Алевтина Кичеева
Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие по Керженскому заповеднику»
Конспект НОД по окружающему миру
Тема: «Путешествие по Керженскому заповеднику»
Цель: Формирование представления о заповедных местах, в том числе родного края.
Задачи:
1. Расширить представления детей о Керженском заповеднике, и его обитателях, познакомить с исчезающими видами животных.
2. Активизировать речевую деятельность, обогащать словарный запас.
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Путешествие по Керженскому заповеднику“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и защите.
Предварительная работа:
просмотр презентации «Керженский заповедник»;
беседа на экологическую тему «Красная книга России»;
заучивание стихов о природе;
составление рассказов о животных;
создание условных обозначений «Правила поведения в природе»
Материал и оборудование: презентация «Керженский заповедник».
Ход НОД:
В: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с ними.
Разминка:
Здравствуй солнце золотое (нарисовать руками круг).
Здравствуй небо голубое (руки вверх, помахать кистями).
Здравствуй свежий ветерок (помахать руками перед лицом).
Здравствуй маленький дубок (поднять руки вверх).
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую (пожать одной рукой другую).
1. Вводная часть. Беседа о природе и заповедниках.
В: Ребята, послушайте небольшой отрывок из стихотворения, а потом скажите, о чём оно.
В: Есть на земле огромный дом,
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты,
И все твои друзья.
В. О чем это стихотворение? (о природе).
В: Ребята, природа имеет важное значение в жизни каждого человека.
В: Давайте вспомним, что дает природа человеку для жизни? (красоту, прекрасное настроение, пищу, воздух, которым мы дышим, одежду, жилище и т. д.)
В: Правильно, ребята. Природа отдаёт человеку всё.
В: А как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу?
(человек загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотится на животных).
В: Да, бывает так, что человек не учитывает законы развития природы, и тем самым наносит огромный вред растительному и животному миру и даже целым экологическим системам. Неправильное, жестокое обращение с природой привело к тому, что с лица земли стали исчезать многие виды животных и растений. Тогда люди стали задумываться, как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки?
В: Люди придумали и организовали особенное место, что бы нам понять, что же придумали люди, разгадаем загадку.
Это место всем знакомо.
В нём животных охраняют
Кормят и оберегают
Запрещают тут охоту
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных, луговых и полевых, водоёмов и болот.
Вся природа здесь живёт под охраной человека
под охраной человека много лет от века к веку. (заповедник)
В. Заповедник - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются человеком.
В: Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников? (ответы детей).
В: Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека.
- Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. В заповедниках проводится научно – исследовательская работа.
- Скажите, как называются профессии людей, которые работают в заповедниках? (там работают ученые-биологи, лесники, зоологи, егери).
В: В чём заключается их работа? Что они делают? (они охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц).
В: Сейчас поиграем в игру «Можно-нельзя» (встают)
Если то, что я говорю в заповеднике делать можно, хлопаете 1 раз. Если это делать нельзя топаете 1 раз.
рубить деревья,
рвать цветы,
ходить по тропинкам,
ловить рыбу,
наблюдать за природой,
стрелять птиц и зверей,
ловить бабочек,
наблюдать за животными на безопасном расстоянии,
фотографировать, не нанося вред природе,
кричать.
В: Молодцы. Да, верно. В заповедниках нужно соблюдать правила поведения. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
2. Основная часть.
В: Я предлагаю вам отправиться в Керженский заповедник. Я буду вашим экскурсоводом. Буду рассказывать вам об этом парке.
Слайд 1
. В: На эмблеме заповедника изображён олень. Он не просто изображен. В заповеднике занимаются разведением северных оленей. Их раньше было очень много, а теперь их количество уменьшилось из-за действий человека. Зеленый цвет обозначает леса, а голубой водоёмы.
Слайд 2,3
В. В заповеднике есть разные экологические тропы. Я предлагаю отправиться в «Заповедный лес»
Физкультминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания – руки в стороны).
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклоны в стороны)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх).
Отдохнуть мы все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся).
Слайд 4
В: Большая часть территории заповедника занята лесами хвойными и смешанными. Давайте отправимся по одной из этих дорожек. Вокруг нас сосны, ели, дубы, липы, осины, берёзы, вязы. Но лес заповедный. Посмотрите, какие причудливые, сказочные формы могут принимать деревья. Посмотрите, какой необычный огромный нарост на дереве. А это огромный дуб в 3 обхвата. А ещё в этом лесу живет сосна, которой 200 лет.
5 слайд. Здесь встречаются разные виды растений.
В: Среди них есть редкие, занесённые в красную книгу
- Почему их называют редкими? (редко встречаются, люди уничтожили, исчезли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и др.)
- Ребята, а кто знает, что это за книга? (в Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось).
В: А почему она называется красной книгой?
Д: Обложка у нее красного цвета, а красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им.
6,7,8,9,10,слайд. Посмотрите, как много животных нашли здесь свой дом. Вы узнали некоторых из них? Давайте назовём их.
11 слайд.
В; В лесу надо быть осторожными. Много пресмыкающихся нашли здесь свой дом.
12,13,14,15 слайд. Не только звери, но и птицы живут вольготно в Керженском заповеднике. Каких птиц мы видим на фотографиях? (глухаря, тетерева, рябчика, ястреба, филина).
Посмотрите, какие птицы, занесены в красную книгу.
16 слайд И редкие насекомые тоже живут тут.
В речках, озёрах и болотах заповедника живёт много рыб, земноводных.
А сейчас оиграем в игру «Знатоки природы»
Примерные вопросы:
На берегу какой реки расположен заповедник?
Какие хвойные деревья растут в парке?
Какие лиственные деревья растут в парке?
Какие растения растут в парке (лишайники, мхи, грибы,
Каких животных можно встретить в парке?
Каких птиц можно встретить в парке (Кулик сорока, серый журавль, глухая кукушка,, пустельга, чеглок, скопа, чёрный коршун, беркут,орлан-белохвост).
Кто такие пресмыкающиеся?
Каких насекомых можно встретить? (Махаон, апполон, шмель).
В: Молодцы, ребята. Вы настоящие знатоки природы. Время нашего путешествия закончилось.
В: Вот и закончилось наше путешествие в заповедник. Наше путешествие получилось очень интересным, вы много знаете о Керженском заповеднике и его обитателях. И вы очень старались, показали свои знания.
3. Заключительная часть.
В: - Для чего люди создают заповедники? (ответы детей).
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей).
В: Спасибо вам, ребята, за внимание. Надеюсь, что путешествие не прошло для вас даром, что вы многое усвоили и не будете засорять берега водоёмов и леса, будете беречь нашу прекрасную природу.