Толстогузова Марина Александровна
«Радость послушания». Конспект НОД с детьми 5–6 лет по программе «Социокультурные Истоки»
▼ Скачать +Заказ
Городской округ Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка»
(МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)
Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности с детьми 5 -6 лет по программе «Социокультурные Истоки»
Тема: «Радость послушания»
Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории
Толстогузова М. А.
г. Ханты–Мансийск, 2022 г.
Публикация «„Радость послушания“, Конспект НОД с детьми 5–6 лет по программе „Социокультурные Истоки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Цель: продолжать дальнейшее освоение социокультурной категории «Вера». Формирование единой системы духовно – нравственных ценностей в семье и детском саду.
Задачи:
Образовательные
Формировать первоначальные представления воспитанников о правилах жизни человека.
Развивающие
Развивать у детей мотивацию к послушанию взрослым.
Развивать адекватную самооценку.
Развивать монологическую и диалогическую формы речи.
Воспитательные
Воспитывать уважительное отношение к взрослым.
Воспитывать в детях доверие к опыту старших.
Создать условия для повышения педагогической культуры родителей
Формы организации: Подгрупповая деятельность (8 человек); работа в микрогруппах с родителями (по 4 ребёнка, работа в ресурсном круге.
Виды детской деятельности:
Восприятие художественной литературы.
Игровая творческая (театрализованная) деятельность.
Совместная коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками).
Двигательная деятельность.
Формы организации детских видов деятельности:
Отгадывание загадок.
Инсценирование эпизода сказки «Гуси-лебеди».
Рассказ ребёнка о послушании из личного опыта.
Оформление страницы альбома «Радость послушания.
Предварительная работа к НОД: чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», Царевна лягушка», «Аленький цветочек». Беседа о послушании по русским народным сказкам. Проведение в семье активного занятия «Радость послушания».
Место проведения: Музыкальный зал.
Материалы и оборудование к НОД: Книги для развития детей 5-6 лет «Радость послушания» (на каждого ребёнка, Презентация к НОД. Кепка и платок (для инсценировки). Голубая ткань (для инсценировки). Кружка глиняная. Муляж яблок. Муляж печки. Сундук. Игрушки: аленький цветочек, лягушка. Песочные часы. Платок для сундука. Ноутбук. Интерактивная доска. Стулья (по количеству детей и родителей).
Ход НОД.
1. Минута вхождения. Слайд №1 с музыкой.
(Играет тихая музыка)
Слайд №2 Книга «Радость послушания»
Воспитатель: доброе утро дети! Доброе утро уважаемые гости! Ребята, у нас сегодня присутствует много гостей. Давайте поздороваемся, и поприветствуем всех здесь присутствующих.
Дети: приветствуют хором:
Рады гостям,
Как добрым вестям!
Всех привечаем,
Душевно встречаем!
Воспитатель:
Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться.
Очень всех я вас люблю, и со всеми я дружу.
Радостью наполняются сердца родителей, когда сынок или дочка откликаются на любую просьбу, прислушиваются к доброму совету мамы и папы, бабушки и дедушки, воспитателя или учителя.
И наоборот, очень огорчаются родители, воспитатели, когда дети не прислушиваются к родительским и воспитательским наставлениям, предостережениям, поступают по своей воле. Ведь родители и воспитатели любят вас, они хотят предостеречь вас от всяких неприятностей, желают вам детям добра и счастья.
Мне очень хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал своё мнение, что для вас является послушанием. (Ответы детей)
Воспитатель: вы абсолютно правы. Быть послушным, значит внимательно выслушать то, о чём тебя просят, и сразу же сделать это. Послушным детям не надо много раз повторять одно и то же. Они с радостью повинуются родителям, потому что любят их.
(Приглашаю сесть на стулья в ресурсный круг)
Сядем кружком, да поговорим ладком (Дети садятся).
Воспитатель: ребята, вы любите отгадывать загадки?
Дети: да.
Воспитатель: у меня для вас сюрприз. Я принесла сундучок с загадками. Сундучок мой волшебный, и умеет разговаривать.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
(Слайд № 2 книга «Радость послушания с фонограммой)
«Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает».
