Татьяна Кордюкова
Конспект НОД социально-личностного и речевого развития «Дружба начинается с улыбки» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД «Дружба начинается с улыбки»
Тип НОД интегрированное
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, развитие речи.
Образовательные: обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость; активизировать словарь по данной теме; учить связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией; обогащать умениями и знаниями детей в области бесконфликтного общения.
Темочки:
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Развивающие : развивать коммуникативные навыки детей, позитивное социальное поведение; развивать мыслительную активность; развивать диалогическую форму речи посредством составления рассказа; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое; развивать творческие способности детей.
Воспитательные воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о себе; воспитание культуры общения при ведении диалога; формировать благоприятный психологический климат группы.
Планируемые результаты: внимателен к сверстникам и близким, замечает их переживания и ожидания; осознает причины детских ссор; активно и творчески проявляет себя в художественной деятельности; умеет самостоятельно и последовательно анализировать; способствовать речевому развитию детей;
Средства обучения:
Наглядное пособие: карточки с изображением овощей и фруктов; плакат с нарисованным солнышком, но без лучиков; «письма» лесных гномов.
Раздаточный материал: альбомные листы, карандаши, краски желтые и красные, кисточки; подарки детям (сладости или маленькие игрушки).
ТСО: аудиозапись с мелодиями «Звуки природы», музыкой из мультфильма «День рождения кота Леопольда» («Если добрый ты …» музыка Б. Савельева, песней В. Шаинского «Все мы делим пополам», музыкальный центр, переносной стенд.
Литература:
1. Золотарева, Е. К. Чтоб добрым и умным сердце было…- Кишинев, 2004.
2. Катаева, Р. И. Развивающие занятия с детьми дошкольного возраста. – М., 2000.
3. Мешенова, Н. М. Доброе утро малыш // Ребенок в детском саду. – 2008. - №1.
4. Шипицина, Л. М. и др. Азбука общения. – СПб., 2000.
5. Яковлева, Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб, 2002.
Ход занятия
I. Организационный момент (2 мин.)
1. Приветствие «Здравствуй солнце»
Воспитатель приветствует детей и приглашает их в круг.
Цель: создание положительного эмоционального настроя
Воспитатель:
- Здравствуйте дети! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. А сейчас мы поздоровается не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной» (звучит лёгкая музыка, «звуки природы») :
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, крепенький дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Педагог: «Молодцы ребята!»
II. Вводная часть (4 мин.)
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, мы с вами все одинаковые? Конечно, нет! Хоть мы и общаемся с вами, живём в одном городе, но мы отличаемся друг от друга характером, весом, ростом, желаниями е ещё много чем. Но у нас есть и общие черты, которые нас объединяют. В этом мы сейчас убедимся. Давайте поиграем: я буду давать вам задания, а вы будете их выполнять, делая движения. Слушайте меня внимательно! Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое. Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку. Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять. Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости. Возьмитесь за руки те, кто любит смотреть мультфильмы.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- Вот видите, как много всего нас объединяет!
Письмо от Лесных гномиков.
Воспитатель:
- Ребята, нам пришло письмо, давайте его прочитаем. Лесные гномы поссорились и просят вас помочь им помириться. Но только дружные ребята смогут им помочь. Вы согласны быть помощниками? Тогда присядем на дорожку.
Дети садятся на стульчики в круг.
III. Основная часть (25 мин.)
1. Беседа о дружбе.
Воспитатель:
- Дружить – это значит быть добрым, делиться игрушками, не хвастаться, стараться уступать друг другу, быть внимательным к другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе с ним погрустить). Настоящие друзья всегда помогают друг другу, если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить. Если нечаянно обидел, то надо извиниться. Настоящие друзья никогда не обманывают друг друга, стараются сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку).
- А вы – дружные ребята? Почему так думаете?
- С чего начинается дружба? Как ведут себя друзья?
- Как вы думаете, какого цвета дружба?
- Какого она запаха?
- С чем можно сравнить крепкую дружбу?
(опрашивает двух детей - активного и малоактивного, помогает, корректирует ответы).
Дети: рассказы детей 5-6 предложений.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Интересная беседа о дружбе и друзьях у нас получилась. Вы много знаете о дружбе. Мне бы хотелось, чтобы наш разговор слышали гномы. Вспомните, ребята, кто может помочь лесным гномам?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Да, только дужные ребята смогут помочь лесным гномам. Помните об этом! А чтоб веселее было идти, выберите себе пару, возьмитесь за руки и в путь-дорожку!
Дети идут по кругу под мелодию песни «Вместе весело шагать». Подходят к столам, на которых лежат карандаши и листы бумаги – по одному на каждую пару детей.
