Мария Аристова
Конспект НОД в средней группе «Русское гостеприимство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие у детей игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с традициями русского народа.
• Познакомить детей с блюдами русской кухни, предметами посуды.
• Продолжать учить детей выбирать себе роль и выполнять игровые действия согласно выбранной роли.
• Продолжать знакомить детей с русскими народными играми и подвижными играми других народов.
• Продолжать учить начинать и поддерживать диалог с другими детьми.
Развивающие задачи:
• Способствовать развитию творческих способностей и фантазии.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Русское гостеприимство“» размещена в разделах
• Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей интерес к истории своего народа.
• Воспитывать у детей желание играть в коллективные игры.
Оборудование:
• Предметы русской одежды (сарафаны и косоворотки, предметы деревянной посуды, самовар, чайник, детская плита и духовая печь, атрибуты для народных игр.
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок, просмотр видеофильмов о русских традициях, рассматривание народных костюмов, предметов быта, беседа о русских народных блюдах и тд
Ход НОД
Воспитатель, одетый в русский сарафан, встречает детей в группе :
Дорогие гости! Как говориться –
Милости просим в нашу светлицу.
Приглашаем к самовару!
Вкусным чаем угощаем!
И внакладку, и вприкуску.
Пейте чай, друзья, по-русски!
Именно такими словами встречали гостей в давние времена в нашей стране.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется наша страна.
Дети: Россия.
Воспитатель: А кто мы с вами по национальности?
Дети: русские.
Воспитатель: сегодня я предлагаю нам побывать нам на традиционном русском чаепитии. В давние времени люди очень любили принимать гостей. Мальчики и девочки приходили нарядные, в русских народных костюмах. Девочки одевали красивые сарафаны. Мальчики наряжались в яркие рубахи, назывались они косоворотки. Посмотрите, какие прекрасные сарафаны и косоворотки я приготовила для вас.
Дети наряжаются.
Воспитатель: Какие нарядные гости сегодня к нам пришли. Какие яркие у вас сарафаны и косоворотки.
К вашему приходу я готовилась. Но совсем немного не успела. Поэтому мне потребуется помощь настоящих хозяюшек, которые будут помогать мне готовить и угощать гостей. Вика, ты будешь варить пельмени. Издавна русские люди очень любили это блюдо из теста и мяса. Но вспомни, пожалуйста, что тебе понадобиться для варки пельменей?
Вика: Кастрюля, вода, поварешка. Плита.
Воспитатель: Молодец Вика. Все правильно. Начинай варить пельмени. Пока вика готовит для нас, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: а что нам понадобиться для нашей посиделки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Нам понадобиться стол. Стол раньше тоже украшали. На него стелили праздничную скатерть, раскладывали салфетки, ставили тарелки, рядом клали столовые приборы (ложки и вилки, расставляли кружки. И за праздничный стол приглашали гостей. Наш с вами стол похож на праздничный?
Дети: нет.
Воспитатель: а что нам понадобиться для того, чтобы он стал праздничным?
Дети: скатерть, салфетки, кружки, тарелки и тд.
Воспитатель: на этом столе лежит все необходимое. Вадим, я попрошу тебя вместе с Мишей расстелить скатерть. Арина, ты, разложи салфетки. Маша расставь, пожалуйста, тарелки. Арсений поможет тебе со столовыми приборами.
Дети накрывают стол.
Воспитатель: пока ребята занимаются столом, мы с вами поиграем в игру, которую любили наши предки. Называется она «Карусель».
Воспитатель с детьми играют в русскую народную подвижную игру «Карусель».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, пока мы с вами играли. Арсений, маша и Арина накрыли стол. Мария, приглашай за стол гостей.
Мария: Гости, приглашаю вас за стол.
Дети усаживаются за стол.
Воспитатель: Вика, пельмени готовы? Значит перекладывай их в большую тарелку и неси их сюда. Будем пробовать.
Вика несет пельмени. Полина помогает раскладывать по тарелкам.
Воспитатель: Посмотрите, на столе стоит сметана. Пельмени ели вместе с ней. Кроме того на столе вы можете увидеть хлеб нарезанный на кусочки. Как вы думаете, почему люди ели хлеб?
Дети: Хлеб – это наша сила!
Воспитатель: правильно! Хлеб помогал людям быть сытыми и сильными. Приятного аппетита!
Дети кушают.
Воспитатель: но русские люди любили есть не только пельмени. Но они любили пить чай из самовара с пирожками, блинами и оладьями. Девочки, мне нужна ваша помощь. Вы, как настоящие хозяюшки умеете делать все. Аня, ты, будешь лепить и печь пироги. Кира, пожарь пожалуйста, блины. Полина умеет хорошо жарить оладушки. Вот все необходимое: сковороды, масло для жарки, лопаточки для переворачивания блинов и оладьев, тарелки. Пока девочки хозяйничают, Мария уберет со стола лишнюю посуду, мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется «Царь горох».
Часть детей готовит на кухне, другая часть убирает со стола, третьи играют на ковре в подвижную игру с воспитателем.
Воспитатель: Интересные были игры. Согласитесь, ребята. Пора нам возвращаться за стол. Девочки уже готовы нас угощать.
Воспитатель и дети усаживаются за стол.
Воспитатель: Ни одно праздничное чаепитие не обходилось без этого важного предмета. Угадайте пожалуйста загадку:
«Стоит толстячок,
Подбоченевши бочок.
Шипит и кипит, всем чай пить велит.
Дети: самовар.
Воспитатель: правильно. Это самовар. Из небольшого чайника наливалась заварка, а затем добавляли горячую воду из самовара и пили чай. Девочки помогут нам налить чай.
Посмотрите, какие красивые блины получились у Киры. Скажите, пожалуйста, какого они цвета.
Дети: желтого цвета.
Воспитатель: А какой формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: а на что они похожи?
Дети: блин похож на солнышко.
Воспитатель: русские люди считали блин символом солнца. Поскольку он, как и солнц, желтый, круглый и горячий. А главное, они верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и силы. Угощайтесь блинчиками. Но не забывайте их есть со сметаной и вареньем (воспитатель демонстрирует тарелки).
Аня испекла вкусные и румяные пирожки. Полина пожарила оладьи. Чай в кружках у нас налит. Угощаемся.
Дети пьют чай. Воспитатель задает вопросы про еду, напоминает о названиях блюд и способе их употребления.
Воспитатель: гости дорогие! Вкусные блюда вы сегодня попробовали? Хорошо поели? Девочки спасибо вам за вашу помощь по хозяйству. Но время нашего праздничного обеда заканчивается. Я приглашаю вас встать в круг.
Воспитатель: а заканчивались такие праздники общим хороводом, который означал дружбу разных людей и народов.
Хороводная игра «Матрешки»
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, встали, себя показали.
Попрыгали, потопали
В ладошки мы похлопали.
Воспитатель: молодцы! Попробуем вспомнить, чем же мы с вами сегодня занимались? (ответы детей) Что нового вы узнали? (ответы детей) Настало время нашего обеда подошло к концу. Но мы обязательно повторим нашу интересную игру!