Воронова Наталья
Конспект НОД в форме игры — викторины «Что? Где? Когда?» с детьми подготовительной группы
Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик от участия в игре-викторине, приучать детей к здоровому образу жизни; использовать природные ресурсы для укрепления здоровья.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о целительных свойствах зелёных растений;
- вспомнить правила сбора, сушки и хранения лекарственных трав.
Развивающие задачи:
- развивать память, внимание, речь, экологическое мышление, познавательную активность, коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект НОД в форме игры — викторины „Что? Где? Когда?“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- воспитывать у детей желание беречь природу родного края, понимать её красоту и многообразие, ценить её дары.
Предварительная работа: беседы о травах, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, сбор гербария, дидактические игры «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний».
Оборудование: иллюстрации, гербарий, сушёные травы, карточки-модели, пазлы.
Место проведения: групповая комната.
Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать – мы живём в мире лекарств». Человек подметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Подсмотрел он, что звери тоже травами лечатся. Из поколения в поколение люди передавали сведения о целебных свойствах растений. Их знания стали собирать в книги – «Травники», «Цветники», «Зельники». Сегодня мы с вами тоже будем, как и
прежде определять что? как? и чем? можно вылечить:
«Одуванчик, подорожник,
Василек, шалфей и мята,
Вот зеленая аптека
Помогает вам, ребята!»
1-й тур: «Растения-фитотерапевты»
Какие растения лечат простуду и кашель? (ромашка аптечная, подорожник, малина лесная, крапива, мать – и - мачеха).
Какие растения используют при кровотечении и заживлении ран (подорожник, тысячелистник).
Какие растения используют при лечении почек, печени, лишаях? (лопух).
Какие растения используют для успокоения нервов? (пустырник, валериана).
Где много витамина С? (черная смородина, шиповник).
Какие растения используют как мочегонное и желчегонное средство? (почки
березы).
Какие растения используют при заболевании кожи? (чистотел).
Какое растение лечит заболевание печени, желудка, нервной системы? (зверобой).
Какое растение лечит заболевание сердца? (ландыш майский).
Какое растение используют при заболевании легких, ангины, при недостатке витаминов? (медуница лекарственная).
Какие лекарственные растения растут в огороде? (лук, чеснок, тыква, морковь, свекла, петрушка, укроп и т. д.).
Какие растения используются при лечении расстройств желудка (ягоды черники обыкновенной, черемухи).
Какое растение используется для улучшения состава крови? (земляника лесная).
Какое растение используется при заболевании почек и авитаминозов?
(брусника обыкновенная).
2-й тур: «Почему они так называются?»
Шиповник – попробуй сорвать цветок и сразу шип вопьется в руку. За шипы и назван.
Ежевика – колючая, как ежик.
Земляника – от слова земля. К земле эта ягода склоняется.
Калина – ягоды на дереве красные, словно раскаленные.
Облепиха – облепили веточку плотно ягоды.
Подорожник – вдоль дороги растет, поэтому так и назвали.
Подсолнух – под солнцем растет и за солнцем голову свою поворачивает.
Рябина – от нее в глазах рябит, гроздья среди листьев пестро горят.
Тысячелистник – тысяча маленьких цветочков и листочков.
Чистотел – делает кожу у людей чистой. Тело становится чистым, поэтому и зовется растение чистотелом.
3-й тур: «Как живут растения?»
Что нужно растениям для жизни?
Зачем поливают комнатные растения и удобряют?
Почему комнатные растения ставят близко к окну?
Как надо ухаживать за растениями?
Что случилось с этим растением и почему листочки у него засохли?
Ребенок читает стихотворение:
«Я носила воду, воду
От колодца к огороду.
А потом носила в сад,
Поливала десять гряд.
А на грядках – погляди-ка!
Нынче выросла клубника.
Спелых ягод я нарву,
Всех подружек позову!»
- Ребята, необходимо постоянно ухаживать за растениями и не забывать, что растения живые. Мы в ответе за их жизнь!
Динамическая пауза:
«Ты - росток,
И я – росток,
Раз – листок,
И два – листок.
Подрастем еще чуток,
И - чего же проще!
Ты – дубок,
И я – дубок,
Я – дубок,
И ты – дубок,
Станем рядом бок о бок,
Вот и будет роща!»
4-й тур: «Стадии развития растений».
Детям предлагаются карточки-модели, которые надо выложить в логической
последовательности роста растения от семени до семени;
- Семя;
- Взрослое растение с цветками;
- Проросток с развивающимся корешком;
- Взрослое растение с плодами и семенами;
- Проросток с развивающимися стеблем и листочком.
5-й тур: Загадывание загадок о лекарственных растениях:
«Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня!» (крапива)
«Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел» (одуванчик)
«Нарядные платьица,
Жёлтые брошки.
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке» (ромашка)
«Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог» (подорожник)
6-й тур: «Кто быстрее соберет растение?»
Дети из пазлов по подгруппам собирают лекарственные растения.
7-й тур: «Узнай растение по его плодам».
Дети по картинкам с плодами растений угадывают их названия.
- Ребята, а какие правила сбора и сушки растений вы знаете?
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.
2. Собирать растения утром в сухую погоду, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, у дорог. Почему?
4. При сборе собирать в широкие корзины, не мять, а то выделится сок.
5. Сушить в тени, не на солнце.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.
Подведение итога игры-викторины.