Надежда Афошина
Конспект НОД по математическому развитию. Тема: «Измерение объема»
▼ Скачать +Заказ
ТЕМА : Измерение объема
ЦЕЛЬ:
1) закрепить представления о сравнении по объему с помощью измерения, сформировать представление о зависимости результата измерения объема от величины мерки;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
З) закрепить представления о сравнении чисел, тренировать счетные умения;
Публикация «Конспект НОД по математическому развитию, Тема: „Измерение объема“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
4) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции лиз, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, фантазию, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
Демонстрационный:
1) два разных по виду, но одинаковых по объему сосуда — «бочки»— к заданиям 2.1 .
2) Большая емкость с водой — колодец, два «ведра» — емкости-мерки одинаковой площади основания, но разной высоты к заданию 4.1 .
З) Два кувшина с подкрашенной водой и две чашки к заданию 5.2.
Раздаточный:
1) 1 сосуд — бочка и 2 разные мерки к заданию 2.1. 2) Карточки с числами 1—10.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
— Где вы отдыхаете летом?
— Есть ли на вашей даче водопровод?
Воспитатель рассказывает, что на даче Тани и Вани пока нет водопровода.
— Где можно взять воду, если нет водопровода? (В колонке, в колодце.)
— Кто из вас видел колодец?
Если никто из детей колодца не видел, воспитатель объясняет детям, что это такое, и показывает картинку.
Воспитатель рассказывает, что Таню и Ваню попросили набрать в бочки воды для вечернего полива огорода. Брат с сестрой просят детей помочь им.
— Хотите помочь ребятам? — Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Одинаковые бочки».
Дети подходят к столу, на котором находятся два разных по виду, но одинаковых по объему сосуда — «бочки», которые нужно наполнить Тане и Ване.
Брату с сестрой интересно, одинаковые ли по объему бочки им надо наполнить?
— Как это можно проверить?
дети пошагово проговаривают алгоритм измерения объема. Воспитатель наливает в одну из бочек до краев воды, после чего переливает воду в другую бочку.
Дети делают вывод, что Тане и Ване надо наполнить водой одинаковые по объему бочки.
З. Затруднение в игровой ситуации.
З. 1. Игра «Наполни
Дети переходят к другому столу, на котором находится большая емкость с водой — это «колодец». Кроме этого, на столе имеются карточки с числами. Воспитатель ставит на стол рядом с «колодцем» пустые «бочки».
Воспитатель предлагает одному из мальчиков стать Ваней, а девочке —
— Чем вы будете носить воду из колодца?
После ответов детей воспитатель ставит на стол два «ведра» — емкости одинаковой площади основания, но разной высоты. Воспитатель не акцентирует внимание детей на разности объемов «ведер».
Сначала воду носит Ваня. Воспитатель обращает внимание детей на то, что наполнять емкость надо до краев.
— Сколько ведер воды принес Ваня? (Например, З.) Дети выбирают и показывают карточку с числом.
Потом в свою «бочку» воду носит Таня.
— Сколько ведер воды принесла Таня? (Например, 5.)
Дети опять выбирают и показывают карточку с числом.
Воспитатель рассказывает, что Таня обижена. Она считает, что ее бочка больше Ваниной, потому что ей пришлось принести больше ведер воды.
— Как вы думаете, права ли Таня? (Нет, бочки одинаковы по объему.) — Почему же Ваня принес меньше ведер воды, чем Таня?
дети могут давать разные ответы.
— Смогли вы объяснить Тане, почему ей пришлось принести больше ведер воды, хотя они с Ваней наполняли одинаковые по объему бочки? (Нет.)
— Что же нам надо сделать? (Узнать, почему бочки одинаковые по объему, а ведер уместилось разное количество.)
4. Открытие нового знания.
4.7. Игра Помощники».
— Как это узнать? (Придумать самим, а потом проверить себя по учебнику.)
— Как вы думаете, почему так получилось?
Выслушиваются все ответы детей. Если на предыдущем этапе кто-то из них высказал предположение, что разное количество ведер получилось из-за того, что они разные по объему, воспитатель акцентирует внимание детей на этой версии. Если же такой версии не появилось, воспитатель может подвести к ней детей вопросом:
— Сравните ведра Тани и Вани — они одинаковые? (Нет.) — Чье ведро больше? (Ведро Вани.)
