Света Захарова
Конспект НОД «Дружба и друзья или секреты дружбы»
Дружба и друзья или секреты дружбы
Тема : «Дружба и друзья или секреты дружбы».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», Чтение Художественной Литературы.
Цель: Обобщить и расширить знания детей о дружбе, друзьях.
Развивать коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Дружба и друзья или секреты дружбы“» размещена в разделах
Образовательные: - расширять знания детей о дружбе; познакомить с секретами дружеских отношений; предоставить детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания;
закреплять знания пословиц и поговорок и стихотворений о дружбе;
формировать нравственные качества.
Развивающие:
Продолжать развивать диалогическую речь; умение составлять рассказы.
Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
Воспитательные:
Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе.
Воспитывать понимание и умение оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения.
Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.
Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения.
Содействовать формированию дружного коллектива воспитанников.
Материалы и оборудование:
СМС-сообщение от Шапокляк; музыкальное сопровождение; картинка с изображением Шапокляк, пазлы с изображением героев сказок и мультфильмов, сюжетные картинки о взаимопомощи, цветок «Дружбы».
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей;
- обсуждение различных ситуаций о дружбе;
- прослушивание песен по теме;
- заучивание пословиц и поговорок о дружбе, работа над смыслом пословиц;
- дидактическая игра «Оцени поступок»;
- игры : «Стул дружбы», «Собери пазл и скажи, кто с кем дружит».
Ход НОД
1. Организационно-мотивационный момент.
(Создание благоприятного эмоционального фона, настрой детей на занятие.
Дети входят в группу под музыку. (песня «Когда мои друзья со мной»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями и пошлем гостям хорошее настроение и улыбку.
-А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо голубое! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце золотое! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Матушка - Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).
- А вы, заметили, как мы назвали друг друга? (друзья).
- А про вас можно сказать, что вы друзья? Почему? (мы вместе играем, стараемся не ссориться).
-Я не просто так сегодня завела разговор о друзьях.
Сюрпризный момент:
Сегодня утром я получила СМС-сообщение от старухи Шапокляк (показ картинки).
-Вот послушайте: «Милые дети, помогите,
Как найти друзей, мне расскажите,
Что такое дружба, объясните.»
-Ребята, о чем просит нас старуха Шапокляк? (рассказать о дружбе, о том как найти друзей).
-Как вы думаете, почему у нее нет друзей? (она вредничала, совершала плохие поступки).
-Давайте расскажем Шапокляк все,что знаем о дружбе, о правилах и секретах дружбы и о том, какими должны быть настоящие друзья.
-Вы готовы помочь? (Да.)
Какое прекрасное слово «Дружба».
-Как вы понимаете это слово? Дружба. (Это, когда вместе интересно играть, когда помогаешь друг другу, не дерешься, можешь поделиться секретом)
(Когда люди дружат, они хотят быть вместе, доверяют, понимают и помогают друг другу, уважают интересы друг
друга.)
-С чем можно настоящую крепкую дружбу? (С железом, камнем, цепью, канатом, замком.)
-А сейчас послушайте небольшое стихотворение и скажите, о ком это стихотворение?
Настоящий друг везде, верен в счастье и в беде
Грусть твоя его тревожит
Ты не спишь -он спать не может.
И во все без лишних слов он помочь тебе готов.
-О ком это стихотворение? (О друге.)
-Кто такой настоящий друг? (Настоящий друг-это тот,кто никогда не обманывает, не выдает секреты, поделится всем,что у него есть,с кем всегда интересно и не скучно, защитит и не оставит в беде.)
-Можно ли прожить без друзей?
-Почему?
- Ребята, я знаю, что в нашей группе у многих из вас есть друзья. Не так ли?
-Кто хочет рассказать о своем друге?
Назовите его имя,расскажите какой он, почему вы с ним дружите.
(Рассказы детей : «У меня есть друг Тимур. Он хороший, веселый и добрый. Делится игрушками,никогда не обижает, помогает мне.»)
2. Практическая часть.
-Ребята, вы сейчас рассказывали о своих друзьях и дружбе.
-А вы знаете, что у дружбы есть свои секреты. Давайте их раскроем и расскажем Шапокляк.
Первый секрет дружбы.
-Хотите узнать первый секрет дружбы? Тогда послушайте песенку.
Звучит песня «От улыбки» В. Шаинского.
-Скажите, так с чего начинается дружба? (С улыбки. Посмотрите, как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.)
-Скажите, с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается?
-Правильно, поэтому давайте улыбнемся друг другу.
