Татьяна Улаева
Конспект НОД по пластилинографии «Подснежники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Подснежники»
Задачи:
Учить детей создавать лепную композицию (подснежники) используя нетрадиционную технику лепки – пластилинографию, передавать характерные особенности строения и окраски цветка на картонной заготовке.
Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о подснежниках.
Публикация «Конспект НОД по пластилинографии „Подснежники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Подснежник. Знакомимся с весенним цветком
- Подснежник. Лепка, пластилин
- Темочки
Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином, приемы лепки: скатывание,
раскатывание, сплющивание, размазывание.
Развивать мелкую моторику, чувство композиции.
Активизация активного словаря существительными и прилагательными.
Автоматизация поставленных звуков с-ж.
Упражнять в количественном счете.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование:
• плотный картон голубого цвета, размер-10 - 10 см
• набор пластилина,
• стека,
• доска для лепки,
• салфетки для рук,
• фотографии с изображением подснежников.
Предварительная работа:
Предварительная работа учителя – логопеда и воспитателей группы по лексической теме Весна».
Закрепление словаря: проталины, первоцветы, подснежник, вестник весны.
Ход занятия.
(Педагог приветствует детей, обращает внимание на пришедших гостей)
Педагог. Ранней весной на открытых местах, на проталинках, где снег успел растаять, появляются первые цветы. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте угадать, как они называются.
Первый вылез из темницы
На проталинках
Он мороза не боится
Хоть и маленький.
(подснежник)
Педагог. Кто-нибудь из вас знает, почему он так называется? (ответы детей)
Педагог. А сейчас я хочу рассказать вам сказку о подснежнике, и вы узнаете, почему его так называют.
Отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Подснежник»
Завывал зимний ветер, а в домике было хорошо, уютно. В этом домике укрылся цветок. Он укрылся в своей луковице под землей и снегом. Потом выпал дождь. Капли проникли сквозь снежный покров в землю к цветочной луковице и сообщили ей о белом свете, что над нею. Скоро пробрался туда и солнечный луч, такой тонкий, сверлящий; он пробуравил снег и землю и слегка постучался в луковицу.
— Войдите! — сказал цветок.
— Не могу! — ответил луч. — Я еще слаб, и мне не раскрыть луковицы! А вот к лету я соберусь с силами!
— А когда будет лето? — спросил цветок и спрашивал то же самое у каждого нового гостя — солнечного луча. Но до лета было еще долго; снег еще не весь стаял, и лужицы каждую ночь затягивало льдом.
— Как это долго тянется! — говорил цветок. — А мне просто не сидится на месте! Хочется потянуться, вытянуться, раскрыться, выйти на волю, повидаться с летом! То-то блаженное времечко!
И цветок потянулся в своей тонкой скорлупке, размягченной водою, согретой снегом и землею, пронизанной солнечными лучами. Скоро из земли, под снегом, пробился зеленый стебелек со светло-зеленым бутоном, окруженным, словно ширмочкой, узенькими, толстенькими листками. Снег был еще холодный, но весь залит лучами солнца, — он был уже настолько рыхл, что им легко было пробиться сквозь него, да и сами они стали теперь сильнее.
— Добро пожаловать! Добро пожаловать! — запели они, и цветок выглянул из-под снега. Солнечные лучи ласкали и целовали малютку, так что белоснежная с зелеными жилками чашечка его совсем раскрылась. Радостно и скромно склонил он головку.
— Милый цветочек! — пели солнечные лучи. — Как ты свеж и нежен! Ты первый, единственный! Ты наше возлюбленное дитя! Ты возвещаешь лето, чудное лето! Скоро весь снег растает, холодные ветры унесутся прочь! Царствовать будем мы! Все зазеленеет! И у тебя появятся подружки: зацветут сирень и желтая акация, а потом розы, но ты все-таки первый, такой нежный, прозрачный!
Вот была радость! Казалось, самый воздух пел и звучал, солнечные лучи проникали в самые лепестки и стебелек цветка. И он стоял, такой нежный, хрупкий и в то же время полный сил, в пышном расцвете юной красоты, такой нарядный в своем белом платьице, с зелеными ленточками, и славил лето. Но до лета было еще долго; облака закрыли солнышко, подули холодные, резкие ветры.
— Рановато ты появился! — сказали они цветку. — Сила еще на нашей стороне! Постой, мы зададим тебе! Сидеть бы тебе да сидеть в тепле, а не торопиться франтить на солнышке — не пришло еще время!
