Анашкина Наталия
Конспект НОД старшей группе «Мои пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мои пернатые друзья».
Цель: Формирование представлений детей о зимующих и перелётных птицах.
Задачи: Учить отгадывать загадки о птицах.
Развивать интерес к миру пернатых, любознательность.
Дать представление о значении птиц для окружающей природоведа. Развивать внимание, творческую активность.
Формировать желание у детей заботиться о птицах.
Публикация «Конспект НОД старшей группе „Мои пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдение за птицами на участке. Беседа о птицах. загадки, рассматривание альбома «Птицы». Дидактические игры и упражнения, речевые игры, экскурсии в природу.
Материалы и оборудование: картинки, иллюстрации с изображением птиц. Загадки «Птицы».
Ход занятия:
Сегодня мы проведем викторину и отправимся в удивительное царство природы. Предлагаю вам послушать слова Михаила Пришвина известного русского писателя.
“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. М. Пришвин.
– А вот какая сегодня тема, вы догадаетесь, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… Птица.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях- птицах и поиграем.
Сейчас мы разделимся на две команды синички и снегири.
Викторина –это игра, а в любой игре есть правила: слушать нужно внимательно, отвечать на вопросы, выполнять задание.
У синичек красные фишки-перышки, у снегирей желтые. Выиграет та команда, которая наберет больше фишек.
Сначала задаю вопрос одной команде, если они не справляются, то отвечает другая.
Я предлагаю командам послушать загадки и вспомнить птиц.
Я в скворечнике живу
Песни звонкие пою. (Скворец)
В тёплый край не улетают, На морозе
распевают,
Эти птички-невелички
Называются (синички)
Клином печальным в небесной дали
С криком прощальным летят… (Журавли)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери.
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (снегирь)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
пролетит любой маршрут. (голубь)
Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
«Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик- чирик,
И замерз немножко!» (Воробей)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
Кто в лесу деревья лечит:
постучит – им сразу легче. (дятел)
Кто без ног и без свирели.
Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
Воспитатель: Молодцы.
Физминутка музыкальная «Птицы».
Рассматривают птиц.
Команде снегири рассказать про голубя, что вы знаете.
- Ребята, а голубь больше или меньше воробья? (ответ детей)
- Ребята, расскажите, чем питаются голуби? (ответы детей)
(семенами трав, плодами деревьев, ягодами, не брезгуют они и простой зеленой травой.)
Воспитатель: Какой окрас у голубя?
Его оперенье может быть пестрым и состоять из нескольких оттенков, могут присутствовать фиолетовый, зеленый или синий цвет.
- А знаете ли вы, как называют голубей?
(ответы детей)
- Почтовые голуби.
- Голуби- это птицы, которых можно научить передавать письма.
- Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню.
- Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе.
Команда синички расскажут про дятла.
Воспитатель: Ребята кто расскажет про дятла?
- Это дятел.
- Чем отличаются дятлы друг о друга? (ответы детей)
- У одного дятла на голове красная шапочка- это самец (мальчик, а у другого дятла ее нет это самка (девочка).
- Ребята, ответьте на вопрос: почему дятлы стучат по дереву? (ответы детей)
-Дятел стучит по дереву, чтобы добраться до насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей.
- Чем питается дятел? (ответы детей)
- Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели.
Ребята, вы знаете, что не все птицы остаются у нас зимовать?
Вопрос команде снегири
- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (ответы детей) (Перелетные)
- Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в тёплые страны.
Вопрос команде синички
- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).
-Перелётные птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.
Вопрос команде снегири
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (ответы детей) (Зимующие).
Вопрос команде синички
- Как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (Эти птицы не боятся мороза и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы.)
Игра-ситуация: ребята, давайте превратимся в воробушков.
Представьте, кругом белый снег, сугробы, дует слышите, как дует ветер?
У воробушка головушка замерзла,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Обхватить голову руками и покачивать ею из стороны в
сторону)
У воробушка спинушка,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Положить руки на спинку и раскачиваться)
У воробушка крылышко.
Ох, как замерзло!
Ох, как замерзло! (Погладить левой рукой правую руку)
У воробушка лапки,
Ох, как замерзли!
Ох, как замерзли! (Разглаживать рукой ножки)
Ребята, давайте вернемся в детский сад.
Ну что ж, ребята, замерзли на улице?
И все-таки очень тяжело птицам зимой. Ну а мы викторину продолжаем.
Вопрос команде снегири
- Как вы думаете, дети, птицы и люди друзья? (Ответы детей) Птицы приносят нам пользу. Они уничтожают вредителей лесов, полей и
огородов (насекомых, личинок, гусениц, семена и плоды сорняков –
вредных растений).
Вопрос команде синички
-Как мы можем помочь птицам перезимовать?
Ответы детей.
Делать кормушки, подкармливать.
-Мы с вами позаботимся о птицах, подкормим их зимой. А летом они нам помогут в борьбе с насекомыми-вредителями и будут радовать нас своим пением.
Наше занятие подошло к концу.
Чем мы сегодня с вами занимались, что делали? (ответы детей)
Итог занятия: Ребята вы сегодня все молодцы были внимательны и активны, я хочу вам вручить медали знатоки птиц.