Понетаева Наталья
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Такие разные грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- закрепить знания детей о строении гриба, умении распознавать грибы,называть их названия, классифицировать их по признаку съедобности (съедобные и не съедобные) .
- активизировать и пополнять словарь детей по теме «Грибы» вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность;
-развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений;
- воспитывать любознательность, внимание, навыков доброго,
бережного отношения к природе;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Такие разные грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-воспитывать в детях желание использовать в работе разные техники рисования грибов (отпечатывание комочком смятой бумаги, пальчиком обводить контур шляпки гриба).
Ход:
Восп:
-Сегодня к нам в детский сад пришли гости.
Гости дорогие, важные такие.
В зале здесь у нас сидят, строго так на нас глядят.
Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные?
Дети: Нет!
Восп:-Нет? А какие? Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц.
Дети: Спокойные,улыбающие,внимательные,добрые,весёлые,открытые,радостные.
Ребё нок: И не строго, а с улыбкой
Очень тёплой и простой
Гости нас встречают с вами
Чем ответим?
Дети: -Добротой!
Восп:- Давайте пожелаем гостям доброго утра. Скажем вместе: «Доброе утро»
Восп:- Давайте пожелаем гостям доброго утра. Скажем вместе: «Доброе утро»
-А сейчас послушайте загадку:
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает повезло!
Дети: -Гриб.
Воспит: Правильно – это гриб. А кто из вас ходил в лес за грибами? С родителями? Дети не могут без взрослых собирать грибы. Есть такое «золотое» правило. Вспомните,как правильно надо собирать грибы?
Дети: -Грибы надо срезать ножичком, чтоб не повредить грибницу, собирать в корзинку.
Восп:- А в целлофановый пакет можно?
Дети:- Нет! Вредно, грибы испортятся, и их опасно есть.
Восп: -Ребята посмотрите у нас сегодня в гостях игрушечный –лесовичок,а вруках у него конверт. Интересно от кого это письмо (открываю и читаю загадку)
- В день осенний, в день пригожий
На колючий шар похожий
По лесной тропинке шел,
На полянке гриб нашел.
А грибы - я вам скажу -
Очень нравятся. (ежу)
-Какой ёжик загадочный своё письмо начинает с загадки.
«Здравствуйте ребята! Я прослышал, что вы много знаете про мои любимые грибочки! Я вас приглашаю в сказочный,осенний лес! А дорогу вам укажут осенние листочки».
-Отправляемся в путь!
.(Дети переходят в зимний сад, дорогу им указывают осенние листочки)
В зимнем саду детей встречают
звуки природы (шум листьев пение птиц, макеты деревьев,пенечки, и конечно загадочный Ёжик)
Ежик: Здравствуйте ребята, я очень рад вас видеть в моем лесу. Располагайтесь на пенёчки.
- Скажите пожалуйста, а где растут грибы? (в лесу)
-Ребята посмотрите как красиво в осеннем лесу, как красиво играет солнышко в каждом осеннем листочке. Чем пахнет в осеннем лесу (грибами….) беседа о лесе под звуковое сопровождение.
- Ребята а вы знаете какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные, ядовитые) - Какие грибы называют съедобными? (те, которые можно кушать: варить, жарить, солить) - Какие грибы называют несъедобными? (ядовитые, поганки, те которые кушать нельзя)
-Ребята, скажите а где мы можем повстречать грибы в лесу?
-Да, действительно грибырастут, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на старых пнях
Восп: А сейчас мы с вами рассмотрим из каких частей состоит гриб. Кто расскажет?
1 Ребёнок- У всех грибов есть шляпка и ножка, а в земле расположена грибница.
Ежик: Молодец! Да в грибной стране растет множество разных грибов? А вы их знаете?
Я буду вам показывать, а вы расскажите, что вы знаете о грибах.
Рассказы детей о грибах : боровик, поганка, опята, маслята, подберёзовик лисички, подосиновик.
1 реб
белый гриб! – царь грибов!
