Елена Бизякина
Конспект НОД «Русские чудеса на ярмарке»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»
Цель: Формировать знания детей об истории возникновения народных промыслов.
ЗАДАЧИ:
Познавательные:
Продолжать знакомить детей с народными промыслами и расширять представления о народных игрушках, показать их разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.
Социально-коммуникативные:
Публикация «Конспект НОД „Русские чудеса на ярмарке“» размещена в разделах
Дать представление о том, что в разных уголках нашей большой Родины живут и трудятся мастера народной игрушки.
Воспитывать интерес к народному творчеству, бережное отношение к изделиям мастеров, формировать потребность и желание изготавливать игрушки своими руками.
Художественно-эстетические:
способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;
учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих посуду ;
Закреплять навык расписывания силуэтов предметов элементами гжельской росписью.
Физические:
-развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
познакомить детей с русскими народными промыслами: -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек;
во время прогулки рисование на снегу элементов росписи;
беседы с детьми о русском народном прикладном искусстве;
знакомство детей с русскими народными играми «Горелки», «Ручеек».
Работа с родителями:
обращение к родителям с просьбой выучить с детьми данные им стихи-загадки о русских народных промыслах.
Материал и оборудование:
элементы русской народной одежды для детей ;
изделия русских народных промыслов : деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с дымковской росписью, посуда и подносы с хохломской росписью, разнообразные русские музыкальные инструменты.
атрибуты необходимые для игр;
Ход занятия:
- Сегодня к нам пришли гости, а доброму гостю хозяин всегда рад.
Поздоровайтесь с нашими гостями.
После приветствия дети встают в круг.
Утром Солнышко встает,
Всех на улицу зовет
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!»
Отвечаю Солнцу я,
Отвечаю Травам я,
Отвечаю Ветру я:
Здравствуй, Родина моя!
- Дети, а как называется наша Родина?
Ответы детей.
- Россия всегда славилась своими мастерами.
С давних времён на Руси устраивались весёлые ярмарки, куда мастера привозили свои изделия. Ярмарка. Кто из вас знает, что это такое? (ответы детей).
- Ярмарка – это большой базар. Проходили ярмарки несколько раз в год – по большим церковным праздникам (Рождество, Масленица, Пасха и Троица)
Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса». Продавцов на рынке называли лоточники, или торговые зазывалы.
- А вы хотите побывать на ярмарке? Тогда отправляемся! А как мы сможем туда добраться?
Дети высказывают свои предположения.
- Этот транспорт поможет нам в наше время. А раньше не было ни машин, ни автобусов, ни самолётов. Как же люди добирались до ярмарки?
Ответы детей.
- Конечно, наши предки запрягали в сани лошадей и отправлялись в поездку. Поедем и мы на конных санях.
Физминутка «Кони»
Конь меня в дорогу ждёт
(руки за спиной сцеплены в замок,
Бьёт копытом у ворот
(ритмичное поднимание согнутых в коленях ног,
На ветру играет гривой,
Пышной, сказочно – красивой.
(Покачивание головой.)
Быстро в сани я вскочу (подскоки на месте,
Не поеду – полечу:
Цок – цок – цок, цок – цок – цок.
(Покружится.)
Там, за дальнею рекою, помашу тебе рукою.
Звучит музыка-зазывалка на ярмарку. Дети проходят к торговым рядам.
- Здраствуй купец. Что за товар у тебя?
1-й лоточник.
ДЫМКОВСКАЯ РОСПИСЬ
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные.
- Молодцы, спасибо, ребята. Действительно, славные мастера живут в селе Дымково. Они и сейчас продолжают нас радовать своими красивыми игрушками. Теперь пойдём-ка дальше по базару-посмотреть кой-какого товару! Ах! Что за диво! Взгляните-ка, какая интересная деревянная посуда с необычной росписью!
2-й лоточник.
О ГЖЕЛИ
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпение –
Русская звонкая Гжель!
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
- Из чего делают гжельскую посуду? (Из белой глины.)
- Почему посуда так называется – Гжель? (По названию деревни, а также потому, что её два раза обжигают в печи.)
- В чём особенность гжельской посуды? (Её расписывают только синей краской. Придают посуде причудливые, необычные формы – например, в виде разных животных.)
- А ну, пойдём дальше по ярмарке гулять! Чего здесь только нет. Подходим к лоточнику.
- Да откуда же товар,
Кто бы нам, друзья, сказал?
3-й лоточник
(загадка)
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Как зовут товар такой?
Дети : Это Хохлома!
В : Как вы догадались? (ответы детей)
- А у вас что за товар?
4-й лоточник.
Есть у нас в стране местечко
Где расписывают дощечки!
Вот на них растут цветы
Небывалой красоты.
Гирлянды птицы собирают,
Кони гривами играют!
Вы по Волге вниз спуститесь,
На другой берег поднимитесь,
Вас встретит, как родной отец,
Славный город Городец!
5-й лоточник.
А вы загадки разгадайте, тогда узнаете!
В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная, веселая, трехрядная.
Заиграет - только тронь, наша русская….(гармонь)
Ох, звенит, она звенит, всех в округе веселит.
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая отгадай-ка это наша … (балалайка)
- На ярмарках не только продавались разные товары, но и проводились весёлые игры. А вы хотите поиграть?
Проводится игра «Весёлая карусель». Садитесь на карусель. (дети встают около шеста с ленточками и берут по одной ленточке в руку, идут по кругу под народную музыку)
-Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, тише карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
-Ну как? Хорошо поиграли? (ответы детей)
Вот мы и побывали на весёлой ярмарке. Пора возвращаться в детский сад.
Дети проходят в группу.
- Вам понравилось на ярмарке?
Что вы там видели?
Чем отличались изделия разных мастеров?
А как вы думаете, легко ли создавать вещи своими руками?
Трудолюбивые люди всегда пользовались уважением. И об этом говорят пословицы о труде. А вы знаете такие пословицы?
Дети читают пословицы о труде.
• Красна птица пением, а человек умением
• Хорошая работа два века живет.
• Дерево дорого плодами, а человек делами.
• С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
• Без любви к делу не станешь мастером.
• Дело мастера боится.
• Золотые руки мастеру ученье делает.
- Я знаю, что вы тоже очень трудолюбивы и очень любите рисовать. Предлагаю вам посетить мастерскую гжельских умельцев. Они попросили помочь им расписать посуду. Поможем мастерам? Выбирайте себе предметы и приступайте к работе.
Дети украшают бумажные шаблоны сервиза гжельскими узорами под аудиозапись «Незабудковая Гжель» в исполнении Надежды Филатовой.
Поиграли, повеселились, а теперь давайте вспомним, где мы с вами сегодня были? Что такое ярмарка? Какой товар там продают? Кто продает товар? Изделия каких мастеров мы видели? Молодцы, ребята! Я благодарю вас и хочу порадовать гостинцами с ярмарки за то, что вы были внимательными! Угощайтесь!