Дети: книга.
Воспитатель: (достаёт книгу). Кто знает, как называется эта книга?
Дети: «Радость послушания».
Воспитатель: в этой книге живут сказки о послушании. Какие сказки о послушании вы знаете?
Дети: (Слайд № 3 «Сказки»). «Петушок-золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко», «Крошечка - Хаврошечка», «Репка», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Волк и семеро козлят» и другие.
Воспитатель: угадайте, из какой сказки эти слова
(Слайд № 4 книга «Радость послушания с фонограммой)
«Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и говорят дочке…»
Дети: «Гуси-лебеди» (Слайд № 5 «Гуси-лебеди»).
Воспитатель: о чём говорится в этой сказке?
Дети: о послушании.
Воспитатель: в чём девочка ослушалась своих родителей в этой сказке?
Дети: оставила братца одного, и убежала гулять.
Воспитатель: давайте попробуем обыграть эпизод сказки, когда девочка с братцем спасались от гусей – лебедей. И попросим ваших родителей помочь обыграть нам эту сказку. (Воспитатель достаёт кепку и платочек). Платочек для сестрицы, а кепка для братца.
(Родители исполняют роль речки, печки, яблоньки, помогают с атрибутами).
Инсценировка сказки (отрывок).
(Слайд № 6 Картинка со станицы 6)
Воспитатель: один эпизод из сказки мы с вами вспомнили. На 6 странице в книге есть эпизод, где изображено, как девочка стоит на коленях перед батюшкой с матушкой. Как вы думаете, рассказала ли девочка родителям о том, что она ослушалась их наказа?
Ответы детей.
Воспитатель: что же помогло девочке преодолеть все трудности, и спасти своего братца?
Дети: настойчивость, терпение, любовь к брату, смелость, послушание, решительность.
Воспитатель: почему реченька, печка, яблонька, сначала отказались помогать девочке, а потом помогли?
Дети: сначала девочка не послушалась их, а затем, чтобы спастись от гусей-лебедей, проявила послушание: попила киселька с молочком, съела ржаной пирожок и лесное яблочко.
Воспитатель: как вы думаете, Машенька ещё раз оставит брата одного?
(ответы детей)
Воспитатель: я тоже так думаю, что она будет слушаться родителей. Ведь родители ей доверяют и надеются на неё.
Воспитатель: в моём сундучке спряталась ещё одна сказка. Чтобы узнать, что это за сказка, надо отгадать ещё одну загадку.
(Слайд № 7 Книга «Радость послушания» с фонограммой)
Долго за морем он был,
Наконец домой приплыл.
Дочерям привёз подарки.
Старшеньким – каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок,
Чудный….
Дети: Аленький цветок. (слайд №8 «Аленький цветочек»)
(Воспитатель достаёт аленький цветок)
Воспитатель: верно, это аленький цветок.
Воспитатель: как в этой сказке проявилась радость послушания?
Дети: девочка послушалась отца и этим спасла его; также послушалась чудовища, вернулась обратно во дворец, тем самым спасла его от чар злой волшебницы.
Воспитатель: чем закончилась эта сказка?
Ответы детей.
Воспитатель: получила ли она вознаграждение за своё послушание?
Дети: да.
Воспитатель: какое вознаграждение она получила?
Дети: она обрела своё счастье.
Воспитатель: в моём волшебном сундучке ещё одна сказка спряталась.
(Слайд № 9 книга «Радость послушания с фонограммой)
Стрела молодца угодила в болото,
Ну, где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут…
Дети: царевна лягушка. (Слайд № 10 «Царевна лягушка»).
(Воспитатель достаёт игрушечную лягушку).
Воспитатель: В этой сказке как проявилась радость послушания?
Дети: Иван-царевич пустил стрелу, женился на царевне лягушке, как велел государь - отец, выполнял его просьбы.
Воспитатель: чем закончилась эта сказка?
Дети: добром.
Воспитатель: если всегда слушаться родителей, то всегда все будут так же счастливы, как в семье у дедушки Трифона. У него тоже всегда в семье царит добро и счастье.
