Нелля Хабибова
Конспект НОД «Ложки русские, музыкальные»
▼ Скачать + Заказать документы
Хабибова Н. З.
музыкальный руководитель ГБОУ АО «Школа – интернат № 3 для обучающихся с ОВЗ» г. Астрахань
«Ложки русские, музыкальные»
(конспект НОД в соответствии с ФГОС)
На занятии дети знакомятся деревянными расписными ложками. Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ложки – известны во всем мире, они являются символом русского народа! Через это познание у детей формируются основы духовно-нравственной культуры, прививается гордость за свою страну, воспитывается интерес к народным инструментам и фольклору. У детей возникает потребность применять полученные знания о ложках в повседневной жизни – в играх, в самостоятельной деятельности.
Публикация «Конспект НОД „Ложки русские, музыкальные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Ложки расписные»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Наглядные (Демонстрация иллюстраций, показ расписных деревянных ложек, игра на них)
Словесные (Рассказ об истории появления ложек, как музыкального инструмента, чтение стихов)
Практические (упражнение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки)
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие - дети узнают историю появления расписных ложек у русского народа,
Познавательное развитие : ознакомление детей о материале, из которого изготовлены ложки.
Показ иллюстраций, рассказ об истории появления ложек, как музыкального инструмента.
Речевое развитие: Расширение активного словаря (дерево, роспись, ярмарка, скоморох стук)
Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх
4. Возрастная группа: Старшая
5. Цель: Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа в процессе ознакомления с расписными ложками.
6. Задачи:
6.1. Формировать представления детей об истории появления ложек.
6.2. Развивать умение отличать звучание ложек от других инструментов (барабана, маракаса, бубна, менять движения в соответствии с характером музыки, побуждать принимать активное участие в игре.
6.3. Воспитывать интерес к звучанию ложек.
7. Планируемые результаты
7.1. Сформированы представления об истории возникновения ложек.
7.2. Способен отличать звучание ложек от звучания других ударных инструментов, самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки, принимает активное участие в игре.
7.3. Испытывает потребность в восприятии музыки в исполнении на русских народных инструментах.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Иллюстрации (ложки, процесс изготовления, ложки деревянные, бубны, фортепиано, барабаны, маракасы, музыкальный центр, аудиозапись «Как у наших, у ворот» (русская народная мелодия) «Полянка», аудиозапись песни «Ложки расписные»
9. Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты) Просмотр в группе презентации с иллюстрациями знакомых детям русских народных музыкальных инструментов, узнавание ложек в оркестре.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации) Показ музыкального короба и загадывание загадки про ложки.
Вопрос детям – знают ли они, как появилась ложка, как музыкальный инструмент?
История деревянных ложек насчитывает много веков и даже тысячелетий. Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Для изготовления деревянных ложек применяется древесина яблони, липы, рябины и т. д. Пользоваться деревянными изделиями полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости. (демонстрация слайдов с изображением темы рассказа педагога)
Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Расписные деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.
1.2. Мотивация деятельности детей Восприятие музыки («Как у наших у ворот» русская народная мелодия) определение авторства музыки (народная или авторская, характера музыки, звучания (на каком инструменте исполняется или в оркестре). 2.5 мин
1.3. Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Музыку исполнял оркестр, а мы тоже можем играть в оркестре! 2,5 мин
II. Основная часть: Основная часть:
2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний. Вспомнить, какие еще народные музыкальные инструменты дети знают.
Загадывание загадок о музыкальных инструментах.
Игра в оркестре детских муз. инструментов., исполнение пьесы «Полянка» р. н. мел. (ложки, бубны, трещотки) 2 мин
2.2. Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Разучивание песни - пляски «Ложки расписные»
1. Приготовили ладошки (повороты вправо-влево на весь куплет).
А в ладошках - чудо ложки.
Ручки озорные, Ложки расписные (показывают ложки).
Припев: Тук-тук, перестук,
Покатился звонкий стук!
Тук-тук, перестук.
Покатился звонкий стук! (стучат в ложки)
2. Мы стучать в них не устали (повороты вправо-влево)
Даже ножки заплясали.
Ножки озорные, Ложки расписные!
Припев тот же: (перетопы)
3. Прыгать мы умеем ловко (повороты вправо-влево).
Пляшут ложки над головкой.
Ложки расписные, Детки озорные!
Припев тот же: (прыжки на 2-х ногах).
4. Что-то мы плясать устали,
даже ложки замолчали.
Спрячем их за спинку,
Сделаем `пружинку` (прячут ложки). Припев на слог `Ля` (выполняют `пружинку`)
5. Ложки вверх подняли дружно,
Поклониться всем нам нужно,
Вот как вас мы удивили,
Вот как вас повеселили!
Поклон.
Музыкально-дидактическая игра «На чем играю?» с использованием знакомых инструментов (определение инструментов по звучанию) 3 мин
2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Народная игра «Шатер». Дети под пение песни «Веселые ребята» ходят по кругу, взявшись за руки
Мы весёлые ребята.
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
На 2 часть игры - под веселую музыку «Полянка» берут приготовленные ложки, играют на них и пританцовывают (выполняют танцевальные движения) 3 мин
III. Заключительная часть
3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей Дети отвечают на вопросы о том, из чего изготавливается ложка, что необходимо, чтобы она была яркой, о значении ложек в жизни русского народа. 1 мин
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1. Фольклорный праздник «Ярмарка». Исполнение оркестровой пьесы «Светит месяц», игра «Веселые ребята»» в детском саду
4.2. Фольклорный праздник «Масленица» Исполнение песни ««Ложки расписные» в детском саду
Список литературы
1. Боронина Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М. : Владос, 1999.
2. Князева О. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – М., 2014.
3. Минина Е. А. Музыкальное развитие детей 3-5 лет в детском саду» : Конспекты занятий, репертуар, критерии оценки результатов. – Ярославль: Академия развития, 2012.
4. Рытов Д. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М., 2015.
5. Рытов Д. На родимой на сторонке. Попул. рус. народ. Песни. – М., 2015.
6. Улашенко Н. Б. Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной групп». - Волгоград: ИТД «Корифей, 2013.
Интернет – ресурсы
https://www.labirint.ru/books/299565/
https://www.labirint.ru/books/6433/