Глафира Соловьева
Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области «Познание»
▼ Скачать
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области «Познание»
Тема: «Растения – легкие Земли»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
• Расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения; («Познание»)
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области „Познание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• Закрепить умение различать и называть части деревьев; («Познание»)
• Формировать знания детей о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.); («Познание»)
• Подвести детей к пониманию того, что все живые существа на Земле дышат кислородом, который выделяют растения; («Познание»)
• Учить детей отвечать полным предложением. («Коммуникация»)
Коррекционно-развивающие задачи:
• развитие связного речевого высказывания; («Коммуникация»)
• упражнение в согласовании слов в предложении; («Коммуникация»)
• развитие восприятия, внимания, мышления; («Познание»)
• выработка четких координированных движений во взаимодействии с речью («Физическая культура»)
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать любознательность, интерес к растениям; («Познание»)
• Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями; («Безопасность»)
• Формировать умение помогать друг другу; («Социализация»)
Здоровьесберегающие:
• Научить детей произвольно расслаблять мышцы (обучать приемам саморасслабления) («Здоровье»)
Предварительная работа:
- чтение литературы о лесе;
- наблюдения на прогулках;
- разгадывание загадок о травах, деревьях;
- рассматривание иллюстраций о растительном мире.
Оборудование:
- телеграмма;
- мультимедийная установка;
- запись «шум леса»;
- изображение дерева;
- засушенные листья березы, тополя, дуба, рябины, осины, липы;
- иллюстрации деревьев;
- изображения лекарственных трав;
- накидка, корона для Лесной Феи;
- разрезные картинки «Запрещающие знаки»;
- книга-подарок от Лесной Феи.
Методические приемы:
- игры экологического характера;
- вопросы поискового характера.
Ход занятия (слайд 1 «Растения – легкие земли»)
(Пока дети в группе)
Воспитатель:
Ребята, мы получили такую телеграмму:
“Я хочу вас пригласить на поляне погостить.
Собирайтесь скорее в необычный поход.
Ждут вас тайны лесные, вдаль тропинка зовет.
Здесь найдете вы меня,
В добрый путь, смелей друзья. ” Правда, тут забыли подписаться.
Воспитатель: Ну что, принимаем приглашение. Хочется вам узнать тайны лесные и встретиться с тем, кто отправил нам эту телеграмму. Тогда, в путь, ребята!
Физминутка (Идем в интерактивный класс)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
Слайд №2 (картинка леса), (включить звуки №1 - Шум леса)
Воспитатель:
Вот мы и в лесу. Вспомните, пожалуйста, как надо вести себя в лесу. (Ответы детей) (Стоим полукругом)
Начнем отгадывать тайны? (Начнем). Я надеюсь, что мы с вами быстро все тайны лесные отгадаем.
(Тихо включить шум леса)
Тайна 1. Главные жители леса-это деревья, самые большие растения.
Что такое дерево? Как оно живет?
Кто все части дерева верно назовет.
Игра “Части дерева”, но вы не только называйте, но и расскажите, «для чего служит» та или иная часть дерева.
1 ребенок. Корни поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживают дерево.
2 ребенок. По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям, цветам и плодам.
3 ребенок. На ветках есть листья, цветы, плоды.
4 ребенок. Зеленые листья поглощают свет. Листья выделяют кислород.
5 ребенок. Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.
6 ребенок. Листья падают, гниют, образуют питательные вещества для дерева.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы отлично справились с этой тайной. Присаживайтесь на пенечки. (выключить шум леса)
Тайна 2. (разбросать листья по полу) Подул ветерок, листья с деревьев упали и перемешались. Назовите, с какого дерева упал этот лист и какой это листок.
Игра “С какого дерева листок” (дети по очереди отвечают)
- Этот лист упал с дуба. Это дубовый лист.
- Этот лист упал с клена, это кленовый лист
- Этот лист упал с березы, это березовый лист
- Этот лист упал с осины, это осиновый лист… и т. п.
Воспитатель: Молодцы, ребята, с этой задачей мы справились. Вставайте, ребята, покажем, какие ели бывают высокие
Физкультминутка. “Ели на опушке”
Ели на опушке (руки в стороны «как ёлочки»)
До небес макушки (руки вверх)
Слушают, молчат (руки приставляют к ушам, указательный – к губам)
Смотрят на внучат (правую руку ко лбу)
А внучата ёлочки (полуприсесть, ручки в стороны «как ёлочки»)
Тонкие иголочки (показать тонкие)
У лесных ворот (руки сомкнуть над головой)
Водят хоровод (общий круг, идти друг за другом).
