Валентина Вдовенко
Конспект НОД по развитию речи и интеллектуальных способностей в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи и интеллектуальных способностей в подготовительной группе
Автор: Вдовенко Валентина Петровна, социальный педагог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Волшебница» (МАДОУ «Волшебница»)
Публикация «Конспект НОД по развитию речи и интеллектуальных способностей в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Описание: Этот конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей 6-7 лет, а также для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими опережающий уровень интеллектуального, коммуникативного, нравственного развития. С целью развития интеллектуальных, коммуникативных способностей у детей через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, речевой, продуктивной и выявление готовности детей к школьному обучению.
Цель: развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей у детей через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, речевой, продуктивной и выявление готовности детей к школьному обучению.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
- Научить находить в двух и более объектах общие и различные признаки.
- Совершенствовать навыки использования в речи сложных предложений.
- Учить воссоздавать внешний целостный облик предмета на основе какой-то его части.
Развивающие :
- Развивать умение слушать и слышать вопрос, овладевать языковыми средствами, отвечать полными ответами.
- Развивать творческое воображение, мышление и фантазию, мелкую моторику рук.
- Развивать сообразительность, быстроту реакции в процессе игры и игрового общения.
- Упражнять детей в составлении слов на заданную букву.
- Продолжать формировать умение описывать свои чувства и настроение.
Воспитательные:
- Способствовать возникновению у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков.
- Вызвать у детей положительные эмоции от игры.
- Воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, дружеские отношения между детьми, умение договариваться.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура».
Материал: письмо, посылка, деревянный сундучок (шкатулка, карточки с точками и цифрами, простые карандаши, конверт для букв, буквы алфавита, листы бумаги с недорисованными предметами, мультимедиа (слайды с изображением предметов и с карточками-символами, обозначающими (цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, температурные особенности, блеск, материал, твердость – мягкость, прочность – хрупкость, функция – что с ним делать).
Предварительная работа: проведение подобной игры «Назови признаки предмета» с целью запомнить обозначение (значение) карточек-символов, характеризующих признаки и качество предметов. На занятии будут использоваться изображения других предметов.
Ход НОД:
I. Организационная часть
(Дети заходят в группу, встают полукругом).
Воспитатель: Какое у нас сегодня доброе утро. Какое у вас сейчас настроение? И у меня тоже хорошее настроение. Давайте теперь поделимся своим хорошим настроением друг с другом, раскроем ладошки и сдуем его.
Воспитатель: Как вы думаете поделиться чем-нибудь с другими это доброе дело? Это хороший поступок помочь чем-нибудь?
II. Основная часть
Воспитатель: К нам принесли письмо и посылку от зверей из леса. Они пишут, что Весна не придёт, пока не откроют сундучок с заданиями. Звери просят ребят помочь, ведь весну все очень ждут. Поможем выполнить задания? Как же мы найдём ключ?
1-е задание. Соединить цифры.
Воспитатель: Пройдите к столам. На карточках надо соединить цифры по порядку. Самостоятельная работа детей. Итог задания – ключ. - Ребята с помощью этого ключика мы откроем сундучок и достанем задания.
Воспитатель: Ой, ребята, а здесь конверт с буквами. Подойдите, давайте посмотрим.
2-е задание. Игра с карточками «Назови слово на данную букву».
Воспитатель: - нужно вытянуть карточку с буквой и назвать любое слово на данную букву.
- усложнение задания – нужно назвать любое слово, где бы эта буква встретилась два раза, три раза.
(Дети выполняют задание). Молодцы! Справились с этим заданием.
3-е задание. Составить предложения.
Воспитатель: - составьте как можно больше предложений из предложенных слов ( например: солнце, утро, птицы; дети, игрушки, песочница; строитель, дом, люди; и т. д.);
- усложнение задания (из слов, не связанные между собой, предложить детям составить как можно больше предложений ( например: космос, автомобиль, слон).
Варианты предложений: Автомобиль, огромный как слон летал в космосе или Автомобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос и т. д.
Назовите характерные черты животных, предметов, явлений и др. ( например: слон большой, добрый, огромный, медлительный, сильный).
(Дети выполняют задание). Молодцы! Очень интересные получились предложения.
4-е задание. Назови признаки предмета (показ слайдов).
Воспитатель: Посмотрите на экран. Я покажу предмет. А вы должны назвать как больше признаков предмета (каков он). Давайте повторим, что означают символы, определяющие признаки предметов. Показ слайдов символов (цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, температурные особенности, блеск, материал, твердость – мягкость, прочность – хрупкость, функция – что с ним делать). Показ слайдов с изображением предметов.
(Дети выполняют задание). Молодцы! Справились и с этим заданием.
5-е задание. Незаконченное изображение.
Воспитатель: Давайте сейчас пройдём за столы и попробуем завершить недорисованные предметы, может быть среди них окажутся те, которые мы сейчас с вами называли. Детям предлагаются карточки с незаконченными изображениями. Ребенок должен дорисовать изображение и сказать, что у него получилось.
(Дети выполняют задание). Молодцы! Какие интересные предметы у вас получились.
6-е задание. Игра «Назови отличия».
Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, чернильница, самолет. Чем эти предметы отличаются, например, от телевизора, собаки, машины, карандаша, стола, птицы? Найти как можно больше отличий.
Воспитатель: Сейчас мы будем называть отличия предметов. Я буду называть два слова, а вы – называть отличия этих предметов: шкаф - телевизор, магнитофон – собака, книга – машина, звонок – карандаш, чернильница – стол, самолет – птица.
Например:
шкаф – телевизор;
большой – маленький;
используется для хранения вещей – не используется для хранения вещей;
не нуждается в электричестве - нуждается в электричестве.
(Дети выполняют задание). Спасибо, вы очень много нашли отличий.
7-е задание. Сочиняем новую сказку.
Воспитатель: Дети, какие сказки вы знаете и любите. Давайте вместе выберем одну из сказок, и расскажем ее по-другому, то есть чуть-чуть переврём. Надо по очереди рассказывать сказку, заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое.
Воспитатель: Вот, например, во что может превратиться известная сказка про Красную Шапочку: "Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: "Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты". - Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь. " и т. д.
(Дети по очереди рассказывают тут же придуманные сюжеты).
Воспитатель наравне с детьми участвует в перевирании и следит, чтобы во всех ключевых моментах сказка была переделана, но в целом получилась бы некая новая история, моделирующая более или менее логично развивающуюся ситуацию.
Воспитатель: Спасибо дети, за то, что вы помогли правильно выполнить задания, теперь весна очень быстро придёт ко всем нам.
8-е задание. Подвижная игра «Совушка».
Дети становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные – жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает – все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает – всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.
III. Рефлексивно-оценочная часть.
Рефлексия
- Расскажите, понравилось вам помогать зверям? Какие задания понравились? Трудно или легко вам было? Какие чувства вы при этом испытывали?
Ритуал прощания.
Повернуться к соседу справа, взять его за руки и улыбнуться ему самой доброй улыбкой. Затем все берутся за руки и дружно говорят: «До свидания!»