Наталья Букова
Конспект НОД по изготовлению обрядовой куклы «Сказ про то, как Машу спать укладывали»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте!
В нашем ДОУ в декабре состоялся конкурс "Региональный компонент", где педагоги делились своим мастерством. В рамках конкурса я представила занятие "Сказ про то, как Машу спать укладывали" (изготовление обрядовой куклы).
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема «Сказ про то, как Машу спать укладывали»
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с культурой, обычаями, традициями русского народа.
Публикация «Конспект НОД по изготовлению обрядовой куклы „Сказ про то, как Машу спать укладывали“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
2. Развивать патриотические чувства детей, укреплять любовь детей к родному краю путем ознакомления с народными традициями Урала.
3. Развивать у детей навыки скручивания ткани и навыки работы с нитками.
Словарная работа
Обогащение словаря: кукла «пеленашка», младенец, хворь, шанишки, шаньги.
Активизация словаря: кукла-оберег, люлька, колыбель, качалка, деревенька, валик.
Индивидуальная работа:
Продолжать учить Савелия Вайцыцкого, Таю Капустину, Машу Бондаренко участвуя в беседе, использовать сложные распространенные предложения. Упражнять Лию, Алену в умении скатывать валик о обматывать его ниткой.
Предварительная работа:
Рассмотреть иллюстрации природы Урала (символ России – березки, ромашки и рябины, иллюстрации быта и труда, русские народные костюмы на Урале.
Вспомнить пословицы и познакомить с новыми - о матушке, о батюшке, о семье.
Оборудование:
Русские народные костюмы для взрослого, для девочки, для мальчика.
Декорации: стол, самовар, качалка, кукла младенец, коврики зеленого и желтого цвета.
На каждого ребенка лоскуты разного цвета прямоугольной, треугольной, квадратной формы.
Ножницы, диск с колыбельными песнями.
Организационный момент:
- Ребята, предлагаю вам, отправиться на Урал в одну замечательную деревеньку и послушать рассказ об одном старинном красивом русском обычаи. Присаживайтесь на полянку (на коврик) и начнем наш рассказ.
Основная часть:
- Жили-были в одной уральской деревеньке Аленушка и Егорушка (Алена и Егор в русских народных костюмах сидят в доме около качалки и укачивают куклу Машу).
Жили не тужили, добра наживали: огород сажали, в поле рожь сеяли, чай из самовара с шанишками пили, да Машеньку растили. И все у них ладно да складно было, да только Машенька никак не засыпала, то ли хворь приключилась, а хворью на Урале болезни всякие называли, то ли просто капризничала. А матушки в старые давние времена, чтобы младенец быстрее засыпал мотали куклу оберег из лоскутов да ниток и произносили заговорные слова: «Сонница-бессоница не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой» и куколку в люльку укладывали, чтобы дитятко быстрее засыпало. А люлькой на Урале называли детскую кроватку.
Спросить детей как еще можно называть (качалка, колыбелька).
В разных уголках России по-разному называли таких кукол: домовушкой, крупенечкой, красулей, радостью, малышок-голышок, а на Урале такую куклу-оберег называли кукла-пеленашка.
Рассмотреть куклу-пеленашкуи другие куклы-обереги, обратить внимание на то, что у кукол-оберегов нет лица, таков обычай.
Предложить Аленушке и Егорушке Машеньку спать. А для этого нужно сделать куклу-пеленашку.
Перед тем как дети сядут за столы, провести физкультминутку.
Физкультминутка «Березонька»
(Все движения выполняются плавно)
Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх,
Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)
Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх,
Посреди долинушки (опустить руки).
На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх,
Листья зеленые (опустить руки).
Трава шелковая (движение руками вправо – влево).
Вокруг тебя, березонька (поднять туловище,
Девицы красные (движение головой вправо – влево)
Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).
Дети садятся за столы. Рассмотреть из чего сделана кукла-пеленашка. Объяснить ход работы изготовления куклы, предложить детям приступить к работе.
После изготовления куклы рассмотреть все работы, предложить покачать свою куклу и послушать старинную уральскую колыбельную песню.
Заключительная часть:
- Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте уложим в люльку своих кукол и поможем Машеньке уснуть.
Под колыбельную песню дети укладывают своих кукол-пеленашек в колыбельку.