Итак, первый секрет дружбы разгадан.
Второй секрет дружбы.
Показ сюжетных картинок – взаимопомощь
-Посмотрите на картинки, кто здесь нарисован? Что делают дети?
-Как вы думаете, те кто здесь изображен, являются друзьями?
-Почему вы так решили? (Правильно, друзья должны помогать друг другу.)
-Вот и еще один секрет дружбы разгадан.
-Как назовем его (Помощь)
Физминутка «Если есть хороший друг».
Настроение упало, (развести руки в сторону и вниз, пожать печально плечами)
Дело валится из рук… (бьем легонько по внешним сторонам ладоней)
Но еще не все пропало, (Пальчиком влево-вправо)
Если есть хороший друг. (Показать на друга)
С делом справимся вдвоем, (Положить руки на плечи друга)
Настроение поднимем (Присели, собрали настроение в ладошки)
И от пыли отряхнем! (Отряхивают руки).
Третий секрет дружбы.
-А сейчас давайте сядем на стульчики. Нам дети хотят показать спектакль. Давайте внимательно посмотрим.
Сценка.
В одном детском саду дружили две девочки Алиса и Лера. Очень дружили и всегда говорили друг другу правду. Но вот однажды Лера нечаянно сломала куклу Алисы.
-Кто сломал мою куклу? – расплакалась Алиса.
- Не знаю, - сказала Лера. – Наверное, это Андрей.
- Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Алиса у Андрея.
-Я не ломал. Это сделала Лера, я видел.
- Не может быть! – воскликнула Алиса. – Лера моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Алиса к Лере и спросила – Зачем ты обманула меня Лера?
- Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
- Не делай так больше Лера! – сказала Алиса – Друзья должны быть честными друг с другом!
- Ребята, что случилось с нашими героями?
-Как поступила Лера?
-Почему Лера обманула Алису?
Как вы думаете, Алиса и Лера останутся друзьями? (Конечно, Алиса простит Леру.)
-А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? (Обман может разрушить дружбу.)
-Но знайте,ребята, за одним может последовать второй, третий…
-Поэтому, какими мы должны быть по отношению друг к другу?
(Честными)
-Скажите, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории?
Четвертый секрет дружбы.
Загадка.
Запомните,дети,
Если у друга беда,
С печалью и злостью
Поможет вам справиться.
Только одна (Доброта.)
Воспитатель:
Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?
Дети:Нет.
Воспитатель:
Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите.
-Так какими нужно быть по отношению друг к другу? (Добрыми)
-Вот и еще один секрет дружбы разгадали.
-Как назовете этот секрет? (Доброта).
Пятый секрет дружбы.
-Посмотрите, ребята, что-то наши друзья Илья и Максим отвернулись друг от друга.
-Что у них случилось, сейчас узнаем.
Сценка
Воспитатель: Кто кого обидел первый?
Максим: Он меня
Илья: Нет он меня
Воспитатель: Кто кого ударил первый?
Максим: Он меня
Илья: Нет он меня
Воспитатель: Вы же раньше так дружили
Максим: Я дружил
Илья: И я дружил
Воспитатель: Что же вы не поделили?
Максим: Я забыл
Илья: И я забыл
-Что случилось у мальчиков,ребята (поссорились).
-Скажите, ссоры,крики, оскорбления – эти слова подходят к слову дружба?
-Как по-вашему должны жить друзья?
Воспитатель: Действительно,друзья должны жить дружно, а по- другому мирно.
-Вот и еще 1 секрет дружбы разгадали,как назовем его (МИР)
Воспитатель: Если друзья поссорились, что иногда бывает, тогда они должны обязательно помириться.
-Как вы будете мириться? Какие мирилки вы знаете? (Ответы детей).
Даша - Арина
Данила – Тимофей
Алиса - Анжелика
Мирилка
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались
А теперь нипочем.
- Ну вот,ребята,мы разгадали все главные секреты дружбы.
-Давайте перечислим их: улыбка, помощь, честность, доброта и мир.
Воспитатель: О дружбе и друзьях приятно говорить. А вы знаете,что во все времена,у всех народов очень ценилась дружба. Поэтому люди придумывали и слагали пословицы и поговорки о дружбе. Вы тоже знаете пословицы о дружбе.
-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи пословицу».Я буду говорить начало пословицы,а вы ее окончание.
• Друзья познаются (в беде).
• Нет друга, ищи, а (нашел, береги).
• Крепкую дружбу и (топором не разрубишь).
• Старый друг (лучше новых двух).
