Алена Егорова
Конспект НОД «Синичкин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16»
Конспект НОД
Познавательное развитие «Синичкин день»
Выполнил: воспитатель
Егорова А. А.
Богородск, 2017 г.
Цель: Ознакомление детей с народным праздником - 12 ноября «Синичкин день».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Синичкин день“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синички. Конспекты занятий
- Синичкин день, 12 ноября
- Синичкин день. Конспекты занятий, 12 ноября
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
закрепление знаний детей о зимующих птицах региона, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности и поведение;
ознакомление детей с народными приметами;
развитие наблюдательности, зрительной и словесно-логической памяти;
воспитание интереса к народным традициям;
Предварительная работа: Наблюдение во время прогулки: Внешний вид птиц, их повадки. Чтение художественной литературы: Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Слушание песни «Птички», муз. Г. Фрида. Подвижные игры: «Воробышки и кот», «Птички в гнездах». Рисование, лепка, апликация «Снегири», «Гнездышко для птички», «Зимующие птицы»
Работа с родителями: Изготовление кормушек для птиц.
Словарная работа: Кормушка, холодно, голодно, суровая, морозная.
Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, картинки с изображением зимующих птиц, плакат с нарисованной кормушкой, мультимедийная презентация, музыкальное видео-сопровождение «Пение птиц»,музыка «Как прекрасен этот мир», заготовки птиц, краски, кисти.
Ход занятия:(дети входят в группу, звучит музыка «Как прекрасен этот мир» образуют круг, смотрим видео ряд)
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
(Рассаживаются на стульчики)
Воспитатель: ребята, посмотрите, нам пришло письмо. (открывает конверт).
Здравствуйте ребята! Меня зовут синичка чик-чирик. Скоро у меня праздник, но все про меня забыли. Ребята, помогите,пожалуйста, всем вспомнить и рассказать, что за праздник я буду отмечать)
Воспитатель: ребята, давайте поможем синички. Какой праздник она будет отмечать?
Дети: 12 ноября «Синичкин день»
Воспитатель: правильно. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птицами.
Воспитатель:Почему именно Синичкин день?
Дети:потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.
Воспитатель: «Синицы».
На берёзе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтогрудая синичка.
Н. Агошкова
Воспитатель: ребята, а кто мне попробует описать портретсинички?
(Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.)
Воспитатель: ребята, а кто скажет мне, чем синичка питается? (Летом синички живут в лесах. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.)
Воспитатель:Синицы, ребята, очень полезные птицы. Весной и летом они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки эта маленькая пташка поедает столько вредных для растений насекомых, сколько весит сама. Давайте послушаем песню синички.
Физкультурная минутка:
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (взмахи руками)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на двух ногах)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вперед)
И с дорожки – на плетень, (взмахи руками)
Тири – тири, (прыжки на месте на двух ногах)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: у синички есть сестрички. Это: (презентация) : Гаичка, Московка, Лазоревка, Хохлатая.
Воспитатель: На дворе приближается зима. И птицам будет холодно и голодно. Как мы с вами можем помочь птицам.
Дети: изготовим для них кормушки
Воспитатель: правильно, ведь кроме синиц с нами зимуют прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:
Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь)
Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины. (Свиристель)
А ещё с нами зимуют и другие птицы.
Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)
Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
Верещунья, белобока, а зовут её ….(Сорока)
На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)
Воспитатель: Птицам зимой приходится очень туго. Им очень трудно в зимние морозы найти себе корм. И многие птички зимой прилетают ближе к человеку в надежде, что люди не оставят их в беде и накормят.
Воробей:
- я веселый воробьишка, серый маленький воришка я беспечен и болтлив, и пуглив я чив, чив, чив. Дни мои зимою тяжки. Нет ни крошки, ни букашки. Вот когда я молчалив, еле жив я чив, чив, чив.
Воспитатель: воробей подлетел к кормушке клювиком постучал и спросил:
Воробей:
Кто, кто в кормушке живет, кто здесь зернышки клюет? Чик- чирик, чик- чирик!
Воспитатель: никто из кормушки не ответил, тогда воробей залетел и стал зернышки клевать.
Скачет шустрая синица ей на месте не сидится.
