Ольга Тетушкина
Конспект НОД «Секреты листа Мебиуса»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 9»
Конспект
НОД по формированию элементарных математических отношений
«Секреты листа Мебиуса»
Ход занятия:
-Здравствуйте, дети!
(эмоциональный настрой на работу)
-Примеры, задачки, сравнения
Что может быть интереснее?
Мы сегодня в математическое
Отправляемся путешествие!
-А сопровождать нас будут удивительные человечки из сказки Эдуарда
Успенского. Как же их зовут, отгадайте загадку.
Человечки очень споро чинят электроприборы
Их не видно, не смотри, ведь живут они внутри.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лента Мёбиуса
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Кто это? (Фиксики)
Фиксики проводят нас в экспериментальную лабораторию, в которой мы
сами совершим математическое открытие. Но перед серьезной работой мы
должны потренировать наш мозг. И встречает нас Нолик на математической
разминке.
НОЛИК
Математическая разминка.
-Посчитай от 5 до 9
-Посчитай от 2 до 7
-Посчитай от 9 до 4
-Посчитай парами, десятками
-Какое число пропущено
-Назови соседей числа 6,4,2
-Назови предыдущее число у числа 7
-назови последующее число у числа 3
СИМКА
СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ
-Скажите, пожалуйста, что значит сравнить числа?
-Какие знаки помогут нам это обозначить?
Сравните числа 3 и 7, 5 и 2, 4 и 9
(с помощью математических кубиков)
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
-Какие арифметические действия мы знаем? (сложение и вычитание)
-Сложите числа 4 и 2
-Вычтите из числа 5 число 3
(с помощью математических кубиков)
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
*Под елкой цветок не растет, под березой не растет грибок. Что растет под
елкой, а что под березой?
*У Насти целый апельсин, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько у нее
апельсинов?
* Галя веселее Маши, а Маша веселее Иры. Кто самый веселый?
*Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с
листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
*Мама купила детям три шарфа и шесть варежек. Сколько детей у мамы?
ФИЗМИНУТКА «МЫШКА» (самомассаж)
ФАЙЕР
Станция «Экспериментальная лаборатория»
-Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте разомнем наши пальчики.
Представьте себе две поверхности, склеенные из бумажных полосок. Первая
– обычное кольцо или, правильнее, цилиндр. А другая –один из концов
полоски предварительно повернут на 180 градусов.
а) Бумажная полоска; b) Склеенный из полоски цилиндр; с) Склеенный из
полоски лист Мёбиуса
Фокус 1: Посадим на обычную полоску и перевернутую по божьей коровке.
-Если коровка побежит по внешней стороне обычной полоски, то через
какое-то время вернется в исходную точку.
-Проверим?
-А что произойдет с божьей коровкой, бегущей по другой полоске?
-Она, конечно, тоже вернется в начальную точку.
-Но вот удивительный факт.
-Бежала она, бежала по «внешней» стороне и вдруг, незаметно, на
«внутреннюю» перескочила.
-Маршрут в результате получился в два раза длиннее. Как же так? А дело в
том, что у полоски с перевернутыми концами только одна сторона – и
внешняя, и внутренняя одновременно.
-Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика (с шестигранными карандашами)
Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими
карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены
вертикально (горизонтально).
Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми
согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами,
расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и
мизинец – снизу.
Стихотворение:
- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, вырезать потом пойду.
Фокус 2: Что получится, если цилиндр разрезать по средней линии?
– 2 кольца. Вопрос несложный.
-А что получится, если разрезать эту полоску (лист Мебиуса?
2 листа Мёбиуса?
Давайте проверим! А вот и нет! Осталась та же склеенная полоска, но уже
перекрученная два раза.
Дети: Вот чудеса!
Лист Мёбиуса, разрезанный по средней линии
Фокус 3: А что получится, если это странное кольцо разрезать еще раз
посередине?
Кольцо станет еще длиннее? Два кольца?
Интересно-интересно. Проверим!
И правда получается два кольца. Но не отдельных, а сцепленных друг с
другом. На что это похоже?
Дети: Да это же заячьи уши.
Нет, крылья бабочки.
Нет, восьмерка… А можно мы тоже такое сделаем?
Лист Мёбиуса, дважды разрезанный по средней линии
Вывод: В течение 20 минут мы изучали свойства поверхностей – занимались
не чем-нибудь, а настоящей топологией. Звучит страшно серьезно. А
получилось весело и интересно!
Наша полоска с перевернутыми концами имеет научное название-Лист
Мебиуса. Это открытие совершил очень давно ученый математик Август
Мебиус. Творческие люди: ювелиры, парфюмеры, архитекторы, скульпторы
используют это открытие в своих работах.
ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