Галина Милаева
Конспект НОД с детьми подготовительной группы по лепке из соленого теста «Куйгорож»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Изготовление сувенира Куйгорож из соленого теста»
Цель: Обобщить знания детей о мордовском мифическом существе Куйгорож и изучить технологию изготовления сувенира «Куйгорож» из соленого теста.
Задачи: Обучающие
- учить детей вырезать предмет из соленого теста по готовому шаблону;
- развивать умения детей лепить нетрадиционными способами из соленого теста, используя разнообразный подручный материал для создания образа предмета и его украшения;
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка из теста, тестопластика
- Лепка. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый несложный предмет (образец) и передавать в лепке его форму и строение;
- закреплять в работе знакомые способы лепки : скатывание, раскатывание, сплющивание, сглаживание мест соединения;
- дать сведения о ЧМ - 2018 по футболу;
- повторить знания детей о Родине.
2. Развивающие:
- развивать у учащихся наглядно-образное мышление;
- развивать моторику рук;
- познавательный интерес, умение работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;
- развивать воображение (побуждать использовать разнообразный дополнительный материал для изображения различных деталей и украшения предмета);
- развивать мелкую моторику, аккуратность, эстетический вкус, зрительное восприятие.
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру труда,
- содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения
- воспитывать аккуратность.
Оборудование и материалы.
- образец Куйгорожа (шаблон из картона);
- соленое тесто разного цвета;
- скалка;
- крышки от пластиковых бутылок;
- стеки;
- ножницы;
- клеенка;
- пергамент;
- миски с водой и мукой;
- разнообразный дополнительный материал: колпачки от шариковых ручек и фломастеров, кисточки, шаблоны мордовского орнамента;
- аудиозапись со спокойной музыкой для сопровождения процесса создания поделки.
Подготовка воспитателя к образовательной деятельности.
1. Изготовление соленого теста.
2. Изготовление шаблонов Куйгорожа.
3. Расстановка оборудования в группе и материалов для работы за столами.
Предварительная работа с детьми.
1. Просмотр мультфильма из серии «Гора самоцветов» и обсуждение, кто такой Куйгорож.
2. Рассматривание готовых изделий из теста.
3. Чтение мордовских народных сказок и знакомство с мифическими героями.
4. Рисование и лепка сказочного персонажа Куйгорож.
5. НОД «Знакомство со свойствами соленого теста».
6. Работа с рабочей тетрадью М. В. Антоновой «Знакомимся с профессиями»
Формы организации совместной деятельности
Рассказ, беседа, практическая работа
Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, беседа, самостоятельная работа.
Тип занятия–интегрированный
Объект работы: соленое тесто.
Наглядно-иллюстрированный материал: образцы с поделками и сувенирами из соленого теста, изображения т элементов мордовского орнамента, технологическая последовательность изготовления сувенира, М. В. Антоновой «Знакомимся с профессиями».
Профориентация: профессия декоратор, художника-дизайнер.
Практическая работа: изготовление сувениров из солёного теста
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель в мордовском народном костюме.
- Шумбратадо, эйкакшт!
- Шумбратадо, вечкевикс инжеть!
- Шумбратадо, Галина Николаевна!
- Здравствуйте, все!
В группе раздаётся негромкая русская народная музыка (в аудиозаписи).
Вводная беседа
- Ребята, сегодня, я думаю, у нас будет очень интересное занятие. Мы с вами будем лепить нашего знаменитого Куйгорожа из соленного теста.
- Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?
- Наша страна называется Россия, Российская Федерация.
- Столица нашей Родины – город-герой Москва.
- Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
- Россия – это самая большая страна в мире!
- Россия – это наша Родина.
- Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились… в поселке Атяшево. Значит, это ваша малая родина.
- Как называется республика, в которой мы живем?
- Мордовия.
- Какой город является столицей нашей любимой Мордовии?
- Город Саранск.
- Саранск – столица Республики Мордовия и ее крупнейший город. В нем, как и еще в других десяти городах России в 2018 году пройдут матчи Чемпионата Мира по футболу среди сборных команд.