Проводится русская народная игра «У дедушки Трифона»
Дедушка Трифон: ну, сынки мои, я, дедушка Трифон.
Что я буду делать, то и вы делайте, смотрите внимательно.
У дедушки Трифона семеро детей.
У дедушки Трифона семеро детей.
Они не пили, не ели,
Все на дедушку глядели,
И всё делали вот так!
И всё делали вот так!
Дедушка Трифон показывает движения, имитирующие мужской труд. При каждом движении повторяет слова: и всё делали вот так!
Активное занятие
Работа в микрогруппах «Радость послушания»
Этапы работы:
1. Подготовительный
(Дети стоят в кругу).
Разговор с детьми (рассказы детей о послушании из личного опыта)
Воспитатель: мы с вами сегодня говорим о послушании. Я знаю, что вы тоже слушаетесь старших. Сейчас я предлагаю вам вспомнить и рассказать о том, когда вы послушались своих родителей, бабушку, дедушку, своего воспитателя. (Рассказы детей) (Привести свой пример послушания).
Воспитатель: что вы почувствовали, когда послушались взрослых? Ответы детей.
Воспитатель: а как вы думаете, что взрослые почувствовали, когда вы их послушались? Ответы детей.
Воспитатель: почему же необходимо слушаться старших?
Дети: родители любят своих детей, и поэтому желают им добра, учат их добрым поступкам. Родители уже много знают, поэтому помогают своим детям, показывают, как поступать в разных ситуациях.
Воспитатель: как замечательно, что вы слушаетесь старших.
2 этап. Основной.
Работа в микрогруппах (общение, обсуждение)
Воспитатель: сейчас, мне бы хотелось, чтобы к нам присоединились ваши родители. Я предлагаю вам объединиться вместе с родителями в две группы по 4 человека (рассаживаются на стулья, образуя два круга).
Воспитатель: сегодня ваши родители помогут вам определить жизненные правила, которым вы хотели бы следовать. Посовещайтесь с детьми, выслушайте друг друга, и решите какие жизненные правила должны присутствовать в вашей жизни. И каких правил, мы должны будем придерживаться. (Продолжительность работы в микрогруппах 3 минуты).
Посовещайтесь, выберите представителя от вашей группы, который расскажет и познакомит нас с вашим общим решением, каких жизненных правил должен придерживаться ребёнок.
Микрогруппы по очереди озвучивают результаты совместной работы.
(Один из родителей обобщает высказывания группы, подводит итог).
3 этап. Заключительный.
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Воспитатель: итак, вы считаете, что любовь и уважение к ребёнку, доверие опыту старших, помощь в трудную минуту – это те правила, которые, по вашему мнению, помогут воспитать послушание у детей. Я разделяю ваше мнение по выбору правил. Теперь мы с вами единомышленники в воспитании послушания у детей. Вы дома, а мы в группе будем выполнять данные правила.
Воспитатель: спасибо вам за дружную работу, за доброе отношение. Было очень приятно наблюдать, как дети договариваются, общаются друг с другом, прислушиваются к советам взрослых. Поблагодарите, пожалуйста, друг друга за работу (улыбнитесь, обнимитесь со своими детьми).
Рефлексия. Ресурсный круг.
Воспитатель: сейчас прошу всех встать в круг Добра.
Воспитатель: спасибо вам уважаемые родители и дети за интересную беседу, за ваши ответы, размышления. Хотелось бы сейчас услышать от вас дети, какое жизненное правило вы считаете для себя наиболее важным? (ответы детей)
Воспитатель: я уверена, что вы послушные дети, радуете старших, заботитесь о младших, добросовестно выполняете любое порученное дело. А если мы с вами будем выполнять все правила жизни в нашей группе, то жизнь наша будет просто замечательной.
Я рада, что мы все сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами. Благодарю всех вас за участие!
Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча помогла вам осознать всю важность темы веры и послушания, её значимость для каждой семьи. Не забывайте уважаемые родители, что вы являетесь примером послушания для своих детей, и поэтому демонстрируйте им свою веру и послушание перед своими родными и близкими. Стремитесь всегда выполнять важнейшие правила: жить со всеми в мире и согласии, уважать старших, проявлять заботу.