Елена Донец
Конспект НОД «Жить нельзя нам без воды» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №390 Дзержинского района
г. Волгограда
Конспект НОД
ТЕМА: «Жить нельзя нам без воды»
Разработала и провела
воспитатель первой квалификационной
категории Донец Елена Викторовна
Волгоград 2013г.
Тема: «Жить нельзя нам без воды»
Образовательная область: Познание
Интеграция образовательных областей: Коммуникация. Социализация. Здоровье.
Возраст детей: 4 -5 лет (средняя группа).
Способ организации детей: с подгруппой детей.
Публикация «Конспект НОД „Жить нельзя нам без воды“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Наглядный дидактический материал: лоток с землёй, лейка, поднос, кусочки поролона, влажные салфетки. Два таза с холодной и горячей водой, «капельки», палочки железные и деревянные. Кораблики из пенопласта, камешки, сухие салфетки, жидкое мыло, декоративный фонтан.
Задачи:
Уточнить представления детей о признаках весны: ярче светит солнце, проталины, лужи на дорожках, набухли почки, громче и веселее поют птицы.
Подвести детей к выводу о необходимости тепла и воды для роста растений.
Познакомить детей через элементарное экспериментирование с некоторыми свойствами веществ в природе:
• земля впитывает воду.
• лёд – твёрдое вещество, плавает, тает от тепла, состоит из воды.
• вода может быть тёплой и холодной.
• плавучесть предметов зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Развивать связную речь, навыки диалогического общения со взрослыми и сверстниками.
Приобщать к здоровому образу жизни; повторить правила безопасного поведения на льду.
Развивать у детей познавательную активность, любознательность, самостоятельность.
Воспитывать доброе отношение друг к другу, умение работать сообща.
Вводная часть: Ребята, какое время года сейчас? (Весна). Какая весна ранняя или поздняя? А может такое быть в природе, когда только снег растаял, и сразу распустились листья? Почему? Я с вами согласна, времена года меняют друг – друга постепенно. Какие признаки наступающей весны мы уже успели заметить?
(ярче светит солнце, проталины, лужи на дорожках, набухли почки, громче и веселее поют птицы). (Показать картинки признаков весны на ноутбуке).
Ребята отгадайте загадку:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
Правильно, живая природа не может обходиться без воды.
Животным нужна вода? Зачем? (Показать картинки с животными на водопое, купающихся воробьёв в луже и т. д.).
А есть такие представители животного мира, которые постоянно находятся в воде, кто это?
Если не будет воды, они выживут?
А растениям нужна вода? Зачем?
(Давайте перейдем за другой стол и посмотрим, как же растения пьют воду).
Опыт с водой и землей «Где вода?»
Вот вы видите лоток с землей.
Попробуйте, какая земля на ощупь? (сухая, зернистая).
В сухой земле может что- то вырасти?
Берите все по одному кусочку поролона, какой он сейчас мокрый или сухой? (сухой).
Кладите его на поднос и слегка прижмите, куда делась вода? (впиталась в губку и она стала мокрой).
Ваня, бери лейку и аккуратно поливай землю, а мы внимательно посмотрим, что произойдет с водой. (Она впиталась в землю). Теперь попробуйте, какая на ощупь стала земля? (мокрая, мягкая).
Берите салфетки и вытирайте руки.
Раз земля мокрая, то растения смогут попить.
Из каких частей состоит растение?
Какая часть растения спрятана в земле? (корень).
Вывод (делает воспитатель).
Правильно, через корень вода поднимается по стволу в каждую веточку, почку и поэтому на растениях распускаются листочки.
Как вы думаете, а людям нужна вода? Зачем?
Опыт с водой (температура воды)
Вот у нас две ёмкости. Что вы видите в первой? (сверху лёд).
В какое время года бывает лёд на реке? (зимой). Как получается лёд?
(Когда сильный мороз, вода замерзает и получается лёд).
А на льду можно кататься на коньках? Да, если он твёрдый, а если он тонкий как у нас в тазике? (нет, можно провалиться и вымокнуть или даже утонуть).
Но наступает весна, солнце пригрело и лёд стал тонким, а когда совсем растает, то по реке смогут ходить корабли и перевозить грузы.
Давайте возьмём по одной палочке и сломаем лёд. А теперь потрогайте палочку, какая она на ощупь? (холодная). Значит вода в этой ёмкости какая? (холодная, давайте обозначим его «капелькой» синего цвета.
Посмотрите на другую ёмкость, что это над водой, как называется, знаете? (пар). А над какой водой поднимается пар? Давайте проверим (берите палочки и помешайте им воду). Потрогайте палочку, какая теперь на ощупь?
Значит, вода в этом тазу горячая и обозначим его «капелькой» красного цвета.
Для чего людям нужна холодная вода? А горячая?
Вывод (делает воспитатель).
Мы с вами определили, что вода бывает разной температуры, и люди не смогли бы в повседневной жизни пользоваться только холодной или горячей водой.
Опыт «Тонет - не тонет"
Лёд уже почти растаял, давайте пускать кораблики. На одну ладошку положите кораблик из пенопласта, на другую камешек.
Что легче, что тяжелее?
Положите камешек на стол, а кораблик на воду. Что вы можете о нём сказать? (они хорошо держатся на воде и плавают, давайте подуем).
А если бросить в воду камешек, как вы думаете, будет плавать или утонет? Давайте попробуем.
Почему они утонули? (они тяжелее, чем вода).
А в речку можно камешки бросать? А пустые бутылки, мусор и бумажки? Почему?
Вывод (делает воспитаель).
Мы с вами определили, что тяжёлые предметы не способны удержаться на воде, они тонут. А ещё навсегда запомним, что мусор надо выбрасывать в мусорный бак, а не в реку.
Опыт «Подушка из пены»
Чтобы было везде чисто, была чистой одежда, мама добавляет в воду мыло или порошок, размешивает, и что, получается, давайте пробовать. Берите губки, опускайте их в воду, сжимайте и разжимайте их в воде, что получается? (пена). Пена, которая помогает отмыть грязь и победить микробов. Вытирайте руки салфеткой.
«Мыло бывает
Разным – преразным: синим, зелёным,
Оранжевым, красным…
Но не пойму, отчего же всегда
Чёрной – пречерной бывает вода».
Почему, когда мы что-то помоем, вода становится грязной?
Подведение итогов (делает воспитатель)
Мы сегодня провели много опытов с водой, из которых нам стало ясно, что:
без воды жить нельзя.
Вода нужна всем и всегда, поэтому нам нужно её беречь.
Как? (закрывать кран за собой, не разливать зря воду, не засорять реки и озёра). И тогда мы сможем не только использовать воду, но и просто любоваться ею.
Помните, как Корней Чуковский писал о воде:
«Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Посмотрите, что это? Это декоративный фонтан, давайте включим его и полюбуемся, как журчит и красиво течёт вода.