Тайна 3. Пришли мы к лесным воротам, и что же мы видим. Явились к нам деревья в виде теней. Сумеете ли вы отгадать, какие деревья здесь растут?
Слайд 3,4,5,6 (На экране появляются силуэты деревьев? 4 шт.).
Воспитатель: Легко отгадали тайну теней, молодцы.
Слайд 7. (Лес)Тайна 4.
Друг за другом вы поспевали, А сейчас у вас спрошу
Деревья правильно называли. Что растет в родном краю.
Если это дерево растет в наших лесах - то хлопните в ладоши, если нет - то молчок.
Слайд №8–29. (Перелистывать слайды - деревья)
Воспитатель: Ребята, обратили внимание, каких только деревьев не бывает на свете. Но я очень рада, что вы знаете деревья, которые растут в наших краях. Конечно, раскрыли мы с вами следующую тайну.
Слайд №30. (изображение - Поле) Тайна 5. Это тайна посвящается травам. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Может вы знаете какие-нибудь лекарственные травы, назовите. (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы рассмотрим некоторые из них. Узнайте и назовите лекарственные растения и расскажите, если знаете, чем полезна эта трава. Если вы не знаете, я помогу.
Слайд 31. Подорожник - хорошо лечит, если разобьешь коленки.
Слайд 32. Крапива - полезные и вкусные щи, укрепляет волосы.
Слайд 33. Ромашка - если горло заболит.
Слайд 34. Душица - при простуде.
Слайд 35. Чистотел - пятна на коже.
Слайд 36. (изображение - Ромашковое поле)
Воспитатель: Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
Воспитатель: Отлично, ребята, отгадали и эту тайну.
Тайна 6.
Слайд №37.(изображение – Лес) Чтобы сохранить все растения Земли, нужно знать правила, предлагаю собрать их в виде запрещающих знаков из разрезных картинок и назвать что они означают.
Игра “Собери запрещающий знак”
1. Нельзя ломать ветки деревьев.
2. Нельзя срывать растения с корнем.
3. Нельзя рубить деревья.
4. Нельзя топтать растения.
Воспитатель: Ой, ребята, мне послышалось, что за теми деревьями что-то шуршит. Вы собирайте знаки, а я пойду, посмотрю. Никуда не отходите, ведь в лесу одним гулять ещё и опасно (выйти, одеть накидку, корону и зайти).
Входит
Лесная Фея:
Ау - у – у! Здесь есть кто-нибудь!
Здравствуйте мои друзья, я Лесная Фея. Молодцы вы, все мои тайны разгадали. Много вы знаете о растениях. Вы, настоящие знатоки природы! Я все видела и слышала, я ведь Фея! Что за знаки вы тут собрали, расскажите, пожалуйста. (Дети рассказывают)
Слайд №38. («Растения – легкие земли») Здесь написано «Растения – легкие земли», как вы мне это объясните. (Ответы детей)
Запомните, ребята, что когда растение питается, оно выделяет много кислорода. Поэтому на Земле всегда имеется большой запас кислорода, и все это благодаря растениям. Кислородам дышат все живые существа.
Мне хочется отметить, ребята, что охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных, потому что в природе все взаимосвязано: не будет животных - исчезнут и растения.
Слайд №39 (Лес)
Сейчас я вам предлагаю закрыть глаза, отдохнуть немного и расслабиться.
Психогимнастика (включить музыку № 2 «Шум леса»)
Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое. Откройте глаза (музыку оставить фоном)
Фея: Ну что, ребята, вам понравилось в моем лесу?
- Разгадав все тайны, какой для себя вывод вы сделали? (Растения выделяют кислород, который нужен всем нам и чтобы этот кислород не закончился нужно беречь растения).
- Понравилось ли вам у меня в лесу? (Ответы детей)
Кирилл: А я хочу прочитать стихотворение, как нужно беречь все вокруг
Пусть Земля родная наша
Год от года будет краше.
Мы не гости на планете,
Помните об этом, дети!
Научитесь мир беречь!
Счастья всем! До новых встреч!
Фея. Ну что ж, до новых встреч, друзья природы. Я хочу подарить вам такую книжку, вы ведь будущие школьники, а эта книга из библиотеки школьника. Возьмите, пожалуйста. Я вас провожу!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
(Уходят в группу)
Прошу прощения, что не опубликовала презентацию. С презентацией не публикуется, пробовала много раз.