Светлана Киселёва
Конспект НОД «Развесёлая ярмарка» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие речи детей посредством знакомства с историей русской культуры.
Задачи:
[b]Образовательные: [/b]Формировать предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, слушать взрослого). Учить использовать вербальные и невербальные средства общения.
Развивающие: развивать интерес к истории русской культуры; к миру предметов и вещей; творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение.
Публикация «Конспект НОД „Развесёлая ярмарка“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать любовь детей к русскому народному творчеству. Прививать чувство эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров.
Расширять и активизировать словарный запас: ярмарка, скоморохи, лавка, балаган, забава, черпало, держало.
Приемы руководства деятельностью детей в НОД:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: использование фольклора в речи детей, создание проблемной ситуации, обследование, анализ, выводы.
2. Приемы активизации деятельности детей: беседа, создание развивающей среды, обследование, анализ, выводы.
3. Приемы организации интереса у детей: показ предметов народного творчества, моделирование.
4. Приемы поддержания интереса у детей: музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении, чередование детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.
Средства для организации проведения НОД: ширма для театра, деревянные ложки, маски, хохломская, гжельская, ростовская посуда; самовар; каравай с солью; сушки; пряники; баранки; костюмы для детей и взрослого.
Ход НОД
1. Вводная часть.
Создание проблемной ситуации.
Создание мотивации для деятельности.
Определение цели.
(Дети под музыку входят в зал, здороваются с гостями. Выходят два ребенка)
1реб. Я Ерема!
2реб. Я Фома!
Вместе: Скоморохи мы!
1реб. : Уж как жили мы два брата,
Я Ерема, он Фома,
Два удалых молодца!
Я Ерема, что затеял,
То Фома и подхватил.
Я на ярмарку приехал
И Фома здесь прикатил
2реб. : Ярмарка искристая,
Ярмарка задорная, кружится неистово,
Молодо и здорово.
1реб. : Программа обширная,
Веселая, обильная,
Гостей не счесть
Участников не перечесть!
2реб. : Чтоб было, как подобает
Ярмарке, шуметь,
Горожанам песни петь.
Веселью, шутками быть,
Повелеваю ярмарку открыть.
- С давних времен у русского народа был обычай устраивать по праздникам ярмарки, на которые съезжались люди даже с дальних деревень. А на ярмарке чего только нет! …И расписная посуда и пряники печатные. Здесь можно было купить хорошего коня и балалайку. Здесь люди и забавлялись: пели песни, танцевали, смотрели веселые представления. А гостей на ярмарке всегда встречали хлебом, солью (выходит девочка с караваем).
Реб. : Хлебом солью всех встречаем – на ярмарку приглашаем! (отдает каравай гостям).
- давайте, ребята, и мы с вами прогуляемся по ярмарке.
II. Основная часть.
Гуляние по ярмарке.
Рассматривание товаров.
Составление описательных рассказов и рассказов по картинке.
Д/и «Что можно сделать из ложек?»
Сценка – драматизация «Как старик корову продавал?»
Пение частушек.
Дети гуляют по ярмарке
-Посмотрите сколько здесь всякого товара. В давние времена места, где продавали товар, назывались лавками. Давайте зайдем в одну из них и посмотрим, что продают в этой лавке.
(Подходят к столу с посудой)
-Что здесь продают?
Реб. : Здесь продают посуду.
-Посмотрите, какая она красивая. А из чего раньше делали посуду, ведь стекла еще не было?
Реб. : Посуду делали из железа, дерева и глины.
- А чтобы она была красивая, ее расписывали мастера-художники.
Посмотрите, а чем различается посуда?
Реб. : Посуда расписана разной росписью?
- Расскажите мне, ребята, какой росписью расписана посуда?
Реб. : Это хохломская посуда. Ее делали из дерева в Горьковской области, в городе Семенове.
Реб: Мастера покрывали посуду черной краской, а затем рисовали на ней золотой и красной краской.
Реб. : Рисовали цветы, ягоды, листья, завитки. Это посуда очень красивая. Из нее так и хочется поесть.
- Да, из такой посуды действительно хочется есть. Она такая красивая и легкая.
(дети берут в руки посуду, рассматривают)
- Ах, какие красивые подносы!
Реб. : Эти подносы делали из железа. Покрывали черной краской. Это Жостовская посуда.
Реб. : Делали эти разносы в городе Жостово. На них ставили самовары и пили чай.
Реб. : Мастера расписывали подносы красивыми цветами: розами, пионами, тюльпанами, васильками, собирали их в букеты, венки.
- Да действительно красивые подносы на них не только ставили самовары, но и вешали на стены как картины. Они тяжелые, т. к. сделаны из жести. А что это за посуда? Голубая, красивая.
Реб. : Эта посуда сделана из глины и расписана Гжельской росписью.
Реб. : А родина этой посуды село Гжель Московской области.
Реб: Посуду красили белой краской, а разрисовывали синей и голубой. Рисовали цветы, птиц, растения.
- Действительно, она тяжелая, так как сделана из глины.
О каких росписях посуды мы с вами говорили?