— А если ведро больше, то ведер для наполнения бочки потребуется.
— А если, наоборот, ведро меньше. (То ведер потребуется больше.) Воспитатель предлагает детям проверить это предположение.
Каждый ребенок получает «бочку» — емкость и две разные мерки. для удобства контроля объем «бочек», а также мерок должен быть одинаковым у всех детей.
Сначала ребенок наполняет свою «бочку» большой меркой, считает количество мерок и выкладывает соответствующую карточку с числом. Затем он проделывает то же самое маленькой меркой.
— Сколько раз вы сходили к колодцу с большим (маленьким) ведром?
— В каком случае пришлось ходить большее число раз? — Сделайте вывод.
дети высказывают свои версии вывода, а воспитатель подводит итог: чем больше мерка, тем меньшее количество раз ее надо использовать для измерения объема, и наоборот.
Можно обратить внимание детей на то, что полученный вывод похож на вывод, который они получили при измерении длины.
Воспитатель предлагает проверить по учебнику полученный вывод.
Дети открывают учебники по закладке, рассматривают картинку и убеждаются в том, что они получили правильный вывод. — Смогли вы успокоить маленькую Таню? (Да.) — Молодцы!
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
5. 1. Игра «На речке».
Воспитатель предлагает детям представить, что Таня и Ваня после нелегкого труда поехали на велосипедах на речку купаться. Дети ложатся на ковер на спину и крутят ногами, как будто едут на велосипеде:
Еду, еду, еду, еду От деревни до реки.
Моему велосипеду
Все дороги коротки!
Приехали к реке и пошли купаться. Дети переворачиваются на живот, прогибаются в пояснице, разводят руками по воздуху — плывут.
5.2. Игра «Вкусный морс».
Дети подходят к столу, на котором находятся два одинаковых кувшина с подкрашенной водой — морсом и две чашки разного объема. Первая чашка по объему равна кувшину, вторая чашка в два раза меньше.
Воспитатель говорит детям, что два жадных медвежонка тоже ходили на речку. К их возвращению мама приготовила морс и налила его в два кувшина.
У каждого медвежонка была своя чашка.
Сначала свой морс выпил первый медвежонок.
Воспитатель выливает «морс» из кувшина в большую чашку, а затем выливает его (выпивает).
— Сколько чашек выпил первый медвежонок? (Одну чашку.) Потом морс стал пить второй медвежонок.
Воспитатель наливает «морс» из второго кувшина в маленькую чашку два раза.
— Сколько чашек выпил второй медвежонок? (Две.)
Первый медвежонок обиделся, сказав, что ему дали меньше морса, всего одну чашку, а не две, как брату,
— Как вы считаете, надо ли обижаться медвежонку? (Нет, так как оба медвежонка выпили морса поровну, просто чашки были разными по объему.) — Какой вывод можно сделать?
Дети с помощью воспитателя проговаривают вывод: чем больше мерка, тем меньшее количество раз ее надо использовать для измерения объема.
5.3. Работа в учебнике-тетради
Воспитатель говорит детям, что в детском саду, куда ходит Таня, на чашки были наклеены карточки, которые показывали, сколько таких чашек воды помещается в кувшин. Карточки отклеились, и их нужно снова приклеить.
— Чем отличаются чашки? (Вместимостью.)
— Какой цвет имеет чашка самой большой вместимости?
— Как вы думаете, карточка с каким числом отклеилась от этой чашки?
— Почему вы думаете, что это карточка с числом 2?
Дети должны объяснить, что самая большая чашка — это самая большая мерка, значит, эта мерка поместится в кувшине самое маленькое число раз, а самое маленькое число на отклеившихся карточках — это 2.
Далее дети выполняют задание самостоятельно.
После того как задание выполнили все дети, воспитатель задает вопрос:
— Какую карточку вы приклеили на желтую (зеленую и т. д.) чашку? Сотрудники детского сада благодарят детей за помощь.
6. Итог занятия.
провести рефлексию деятельности на занятии