Это съедобный гриб. Белый гриб, он же боровик - один из самых любимых, колоритных и вкусных грибов. Благодаря своему благородному виду, отменным вкусовым качествам, боровик искренне любим народом с давних пор.
Бесценный дар грибных лесов!
Растёт в дубраве и в бору,
Прославлен широко в миру.
И если ты его найдёшь,
Узнаешь сам, как он хорош!
2 реб: Маслята очень любят расти под сосновыми деревьями, они растут целыми семьями,их бывает очень много. У маслёнка светлая ножка и коричневая липкая шляпка, которая снизу закрывается юбочкой. Это съедобный гриб.
3 реб:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я, подосиновик. Он растёт в лесу, под осинками. Очень красивый гриб, с ярко-оранжевой шляпкой. Этот гриб съедобный.
4 реб:
Под березой старичок
На нём бурый колпачок,
И пиджак с пестринкой,
А сапожки с глинкой.
Это гриб подберёзовик. Растет он под берёзками, этот гриб съедобный
5 реб:
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Под сосною на опушке
Греют рыжие макушки.
Это грибы опята. Опята растут в лесу на пеньках и просто грядами в траве. С одного пенька можно собрать целую корзину. У опят длинные ножки и круглые шляпки, есть юбочка. Надо быть осторожными, чтоб не спутать съедобные опята с ложными.
6 реб:
Почему назвали
Этот гриб лисичкой?
Может быть, он хитрый,
Как лиса-сестричка?
И от грибников он
Смело удирает,
Путает следы он,
По лесу петляет.
Нет, нет, нет, конечно,
Ног у гриба нету!
Просто все лисички -
Рыженького цвета. Растут лисички в лесу, они очень красивые и съедобные.
7 реб:
А это бледная поганка, её часто путают с шампиньонами. Она самая опасная из всех грибов, и самая ядовитая. Её яд подобен змеиному, её не едят даже черви. Признаки поганки: шляпка зеленая, зеленоватая до белой, с белыми пластинками. Ножка, будто вылезает из горшочка, а верх горшочка бахромой отделан. В верхней части ножки - кольцо, точно мини - юбочка.
- А сейчас Даша Чигина расскажет нам с вами о своём проекте, который они приготовили вместе с мамой и папой. Про удивительный гриб! А какой нам расскажет Даша.
-Возле леса на опушке.
Украшая тёмный бор,
Вырос ярко-красный мухомор -
Белых пятнышек узор.
Ты в лесу мне нравишься,
А в тарелке - нет.
Ясно, что отравишься,
Съев тебя в обед.
Этот гриб есть нельзя. Он опасен для людей, а звери им лечатся. Поэтому увидев этот гриб мы только любуемся им, и ни в коем случае не трогаем и не топчем ногами.
Ежик: В лесу все взаимосвязано, грибы занимают очень важное место. Их любят собирать люди, Но и звери очень любят полакомится грибами.
-Ребята,а вы что ни будь знаете интересное о грибах?
Дети:
-Белкам нравятся боровики, подосиновики, рыжики.
-Лоси любят угощаться белыми грибами.
-А мухоморами лечатся и люди, и звери.
-Северные олени с аппетитом поедают маслята.
- Кабаны любят грузди.
- Прежде, чем съесть грузди, кабаны топчут их копытами, давят клыками и валяют в грязи - такое блюдо приходиться по вкусу им.
-Бурундуки и барсуки подсушивают на зиму груздки, лисички, сыроежки.
-Опенок очень вкусный гриб, его любят собирать. Но он считается паразитом многих хвойных и лиственных деревьев. Наносит огромный ущерб лесу. Грибница его развивается в коре деревьев до 3-х метров в высоту.
Ежик: Ребята, давайте поиграем.
