Светлана Бобрик
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар и чаепитие на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы.
Тема: Русский самовар и чаепитие на Руси.
Образовательные задачи: способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси.
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику, самостоятельность, инициативу.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции, воспитывать любовь к Родине.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Русский самовар и чаепитие на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Словарная работа: самовар, разнос, конфорка, лучина, чаепитие
Оборудование: самовар, разнос, два стола со скатертью, разные виды чая в тарелочках, заварной чайник, пакетик чая, чашки и блюдца по количеству детей, стакан, марля размером 15х15, нитки по количеству детей, сахар - рафинад, угощения к чаю, русские народные костюмы по количеству детей, взрослый костюм хозяйки
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Организационный момент.
Дети входят в русских народных костюмах под музыку «Светит месяц, светит яркий»
Хозяюшка (воспитатель)
Здравствуйте, гости дорогие
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге-хозяйке радость.
Познавательная деятельность.
Проходите, гости дорогие присаживайтесь, а расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав загадку.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Он шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Ответ детей: (Самовар)
Хозяйка: Да это самовар. Почему его так называют.
Ответ детей: (сам варит)
Хозяйка: Давайте принесем наш самовар, а кто мне поможет его принести.
Давайте посчитаемся при помощи считалки
Аты, баты, шли солдаты,
Аты, баты, на базар,
Аты, баты, что купили?
Аты, баты, самовар.
Аты, баты, сколько стоит?
Аты, баты, 3 рубля.
Аты, баты, он такой,
Аты, баты, золотой
Аты, баты, налей воды,
Солдату пить, тебе водить.
Вместе с ребенком хозяйка несет самовар и разнос, ставим его в центр стола.
Хозяйка: Вот он «Самовар-батюшка» Как вы думаете, почему его так называли?
Ответ детей (самый главный на столе)
Хозяйка: А вот и его история, сядьте кружком да поговорим ладком.
Только на Руси пили чай из самовара. Его родиной считают город Тулу. Их делали разными: Большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.
Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?
Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.
Хозяйка: Что есть у самовара?
Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран
Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?
Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева)
Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
Ответ детей: (чтобы не обжечься)
Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара
(четыре ножки)
Хозяйка: А для чего нужен самовар?
Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.
Хозяюшка: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри.
У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем.
У нас на столе разный чай: черный, зеленый, с различными добавками цветов и фруктов, лекарственный чай.
Давайте понюхаем разные виды чая.
Какой чай тебе понравился по запаху (индивидуальные ответы детей)
Хозяюшка: Посмотрите, какой еще чай бывает.
Ответ детей: (рассыпной и в пакетиках)
Продуктивная деятельность
Хозяюшка: А давайте мы с вами сделаем чай в пакетиках старинным способом прямо сейчас.
Предлагаю детям пройти за другой стол. На столах лежат тарелочки, в которых находится марля и нитки.
Аккуратно берем марлю и раскладываем её на столе, дети сами раскладывают ложкой сухой чай и завязывают ниткой в узелок. (предлагаю детям помочь кому необходима помощь). Вот и получился пакетик с чаем.
А, сейчас мы проверим, заваривается он или нет (в стакан с горячей водой отпускаю самодельный пакетик).
Ребята заварился он или нет?
Пакетики, которые вы сделали, покажите своим родителям и заварите чай вместе с ними.
Хозяюшка: «Делу время, а потехе час»,
Перед тем как чайку напиться, выходи народ честной, будем веселиться
Звучит русская народная музыка (дети пляшут)
А теперь на чай зовем,
И чайку мы всем нальем.
Хозяюшка: А вы ребята ничего не забыли сделать, перед тем как сесть пить чай?
Ответ детей: Помыть руки.
Познавательно-развлекательная деятельность.
Хозяйка: Давайте все вместе накроем на стол (расставляем чайные пары, угощения, рассаживаемся за столом.
Сверху пар, снизу пар,
Кипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Предлагаю каждому открыть кран у самовара и налить себе чаю.
Хозяюшка: Попробуйте гости дорогие чай душистый, сладкий,
Ответ детей: (не сладкий)
Хозяюшка: А я и забыла то про сахар. Раньше был сахар кусковой и его пили вприкуску. Кто знает как это? Предлагаю детям попробовать.
Приятного чаепития!
Звучит песня Ю. Тухманова «Самовар»