2. Изотерапия - «Мы вместе»
Воспитатель:
- Вот и первая поляна с заданием «Карандаш». Пары подойдите к столу. Посмотрите вокруг себя, на предметы, которые нас окружают. А теперь слушайте внимательно задание: каждая пара возьмёт один карандаш и один лист бумаги и нарисует любой предмет из тех, что вы видите вокруг себя (дети рисуют). Закончили рисовать. Давайте посмотрим, что вы нарисовали!» (Дети показывают предметы, которые нарисовали). Что сложного было? У всех ли совпало желание рисовать именно этот предмет?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Что вам помогло быстро нарисовать предмет?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Ваше умение договариваться помогло – вы быстро справились с заданием, молодцы! Теперь давайте поиграем!
3. Физкультминутка. Упражнение «Подари движение другу»
Воспитатель предлагает встать в круг. Звучит веселая музыка из мультфильма «День рождения кота Леопольда» («Если добрый ты …» музыка Б. Савельева). Воспитатель показывает движение, все дети его повторяют, затем движение придумывает ребенок, а все повторяют его движение, и так по кругу.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, у вас здорово получается! Можно смело идти дальше!
Под бодрую музыку дети идут к следующей поляне.
3. Упражнение «Где живут гному?»
Воспитатель:
- Мы пришли на поляну «Умники и умницы». Вам надо будет выполнить следующие задания. Будьте внимательны! Первое задание: если вы правильно соберёте все части картинки, то мы увидим, где живут наши гномы.
Дети выполняют задание – получается картинка с домиком в лесу.
Воспитатель:
- Молодцы, дети! Ваша сообразительность и дружелюбие помогли вам. Второе задание – узнать, какое слово спрятано.
Дети разгадывают ребус (РА + изображение дуги = радуга) и объясняют, как получилось слово.
Воспитатель:
- Третье задание – «Аппетитные картинки». Посмотрите внимательно на изображения. Назовите, кто что видит, и мы узнаем, что любят кушать наши гномы (дети называют фрукты, овощи – то, что любят гномы). Ваше желание помочь гномам и умение слушать друг друга помогли справиться со всеми заданиями. Надо идти дальше».
Под бодрую музыку дети идут к следующей поляне.
4. Упражнение «Солнышко»
Воспитатель:
- Перед нами мост. Пройти по нему сможет та пара, которая назовёт пословицу о дружбе. Но сначала объясните, как вы понимаете такое выражение: «Друзья неразлейвода».
Ответы детей: «Друг познается в беде», «Нет друга – ищи, а нашел – береги» и т. д.
Воспитатель:
- У вас очень интересные мысли, вы все правильно понимаете значение этого выражения. Ну а теперь говорите пословицы о дружбе и проходите по мостику.
Ответы детей.
Воспитатель:
- Дети! Мы пришли на солнечную полянку! Почему она так называется? А вот и солнышко! Только чего-то не хватает у нашего солнышка… Правильно лучиков! Вот сейчас мы с вами и дорисуем их. Каждая пара должна нарисовать один жёлтый и один красный лучик. Договоритесь между собой, кто каким лучиком будет.
Дети выполняют задание под музыку (звучит песня В. Шаинского «Все мы делим пополам» в записи). На столах стоят краски – жёлтые и красные, которыми дети к солнечному кругу дорисовывают лучи.
Воспитатель:
- Насколько ярче стало в группе! Какое красивое солнышко у нас получилось! Конечно, у дружных ребят только такое солнышко светит.
Нам снова пришло письмо. Ребята гномы всё видели и слышали, о чём мы с вами говорили. И они уже помирились! А в знак благодарности гномы помогут нам быстро вернуться домой: «Раз, два, три, повернись, снова в садик возвратись!
IV. Заключительная часть (4 мин.)
Рефлексия
Вопросы детям:
• Ребята, что вы сейчас чувствуете?
• Что вам помогло справиться со всеми заданиями?
• Кому было трудно?
• Кто чего-то испугался?
• Кто хотел вернуться обратно?
Вы сделали большое доброе дело. Я очень рада, что нам удалось помирить гномов. Вы показали хороший пример того, как должны вести себя настоящие друзья. Смогли преодолеть все трудности, были внимательными друг к другу, слушали и слышали друг друга. Вы умные, добрые, дружные ребята. Молодцы!
Ритуал окончания занятия игра «Пожелания!»
Цель: развивать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство близости и позитивного принятия сверстника.
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки и представить себе, что все связаны невидимой ниточкой.
Воспитатель:
- Сейчас, Вы поочередно по кругу, будете говорить друг другу добрые пожелания.
Начинать может сам воспитатель, показывая тем самым пример. Пожелания детей друг другу. Воспитатель просит представить детей, что они - единое целое, что каждый из них значим и важен. Воспитатель дает установку:
- Мы – самая хорошая и дружная группа, мы все любим и жалеем друг друга и никогда не будем друг друга обижать. Мы очень хорошо друг к другу относимся.