Физкультминутка «Гриб» (проводит ежик)
Меж еловых мягких лап (руки в стороны, пальцы растопырить)
Дождик тихо кап, кап, кап! (стучат пальцем по ладони)
Где сучок давно засох, (локоть одной руки на ладони другой отклонить немного в сторону)
Вырос мох, мох, мох! (присесть и медленно подняться, руки ладонями вместе над головой)
Где листок к листку прилип (встать спинами друг к другу)
Вырос гриб, гриб, гриб (присесть и медленно подняться, руки над головой округлены, изображая шляпку)
Кто нашёл его друзья? (встать развести руки в стороны, плечи приподнять)
Ну конечно, это я! (поднять руки вверх и попрыгать на двух ногах, мягко приземляясь)
Ежик: Мы все с вами знаем, что природу нужно беречь
В природе существуют свои правила поведения.
Я буду называть правило, вы показываете знак.
Не забывайте эти заповеди:
- Не разоряйте гнезд
- не вредите животным
- не оставляйте мусор в лесу.
- не ломайте деревья
-не топчите грибы,
даже если они ядовитые, они могут пригодиться животным.
-не топчите муравейники
-не ходите ногами по цветам
- не лишайте землю красоты! (заключение) :
В природе все взаимосвязано.
Ребенок:
Нам нужно охранять природу -
А от кого?
Леса, поля, луга и воду
Ещё чего…
Нельзя в лесу пилить деревья,
Нельзя рубить.
Ломать сучки, копать коренья,
Цветы губить, грибы губить
Нельзя нигде пугать животных,
Нельзя стрелять,
И птичьи маленькие гнёзда
Не разорять.
Для нас природа - как награда
Важней других.
А охранять природу надо
От нас самих!
Восп. : А сейчас я вам предлагаю нарисовать грибочки! Давайте подготовим пальчики для рисования.
Пальчиковая игра «Корзинка»
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают пальцы по- очереди, начиная с большого)
Грибы будем собирать
(Сжимают и разжимают пальцы)
На пенёчке
(загибают пальцы по очереди,начиная с большого)
Возле кочки
Под осинкой,
Под сосенкой,
Под берёзкой,
Гриб найдём.
(сжимают и разжимают кулачки)
И в корзиночку кладём.
Восп: Молодцы! Приступаем к работе. Перед вами лежат заготовки- рисунок с вашими пальчиками, смятая бумага (комочек, приготовленный заранее,фломастеры и гуашь.
Будем рисовать грибы! Может кто из вас догадается,какие? Они растут целыми семейками. (Утром рано под кустами
Отыскались просто сами!
На пеньке - как на скамейке,
Развесёлая семейка! -
На подбор грибы - ребята
Под названием. .(Опята).
Дети:-Опята!
Восп: -Ваша заготовочка –ладошка. Как вы думаете,что это будет у опят? Правильно – ножки. А вот шляпки вы нарисуете комочком смятой бумаги, путём примакивания (продемонстрировать) Затем возьмём фломастер зелёного цвета и нарисуем травку.
-Но посмотрите шляпки у опят получились расплывчатые, поэтому предлагаю обмакнуть пальчик в коричневую краску и подрисовать контур шляпок. Вот так (демонстрирует воспитатель).
Восп: -После выполнения работ, вытираем пальчики влажной салфеточкой. Дети приступают к работе под муз. сопровождение.
(во время рисования Ёжик помогает детям, а затем восхищается их работами).
Восп: -Ребята какие вы молодцы! Мне очень понравилось как вы занимались,отвечали на вопросы, очень интересны были ваши рассказы о грибах.
Ё жик:- А самое главное ребята знают, как надо беречь природу и вести себя в лесу.
Восп : -Ребята! Какой замечательный друг сегодня был сегодня с нами!Вы не догадались? Кто это?
Дети: -Ёжик!
Восп: А почему мы можем назвать его Другом?
Дети:-Он занимался с нами, помогал нам. (пословица о друге «Друг в беде не бросит!»
Восп: -Давайте подарим нашему Ёжику наши грибочки, зима кончается, запасы на исходе. Предлагаю их немного подсушить и подарить Ёжику. (дети развешивают на верёвочку свои работы, используя бельевые прищепки).муз сопров.