Реб. : О Хохломской, Жостовской и Гжельской росписи.
- А теперь мы отправимся в другую лавку. Ах, как здесь вкусно пахнет. Чем же торгуют в этой лавке.
Реб. : Здесь торгуют хлебом, сушками, пряниками.
- Ребята, а какие пословицы вы знаете о хлебе?
Реб. : Хлеб - всему голова.
Реб. : Хлеба нет и корочка в честь.
Реб. : Хлеб сердце человеку укрепляет.
-Хлеб, как и сейчас, считался самым основным продуктом у наших предков. Нужно помнить, что к хлебу надо относиться бережно, ведь его очень тяжело вырастить и без него не обходится ни один наш обед. В давние времена не было ни тракторов, ни комбайнов, ни машин. Всю работу люди выполняли сами на лошадях. Я приготовила вам набор картинок о том, как наши предки выращивали хлеб. Вы должны будете разложить их по порядку и описать, что же изображено на этих картинках.
(дети раскладывают картинки)
Реб. : На этой картинке изображено, как люди вспахивают землю. Пахали с помощью плуга на лошадях. А потом «причесывали» бороной. Борона-это решетка с железными прутьями.
Реб. : Затем засеивали поле зернами. Выбирали самые лучшие. Люди научились определять время сева по народным предметам. «Появились комары- пора сеять рожь».
Реб. : Когда хлеб вырастал, его убирали всей семьей. Срезали колосья серпом и собирали снопы.
Реб. Затем снопы везли в овин. Это место, где сушат хлеб. Брали в руки молотило и колотили им по снопам до тех пор, пока колосья не осыпались. Потом зерно веяли, пересыпали в мешки и везли на мельницу.
Реб. : На мельнице зерно перемалывали в муку.
У лепешки, каравая
Сушки, плюшки, пирога
От рождения седая
Мать по имени мука.
Реб. : А из муки делали тесто и пекли хлеб, блины. И сейчас наши бабушки и мамы пекут нам из муки вкусные оладушки.
- Вот какие молодцы! Все знаете о хлебе. Как было его тяжело выращивать. Хлеб нужно беречь. А кто мне еще раз расскажет, как же наши предки выращивали хлеб?
(ребенок рассказывает)
- Люди на ярмарках не только продавали и покупали товары, но и забавлялись. Пели песни, танцевали, смотрели веселые спектакли. А происходило это все в балаганах. Давайте с вами позабавимся. Споем частушки и станцуем.
(дети поют частушки и танцуют)
- А сейчас отгадайте загадку: «Сама не ест, а человека кормит»
Реб. : Это ложка.
- Давайте пойдем в лавку, где продают ложки.
(подходит к столу)
- Ребята, а какой росписью расписаны ложки?
Реб. : Ложки расписаны Хохломской росписью.
- Может кто-то мне расскажет стихотворение о ложке?
Реб. : Расписная, легкая,
Нет ее нужней.
С ней и щи отменные,
И кисель вкусней
Скажем мы спасибо
Русским ложкарям,
Дарят настроение
И здоровье нам.
-А что еще можно делать ложками.
Реб. : На них играют в оркестре.
- давайте возьмем и поиграем ложки.
(дети выбивают определенный ритм.)
- ребята, а из чего состоит ложка?
Реб. : Ложка состоит из черпала и держала.
Реб. : Черпало похоже на круг, а держало на палочку.
- Сейчас я вам предлагаю поиграть в интересную игру с ложками. Из них можно выложить красивые фигуры.
Выложите ложки так, чтобы получилось солнышко. (Работа детей)
- Ребята получилось у нас солнышко? Сколько ложек вы использовали?
Реб. : Мы использовали пять ложек.
И, действительно, получилось солнышко с лучиками.
- А теперь давайте выложим балалайку. (Работа детей)
-Сколько ложек вы использовали.
Реб. : Мы использовали четыре ложки, и получилась балалайка
- Мы возьмем с собой ложки и поиграем с ними в группе.
А сейчас мы опять с вами будем забавляться. Куда же мы пойдем?
Реб. : Мы пойдем в балаган.
- И сейчас мы посмотрим спектакль «Как старик корову продавал».
(сценка-драматизация)
IIIчасть - Заключительная.
Оценка деятельности детей.
Подведение итогов НОД.
- Где же мы с вами сегодня побывали?
Реб. : Мы гуляли на ярмарке.
- Кто же нас зазывал на ярмарку?
Реб. : Нас зазывали скоморохи.
-Ребята, а кто такие скоморохи?
Реб. : Это весельчаки, которые развлекают людей.
- Что мы делали с вами на ярмарке?
Реб. : Гуляли, смотрели товары.
- А как называли те места, где продавали товары наши предки?
Реб. : Они назывались лавками.
- Ребята, а как мы забавлялись с вами?
Реб. : Пели частушки, танцевали, смотрели театр.
-Интересно вам было гулять по ярмарке?
Реб. : Было очень интересно.
- В следующий раз мы еще придем на ярмарку, а сейчас мы пригласим гостей, возьмем сладости, самовар и пойдем пить чай в свою группу.