Юлия Амрахова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Солнечная система»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД "Солнечная система"
Программное содержание:
а) обучающая:
повторить знания о составляющих частях космического пространства;
б) развивающая:
развивать любознательность, фантазию, воображение; мелкую моторику рук;
в) воспитывающая:
воспитывать интерес к стремлению больше узнать о космосе, вселенной.
Словарная работа:
Вселенная, пространство, комета, галактика.
Материалы:
иллюстрации, фон из листов черного картона, картонные модели планет, клеенка, клей, салфетки разных цветов,.
Предварительная работа:
- беседа о космосе;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Солнечная система“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
- чтение рассказов, стихотворений о космосе;
- загадки о космосе;
- знакомство с энциклопедией для любознательных «Все о космосе»;
- заучивание наизусть стихотворений;
- заучивание песен на музыкальном занятии;
- выставка поделок и рисунков на тему «Космос».
Ход занятия:
Воспитатель задает загадки.
Доброе, хорошее, на всех
глядит, а на себя не велит. (Солнце)
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все.
Правильно, солнце? А какое оно? (круглое, теплое, жаркое).
А где находится Солнце? (в космосе, в небе).
А сейчас отгадайте ещё одну загадку:
"Черная дорожка
Усыпана горошком. " (звёзды.)
А когда мы можем увидеть звёзды?
Где они находятся?
Как вы думаете, почему кажутся маленькими?
Что ещё есть в космосе? (метеориты, метеоры, кометы.)
А как мы называем Солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него? (Солнечная система).
СОЛНЦЕ – это самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Вокруг солнца вращаются девять планет и получают от неё свет и тепло. Они расположены в следующем порядке от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
Самомассаж массажными мячиками
-Давайте с вами возьмём по маленькому мячику и покатаем его в руках.
Солнце катится по небу,
Словно жёлтый мячик.
Солнцу рады все, все, все,
Лишь сосулька плачет.
Ребята вспомним, какие планеты есть в Солнечной системе. (показ изображения планет)
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Девять – дальше всех – Плутон.
Воспитатель: Планеты одинаковые или разные? Чем отличаются? Чем похожи?
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей.
Воспитатель: Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? (Ответы детей)
Воспитатель:
В честь богини красоты
Названа Венера ты,
В облаках летаешь,
Красотою озаряешь.
На Венере нет ни воздуха, ни воды, ее можно увидеть на ночном небе. А на этой планете есть жизнь? (Ответы детей) А почему? Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на небе.
Воспитатель:
Есть одна планета – сад
В этом Космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Вы догадались, что это за планета? На этой планете есть вода, суша, атмосфера, на ней обитают животные, птицы, растут деревья, цветут цветы, живут люди. Земля имеет свой спутник — Луну.
Луна – единственный естественный спутник Земли. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Атмосфера отсутствует, поэтому люди не могут на Луне дышать. Слово «луна» обозначает «светлая». В древности люди считали Луну богиней – покровительницей ночи.
Воспитатель:
Я – Марс.
Над планетой красной кружат
Каменюки, Страх и ужас
Нет горы нигде на свете,
Выше, чем здесь, на планете.
На Марсе нет жизни.
Воспитатель:
Юпитер больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.
Воспитатель:
Сатурн непременно узнаешь в лицо,
Его окружает большое кольцо.
Когда то давно там замерзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Ребята, как вы думаете, может ли кто- то существовать на этих двух планетах? (Ответы детей). Почему? (Здесь очень холодно) Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.
Воспитатель:
Я уже, который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь Космоса тоску
Мчусь я, лежа на боку.
Это планета Уран. Единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета». Температура на поверхности Урана – газовой планеты-гиганта – очень низкая и составляет от -208 до -212 градусов по Цельсию.
Дети, на этой планете есть жизнь? (Ответы детей)
А почему? (Ответы детей)
Воспитатель:
Я – Нептун.
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима.
На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.
Воспитатель:
Я - Плутон.
Нужно 5 часов, чтоб свету
Долететь до сей планеты,
И поэтому то я
В телескопы не видна.
Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.
Воспитатель: На этих самых удаленных от солнца планетах тоже никто не живет, они безжизненные.
А теперь мы с вами отправимся в путешествие на ракете.
Физминутка «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.
Давайте посмотрим, что же ещё есть в космосе помимо планет. (Показ иллюстрации)
В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.
Астероид — небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.
Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.
Кто мне назовёт имя первого космонавта?
Ответы детей.
Космонавт должен вести здоровый образ жизни, заниматься зарядкой по утрам. Сегодня мы и узнаем – готовы ли стать космонавтами.
“На зарядку становись!”
Руки в стороны на ширине плеч. Правая рука делает в воздухе круги. Левая рука делает точно такие же круги, но в обратную сторону.
Правая рука движется вверх. Левая рука делает круги.
Правая рука делает в воздухе треугольники. Левая рука – круги.
Правая рука делает круги. Левая рука треугольники. Нога рисует на полу квадрат.
- Внимание! Займите свои места. Пристегнитесь, начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск! Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот вырвались мы из притяжения земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте испытаем это состояние.
В невесомости плывем
Мы под самым потолком
(Стоя на одной ноге, удерживают равновесие, помогая руками).
Воспитатель: Теперь я вижу, что вы стали сильными и ловкими и готовы смоделировать нашу солнечную систему.
Воспитатель предлагает детям разделиться на команды, раздает командам круги картона и дети с помощью салфеток обклеивают картон, придавая им вид планет.
Затем каждую планету помещают на фон, выстраивая планеты в определённом порядке.
Анализ занятия:
-Посмотрите, какая прекрасная работа получилась. Что вы изобразили?
- Планеты, кометы, звезды…
Итог занятия:
- Вам понравилось путешествие в космическое пространство? Что интересного, вы, узнали? Что больше всего вам понравилось? На этом занятие окончено, молодцы.
При создании конспекта использовались интернет ресурсы:
http://csdbf7.narod.ru/index.files/page0009.htm
http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia151.htm
http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex26.htm