оксана аляева
Конспект НОД «Тетерка — не блин, не печенье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с традициями изготовления обрядового печенья "Тетерки".
Задачи:
Обучающие:
• дать знания об истории и разновидностях обрядового печенья "Тетерки".
• научить работать с новым поделочным материалом – соленым тестом;
• обучить новым приемам обработки материала.
Развивающие:
• развивать у детей мелкую моторику рук.
• развивать и укреплять интерес к культуре славянских народов;
• развивать фантазию, мышление ;
• развивать художественно-творческие способности
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД „Тетерка — не блин, не печенье“» размещена в разделах
• воспитывать трудолюбие;
• воспитывать уважительное отношение к народным традициям.
• воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
• кувшин с водой,
• ржаная мука,
• растительное масло,
• соль,
• схемы узоров Тетёр,
• индивидуальные доски для лепки,
• аудиозаписи народных наигрышей.
Образовательная область: художественно-эстетическая.
Интегрируемые образовательные области: познавательно развитие, социально коммуникативное, речевое развитие.
Методические приё мы: метод эмоционального стимулирования; метод иллюстраций и самоконтроля; дедуктивный и практический методы.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы снова пришли с вами в гости в русскую избу. Здесь мы с вами сможем узнать много интересного и необычного.
А о чем речь пойдет сегодня мы с вами узнаем из нашей книги загадок. Итак открываем книгу. А вот и загадка:
Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
Что это ребята? Конечно же тесто. Ребята, а что можно изготовить из теста (Ответы)
Молодцы. Из теста можно приготовить много вкусного. И мы с вами тоже сегодня попробуем сделать изделие из теста. Попробуйте угадать что же будем делать мы.
Кто-то любит мармелад,
Кто-то ест варенье.
Я конфетам буду рад,
Но люблю (печенье).
Умнички, правильно отгадали! Наше печенье совсем необычное -обрядовое, весеннее называется оно "Тетерка". Вот оно какое красивое, завитое, ароматное, с затейливыми узорами. (показ образца).
Пекли такое печень на Руси лишь один день в году 22 марта в день весеннего равноденствия. В этот день на Руси отмечали праздник "Сороки". Говорили: "На Сороки день с ночью меряются". Верили, что в этот день прилетают сорок птиц и приносят на своих крыльях весну.
А маленькие ребятишки, бежали на пригорки и сквозь печенье Тетерки смотрели на солнышко. Еще Тетерками угощали друг друга и даже украшали ими деревья.
Ну что ж пора нам затевать тесто для Тетёр. Помогите мне вспомнить, что нам потребуется для этого.
Физкультминутка.
Дети называют ингридиенты для теста, руками и звуками изображают как они замешивают тесто.
Насыпаем муку ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш,
Добавим соли с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с,
Немного сахара ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф,
Нальем воды (цоканье языком,
Молодцы ребята. Теперь мы с вами можем замесить тесто.
Педагог предлагает детям помочь насыпать муку, налить воды из кувшина, насыпать соли, добавить растительного масла. Во время того как педагог замешивает тесто, дети изображают, что тоже его замешивают и приговаривают:
Месим, месим, месим тесто,
Месим, месим, месим тесто,
Эй, дуйся пузырь, раздувайся большой,
Раздувайся большой, да не лопайся!
Спасибо ребята за помощь. Наше тесто готово к работе. Теперь нам нужно выбрать какой узор Тетерок мы будем выполнять. Ведь узоров было очень много: «Узорчатки», «В колечушки», «Узорики», «Цветик», «Кренделёчки», «Лебедь», «Часики», «Кудерочки», «Ветвь», «Вьюхи», «Восьмёры», «Лесенка», «Шестерёнка», «Коники», «Карета». И каждый из них что то означает (рассматривание шаблонов узоров Тетёр). Теперь когда каждый выбрал себе узор, можем приступить к работе. Так как Тетёрки готовят из теста, скатанного в жгуты и выкладывают – «завивают» в черте круга в узоры, первое что мы делаем раскатываем тесто в жгутики. Раньше говорили "скать" тесто, значит скатывать в длинные жгуты. Считалось, что жгутики не должны рваться, а должны быть длинными как наша жизнь.
Далее дети под спокойные наигрыши народных мелодий выполняют творческую работу.
Ребята, какие чудесные, витиеватые Тетерки у вас получились! Мы отнесем их печься в нашу чудную русскую печь. Мы оставим их здесь, а когда они будут готовы сможем все вместе украсить ими деревья на площадке нашего детского сада.
А теперь мы можем поиграть в народную игру, которая так и называется "Тетёрка".
Игра "Тетёрка" с. Бергуль Северного р-на Новосиб. обл., весенний хоровод.
Я у батюшки жила,
Я тетёрочку пасла.
Ох я, я тетёрку пасла,
Ох я, на зелёном лугу,
Ох я, не поймала тетевину,
Ох я, только вырвала перину.
Ох я, уж я с этой тетевины
Ох я, уж я сделаю дуду,
Ох я, уж ты, дудка моя,
Ох я, веселушка моя
Ох я, весели-ка меня
Ох я, на чужой стороне
Ох я, у большой у семье.
Ох я, во семье три сына,
Ох я, один кони пасёт,
Ох я, другой лапти плетёт,
Ох я, третий сидит на камушке,
Ох я, держит козу на вязушке,
Ох я!
Вопросы на закрепление:
1. Что такое Тетёрка?
2. В какие узоры завивали Тетёры?
3. Что означает слово "скать"?
4. Когда пекли Тетёрки?
Ну что ж ребята, наше занятие подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу. Спасибо, мне было с вами очень интересно.