Синица :
Я маленькая птичка, обычная синичка,
И то чем я питаюсь, в деревьях под корой,
Личинки и букашки, жуки и таракашки
Все знают трудно птицам жить зимой.
Воспитатель: подлетела синичка ближе к кормушке и спросила.
Синица :
Кто, кто в кормушке живет, кто здесь зернышки клюет? Чив,чив чив.
Воробей:
чик-чирик, чик- чирик! Это я воробей, а ты кто?
Синица :
я желтогрудая синичка. Пусти меня в кормушку сало поклевать я голодна.
Воробей: залетай много здесь зернышек и сало есть. Чик- чирик.
Воспитатель: всюду снег, в снегу дома
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей
Привезла нам снегирей
От зари и до зари славят зиму снегири.
Снегирь:
Мы к вам в гости прилетели
Из- за снеженной тайги,
Не боимся мы метелей, мы красавцы снегири
Лучше нет для нас еды, чем рябины ягоды.
Воспитатель: подлетели снегири к кормушке, клювиком постучали и спросили.
Снегири:
кто, кто в кормушке живет? Кто здесь зернышки клюет!
Воробей:
чик- чирик это я воробей.
Синица :
а я желтогрудая синичка.
Воробей, синица : а ты кто!
Снегирь:
а я снегирь, фью, фью, фью. Пустите меня к кормушке, ягоды поклевать.
Воробей, синица : залетай, еды всем хватит.
Воспитатель: а мимо свиристель пролетела, увидела кормушку и спросила.
Свиристель
кто, кто в кормушке живет, кто здесь зернышки клюет?
Воробей: я воробей, чик- чирик.
Синица : я желтогрудая синица.
Снегирь: а я снегирь фью, фью, фью.
Хором: а ты кто!
Свиристель:Хохолочек на головке.
Птица яркая. Так ловко,
Будто дует кто в свирель,
Это я же, свиристель.
Птицы: залетай всем еды хватит.
Воспитатель: вдруг сорока прилетела
Сорока
Чья это кормушка, очень интересно. Кто в кормушке живет?
Воробей
чик- чирик это я воробей.
Синица
а я желтогрудая синичка.
Свиристель
И я свиристель, а ты то?
Сорока
Я птичка с белым боком
Зовут меня сорока
Проголодалась очень я
Пустите меня к себе, друзья
Птицы: залетай всем еды хватит.
Воспитатель: стали птицы зернышки, да ягоды клевать. Людей благодарить да прославлять. Что не оставили их в трудную минуту.
Кормушки развесили, да зерна насыпали. И за это птицы нас отблагодарят, сохранят зелеными наши леса, урожай на полях и огородах!
Стихотворение «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель: Ребята, мы с вами нашли выход помочь зимующим птицам, изготовление кормушек и обязательно нужно положить в них крупу или хлебные крошки. Будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам. Поэтому люди подкармливают их, делают кормушки. И вы вместе с вашими родителями изготовьте кормушку и повесьте на дерево возле вашего дома. Когда будете сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки. А сегодня на прогулке я вам предлагаю повесить кормушку на нашем участке.
А у нас есть еще одно письмо.
Открывает конверт (Ребята спасибо вам большое, что вспомнили обо мне и о моем празднике 12 ноября. Надеюсь, что вы не забудете пополнять кормушки, чтобы наши красивые птичьи кафе не висели всю зиму пустыми. Ведь нам, зимующим птицам, ваша забота необходима! Вы сегодня постарались на славу, порадовали нас не только своими знаниями, творческим подходом, но и бережным отношением к живой природе! В благодарность я вам дарю по птичке. И предлагаю раскрасить ее и загадать желание. Синичка)
Воспитатель раздает заготовки птиц, дети раскрашивают их и прикрепляют на плакат с кормушкой.
Ребята опять встают в круг.
Воспитатель: Ребята что нового вы сегодня узнали? Какой момент в занятии вам запомнился больше всего? Понравилось вам наше занятие? Как мы можем помочь зимующим птицам?
Использованная литература.
1. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. М., 1998.
2. Плешаков А. А. Зеленые страницы. – М. : Просвещение. 1994.
3. Жердев Э. С. Пернатая радуга: Справочное пособие. – М. : Лесная
Пром – сть, 1988.