Холод так и щипал. Дни шли за днями, а не показывалось ни единого солнечного луча. Нежному цветочку хоть замерзнуть было впору. Но он был сильнее, чем подозревал сам; его укрепляла радостная вера в обещанное лето. Оно должно было скоро прийти! Недаром же о нем возвестили солнечные лучи. Цветок твердо верил их обещанию и терпеливо стоял на белом снегу в своем белом наряде, склоняя головку под тяжелыми, густыми хлопьями снега; вокруг него бушевали холодные ветры.
— Ты сломишься! — говорили они. — Завянешь, замерзнешь! Что тебе надо было тут? Зачем ты дал себя выманить? Солнечный луч обманул тебя! Вот и поделом тебе теперь! Эх ты, подснежник!
— Подснежник! — прозвучало в холодном утреннем воздухе.
—Подснежник! — ликовали дети, выбежавшие в сад. — Вот тут растет один, такой миленький, прелестный, первый, единственный!
И слова эти пригрели цветок, словно солнечные лучи.
Педагог. Теперь вы знаете, почему его называют подснежником – расти он начинает под снегом и появляется ранней весной, не боится ни холода, ни морозов, ни сильного ветра. Кто увидит голубые или белые цветы подснежника, понимает, что весна пришла! А летом подснежник опять спрячется в своей луковке, что находится в земле, будет в ней отдыхать и набирается сил, чтобы перезимовать зиму и пораньше проснуться раннею весной.
Педагог. Первые нежные цветы привлекают внимание, всех кто их видит. Люди собирают первоцветы в букеты, не думая о том, что в неволе без своей луковицы – домика они долго не проживут.
Педагог. Ребята, так хочется, чтобы нас тоже подснежники радовали дома и в садике, но совсем не хочется губить их. А как вы думайте, что можно сделать, что бы первые, нежные цветы и у нас распустились и порадовали нас своей красотой? Но так, чтобы их не губить. (Ответы детей)
Педагог. Какие вы молодцы, как хорошо придумали. Действительно можно сфотографировать, нарисовать, или даже вылепить из пластилина. И у нас будут свои собственные подснежники которые не завянут.
А давайте сегодня, мы с вами сделаем картину – миниатюру и вылепим подснежники из пластилина.
Педагог. Ребята, давайте рассмотрим подснежники. Какие они? (ответы детей)
Дети описывают подснежник (тонкий стебелек, белые овальные лепестки – закрытые в бутон или полураскрытые в форме чашки с глазком на дне, удлиненные листья нежно-зеленого цвета). После этого педагог предлагает детям самим подумать, как можно слепить подснежник, чтобы он был чистым, белоснежным.
Практическая часть.
1. Стебельки. В начале работы скатать три тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе, наметив будущую композицию (стебельки можно расположить прямо, могут быть разной высоты, с наклоненной верхней частью).
2. Листики. Листики у подснежников двух видов : крупные удлиненные, расположенные у основания стеблей, и мелкие – в верхней части стебля.
Крупные листья. Скатать длинную толстую колбаску зеленного цвета, стекой разделить их на три части, каждую поочередно пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листья в нижней части стеблей, расплющить, закрепить на основе.
Мелкие листочки. Выполняют по тому же принципу, что и крупные листья, только меньшего размера. Готовые листья расположить в верхней части стебельков и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая их.
3. Цветы. Вначале скатать горошину из пластилина зеленого цвета и расплющить ее на конце верхней части стебля; получится часть растения, которое называется чашелистиком, который соединяет цветок и стебель.
Далее приступить к изготовлению лепестков подснежника : скатать колбаску белого (голубого) цвета, разделить стекой на три части, каждую заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок следующим образом: два лепестка соединить кончиком у чашелистика, а верхние кончики наклонить вправо и влево, третий лепесток расположить между первыми двумя по центру и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая. Точно так же изобразить другие подснежники.
Итог занятия.
Педагог. Ребята я приготовила для вас сюрприз. Посмотрите, у меня есть магниты, мы с вами приклеим их с обратной стороны наших картин миниатюр. (Дети клеят плоскостные магниты к миниатюркам).
Педагог. Ребята, а давайте мы с вами посадим целую полянку подснежников. (Дети крепят свои картины- миниатюры на магнитную доску, любуются.)
Педагог. Мне очень нравится наша полянка! Как много подснежников у нас получилось, а давайте их посчитаем. (Дети считают подснежники : один подснежник, два подснежника, три подснежника и т. д.).
Теперь подснежники будут радовать нас круглый год. А вы сможете не только рассказать о цветах, которые первыми появляются после долгой зимы, но и показать, как они выглядят.