Саранск не случайно попал в список городов, в которых ближайшим летом состоятся матчи ЧМ – 2018 по футболу. У этого города очень богатая спортивная история. Отсюда родом многие олимпийские чемпионы по самым разным видам спорта, включая спортивную гимнастику, спортивную ходьбу и так далее.
На это событие к нам в республику приедут очень много гостей, туристов. И как всегда они будут приобретать различные мордовские сувениры.
Популярен среди туристов и сказочный персонаж Куйгорож, образ которого можно приобрести в виде статуэтки, магнита или брелка для ключей.
- Ребята, кто такой Куйгорож?
- Куйгорож — в переводе с мордовского «змея-сова»; это фантастическое существо, плод народного воображения, приносящее в дом богатство - дух обогащения, наживы и удачи. По поверьям, у Куйгорожа голова совы и хвост змеи, он может превращаться в летящий огонь. Несмотря на грозное обличье, существо это доброе и приносит много пользы. Сказочный персонаж наделен фантастической силой и исполняет все желания хозяина очень быстро, всегда требует работы, а при ее отсутствии уничтожает все то, что сделал ранее. Чтобы этого не произошло, нужно поручить Куйгорожу невыполнимое задание, например, сшить одеяло из воды, перетаскать воду в решете, свить веревку из песка…
- Сам о себе он говорит так: Я веселый, озорной, но я не могу жить без работы. У меня в доме всегда порядок. Потому что я могу выполнять любую работу, но когда нечего делать, я начинаю озорничать.
- Почему в народе так говорят: «Кто на Куйгорожа надеется, тому счастья не
видать»?
- Потому что надо все стараться делать самому, а не ждать помощи.
- А мы только в сказке встречаемся с Куйгорожем?
- Он помогает знакомиться с профессиями по тетради М. В. Антоновой «Знакомимся с профессиями»
Физминутка
Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот - (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь (Разгибают пальцы)
Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись!
(Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)
Практическая работа. Мастер класс
- А теперь займем свои места за столами и приступим к работе.
- Перед вами тесто разного цвета и разные инструменты.
- Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с тестом :
Солёное тесто - несъедобно!
Лепку выполняй на подкладной доске, клеёнке, не клади тесто на стол, парту.
Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами,
Тщательно вымывать руки после завершения работы.
Физминутка
«Подружим пальчики» «Разогреем ладошки»
- Берем самый большой ком, на пергаменте. Раскатываем его. Теперь прикладываем шаблон и стеком вырезаем по краям лишнее тесто.
- Убираем шаблон. У нас получилась основа.
- Ее мы перенесем вместе с пергаментом на торелочку.
- А теперь мы ее украсим. Посмотрите, какие детали нам необходимо сделать (голову, глаза, уши, лапки, крылышки и животик).
- Перед вами много приспособлений, шаблонов, с помощью которых можно изготовить детали для украшения.
- Для украшения мы конечно же используем и элементы мордовского узора (крест, галочка, елочка, треугольник, ромб).
- Чтобы лучше прилипала деталь, кисточкой на основе мочим то место, куда будем прилеплять…
- А если тесто наоборот липнет к рукам, то мы пальчики макнем в муку.
- Отщипываем от комочков чуть-чуть теста и делаем из них детали – украшение для нашего сувенира (воспитатель делает свой сувенир)
- Не повторяйте друг за другом, сделайте отличительный знак.
- Мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши поделки-сувениры, сделанные своими руками.
- Нам осталось кончиком кисточки сделать отверстия для веревочки.
- Вот и готов наш сувенир. Я думаю, нашим туристам понравится и они приобретут Куйгорожа.
- А теперь мы отправим наши сувениры в печь, чтобы они быстрее подсохли и не испортились.
Итог занятия и уборка рабочих мест:
- Итак, скажите мне, с каким материалом мы работали?
- Что мы делали из него?
- Что нового узнали на занятии?
- Что мы вспомнили?
- Вам понравилось занятие?
- Что понравилось больше всего?
- Спасибо вам, ребята и уважаемые гости. До свидания.
- Сюкпря тенк. Вастомазонок.