• Дружба в делах (помощница).
Человек без друга, (что дерево без корней).
• Новых друзей наживаю, а (старых не забываю).
• Не бросай друга в (несчастье).
• Не имей сто рублей, а (имей сто друзей).
Скажи мне, кто твой друг (и я скажу,кто ты).
Дружба дружбой,а (служба службой).
Сам пропадай,а (товарища выручай).
Человек без друзей, (как птица без крыльев).
Один за всех и (все за одного).
Дружба, как стекло : (разобьешь – не сложишь).
-Как вы понимаете смысл последней пословицы?
-Дети, сейчас вы только учитесь дружить. А для того, чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать правила.
Давайте вместе придумаем «Правила дружбы»
Правила дружбы:
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать друг другу
Быть честным
Быть внимательным
Быть вежливым
Доверять другу
Уважать
Не обижать
Уметь хранить секреты
Не нарушать своих обещаний
Заступаться за друга
Не ссориться
-Ребята, если вы будете строго соблюдать все эти правила, то станете настоящими друзьями, и ваша дружба будет крепкой, как камень.
-А сейчас,друзья, давайте поиграем, а заодно и проверим, как вы будете соблюдать правила дружбы.
Игра «Стул дружбы».
Дети под музыку бегают по кругу вокруг стульчика.
С остановкой музыки кто-то из детей садится на стул и все остальные говорят ему приятные слова (весёлый, красивый, быстрый, смелый, храбрый, заботливый, вежливый, культурный, трудолюбивый, дружелюбный, заботливый, внимательный, сильный, сердечный, надежный, верный, веселый, воспитанный, культурный, смелый, отзывчивый, отважный, уважительный, искренний, справедливый, честный и т. д)
- Какие добрые, красивые и приятные слова вы говорили своим друзьям! Как доброжелательно относитесь вы друг к другу. Это значит, что дружба между вами крепкая.
-Ребята,а вы знаете, что не только у вас есть друзья,но и у взрослых людей, у животных, и у героев разных сказок и мультфильмов.
Сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Собери пазл и скажи, кто с кем дружит». (Собирать будем за столом, за каждым – по три человека.)
-Вам надо собрать картинку, рассмотреть ее, и рассказать, друзья из какой сказки или мультфильма здесь изображены и назвать их имена). Ответы детей: Мы собрали картинку, где нарисованы друзья :Крокодил Гена и Чебурашка из мультфильма «Приключения Чебурашки и крокодила Гены». («Как львенок и черепаха пели песню», «Белоснежка и семь гномов», «Винни-Пух» и т. д.) (Музыка про дружбу).
-Молодцы, ребята, вы быстро и дружно собрали картинки.
Дети, я еще раз убедилась, в нашей группе живет дружба, что вы умеете дружить и конечно, можете поделиться секретами дружбы со старухой Шапокляк.
Коллективная работа «Цветок дружбы».
- Ребята, сейчас мы с вами сделаем «Цветок дружбы и отправим его Шапокляк. (Каждый ребенок получает лепесток цветка)
- Каждый лепесток цветка –это ваше пожелание Шапокляк, какой ей надо быть,чтобы у нее появилось много друзей. (Заботливой, внимательной, доброй, сердечной, надежной, верной, веселой, воспитанной, культурной, отзывчивой, честной, красивой,щедрой,умной и т. д).
(Звучит песня о дружбе)
(Дети подходят к воспитателю говорят пожелание, воспитатель помогает приклеить его к серединке на ватман)
- Какой у нас красивый цветок получился! Как вы думаете, ребята, после того, как Шапокляк получит наш волшебный цветок дружбы, сможет она найти друзей? (Ответы детей)
-Как нам передать цветок? Каждую неделю к нам в детский сад приходит почтальон, вот мы ей и отдадим его, а она отправит Шапокляк.
- Будем надеяться, что она найдет настоящих, верных друзей. Ведь с друзьями жить весело и интересно.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Дети! Я сегодня вами очень довольна.
А кто мне скажет, для чего мы с вами выполняли задания и разгадывали все секреты?
А теперь перечислите все секреты дружбы: УЛЫБКА, ПОМОЩЬ, МИР, ДОБРОТА, ЧЕСТНОСТЬ.
- Молодцы, вы запомнили все секреты дружбы и сможете ими поделиться с сестренками и братишками. А главное сами не забывайте о них!
- А сейчас встаньте в круг, положите руки на плечи друг другу и произнесите девиз дружных ребят: «С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба начинается с улыбки».