ландыш, душица, муравьиная кислота.
Ход занятия
Ребята, мы много читали, пересказывали с вами сказок. А сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку и стать ее участниками. Сейчас присядьте пожалуйста на стульчики и посмотрите сказку. (за ширмой бабка, дед и колобок)
- испекла бабушка колобок и положила его на подоконник остывать. Колобок получился красивый, румяный. Остывает колобок, а сам слушает о чем дома говорят бабушка с дедушкой.
За ширмой – бабка: Вот уже и устала. А раньше бывало, я этих и слов не знала.
Дед: А меня видать продуло – знобит так, что сил моих нет. То ноги, то живот, то голова, что поделаешь, старость пришла. А таблетки мне пить не привычно. Мне отвары растений целебных помогают.
Бабка: Нет у меня сил идти за травами, лечись, что есть.
А колобок слушает и про себя думает: «Нехорошо мне без дела отдыхать. Нужно дедушке да бабушке лечиться помогать. Ну-ка спрыгну я с окошка, да покачусь по тропинке, отыщу лечебные растения, заодно и на мир посмотрю. А чтобы быстрее собрать лечебные растения, попрошу ребят о помощи из детского сада.
Воспитатель: Вот прикатился колобок к нам с просьбой о помощи. Поможем, ребята, колобку? Но прежде чем отправиться за лечебными растениями, давайте вспомним правила поведения в лесу, на лугу. Правильно, и лес, и луг – это дом, в котором живут растения и животные, а шуметь в чужом доме нельзя. Ходить надо по тропинке, чтобы не мять траву, не наступать на жучков, муравьев. Встаньте друг за другом и отправимся с вами в путь за лекарственными растениями вместе с колобком.
Мы идем во лесок,
Будь внимателен дружок (ходьба).
Впереди ручеек-(на носочках)
Перейти – вот мосток.
Идите осторожно (высоко поднимают ноги)
Замочить здесь ноги можно!
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке (прыжки)
Как услышим в небе гром (приседают)
Спрячемся под кустом.
Вот пришли с тобой, дружок (ходьба)
Во зеленый во лесок.
Вот мы на лесной опушке. Здесь много различных цветов.
Это сказочное царство
Здесь кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить растения,
Что пригодны для лечения.
А теперь присядьте и послушайте загадки. И отгадайте, о каких растениях говориться :
1. Ах, не трогайте меня, обожгу я без огня. (крапива)
2. Белая корзинка, золотое донце. (ромашка)
3. Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки.
На земле лежат листки
Маленькие лопушки.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
4. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик)
5. Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи.
Скромный, полевой цветок
Синеглазый….(василек)
Молодцы, отгадали все загадки. Как можно назвать все эти растения? А почему их называют лекарственные?
Ребята, посмотрите, что это за растения (мать-и-мачеха). А почему его так странно называют? (у него с одной стороны листок мягкий, теплый, как мама, а с другой гладкий и холодный – мачеха злая). От чего же это растение? (от кашля) В старину его называли кашель (листья сушат и заваривают и пьют, как чай от кашля. (кладем в корзину). А что же это за растение?
Стихотворение, читает ребенок:
Грело солнце, капал дождик
И в лесу на бугорке
Вырос гибкий подорожник
В Арлекинском колпаке.
Почему его так называют? Чем он полезен? (лечит раны, кашель) как его называют по-другому (доктор, ранник)
Великий путешественник, приклеившись к ногам людей.
Он без труда перебирается в другие места. Его называют зеленым бинтом. (кладем в корзину)
О каком растении говориться, что оно сильно жжется? (крапива)
Покажите, где крапива здесь? Почему она жжется? (на листьях и теблях этого растения есть волоски – как игла, внутри этих волосков жидкость едкая, дотронулся – получай укол). Чм же она полезна? Листья крапивы богаты солями и витаминами. Из нее готовят щи. Моют голову для укрепления волос. (кладем в корзину)
А что же это за растение?
Ребята: Если слабость и сонливость
И побегать нету сил.
Пей шиповника отвары
В нем целебный витамин.
Так чем же он полезен? (из плодов шиповника делают отвары и сиропы. В нем много целительного витамина «С». Его так и называют – лекарство от 40 болезней) - кладут в корзину.
Что это за цветок, похожий на мать-и-мачеху? (одуванчик) Чем же он полезен? (из листьев делают салат, в них много витаминов, из цветков варят варенье «майский мед». Это растение возбуждает аппетит, а его соком выводят мозоли и веснушки).
А это что за растение? (кладут)
Стих: родился ландыш в майский день
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень-
Он тут же зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы.
Давай послушаем, а вдруг
Услышим я и ты.
От чего же это растение? (настойкой ландыша лечат сердце, а еще его применяют в парфюмерии – делают духи).
А как называется это растение? (ромашка) Чем же полезна она? (отваром ромашки моют волосы и полощут горлышко).
Молодцы, много мы набрали растений для колобка в корзину. А теперь можем отдохнуть и поиграть в игру.
Игра «Палочка беги – да растение назови» (по кругу дети передают под музыку палочку друг другу, по окончании музыки у кого осталась палочка – называет растение). По окончании игры читаю стихотворение:
Есть много трав полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива, подорожник, душица, ландыш, зверобой.
Люди собирают их и сдают в аптеки, а многие сами сушат, а потом отваривают и лечатся.
Ой, ребята, посмотрите, кто здесь находиться под этой пальмой. Правильно это лечебница доктора Айболита. Подойдите сюда поближе, посмотрите сколько у доктора Айболита засушенных растение, давайте их назовем: здесь и липа, и зверобой, и душица, и шиповник (а из шиповника приготовлен сироп вкусный). А под пальмой ждут доктора Айболита больные зверушки. Посмотрите у Степашки болит горлышко – чем будем лечить его? (полоскать ромашкой, поить чаем с малиной).
А у курочки болит сердечко – лечим настойкой ландыша.
А у Фили поранена лапка, даже кровь видна – ему нужен подорожник. У жирафа нет сил, он совсем ослаб, даже голову не может поднять. А ему дадим шиповник.
У Хрюши поднялась высокая температура – его нужно поить отваром липы, чаем с малиной.
Ну, молодцы, вы сегодня много сделали добрых дел. Помогли колобку собрать лекарственные растения для бабушки с дедушкой и помогли вылечить зверюшек. А сейчас я приглашаю вас за стол угоститься чаем из душицы и липы с сушкой.
Приятного аппетита!