Татьяна Чалкова
Конспект НОД «Путешествие в Югорский край» с элементами ТРИЗ технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
«Путешествие в Югорский край»
(с элементами ТРИЗ технологии)
Пояснительная записка
Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в Югорский край“ с элементами ТРИЗ технологии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Знакомство детей с культурой и бытом народов севера приобретает в наши дни особую актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту коренных народов, а также способствует расширению их кругозора, развитию их художественного вкуса, любви к малой родине, родному краю.
Данный материал направлен на расширение представлений о культуре и быте народов ханты, знакомство с национальными музыкальными инструментами, танцами, играми и песнями народов Севера. Использование наглядных методов: презентации, иллюстраций, схем помогает развивать у детей познавательные способности и важные процессы мышления через игровую и практическую деятельность.
Применение элементов ТРИЗ является эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников и оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Всё это представляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и в других видах деятельности.
Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, только благодаря им, он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, приумножить и передать их будущим поколениям.
Тема: «Путешествие в Югорский край» (старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет).
Цель: Формировать представление детей о музыкальной культуре народов Севера.
Задачи:
1. Познакомить детей с хантыйскими музыкальными инструментами; с элементами танцев народов Севера, учить четко и ритмично выполнять движения под музыку.
2. Развивать творческое воображение посредством использования ТРИЗ-РТВ технологии, умение самостоятельно передавать в движении музыкально-двигательные образы в соответствии с картинками-схемами.
3. Побуждать детей к высказыванию о характере и выразительных средствах песни; исполнять песню, точно интонируя мелодию, выражая свое эмоциональное отношение к ее содержанию.
4. Стимулировать к образному выполнению движений, характерных для персонажей игры; самостоятельно реагировать на смену частей в музыке.
5. Воспитывать уважение к культуре народов Севера.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» - расширить представления детей о родном крае; познакомить с хантыйскими музыкальными инструментами, элементами танцев.
«Социально-коммуникативное развитие»: обогатить знания детей о жизни и быте, культуре и традициях коренных жителей Югры,
«Развитие речи» - развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь названиями музыкальных инструментов, дать понятие словам: «шаман», «важенка».
«Физическое развитие» - развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, видеоролик «Тумран», схемы, пиктограммы, шапочки-маски, веревка.
Раздаточный материал: колокольчики
Предварительная работа: беседа о жизни коренных народов Севера, прослушивание хантыйских песен, заучивание ненецкой считалочки.
Словарная работа: «тумран», «шаман», «важенка»
Ход занятия
Дети под музыку заходят в зал, встают в круг.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Давайте поздороваемся с вами, как настоящие музыканты. (Взявшись за руки, поют музыкальное приветствие:
Мы друг другу руки подаем,
И с улыбкой «Здравствуй!» мы поем.
Добрый день, добрый день,
Заниматься нам не лень! (2 раза)
- Ребята, как называется город, в котором мы живем? (Сургут)
-А как называется округ, в котором находится город Сургут? (Ханты-мансийский автономный округ – Югра.)
- А знаете ли вы, какие люди населяют наш край с давних времен? (Ханты и манси)
Самыми древними людьми, или, как мы называем коренными жителями нашего края являются Ханты и Манси. Ханты и Манси – это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни и занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. И сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Югорскому краю: познакомиться с песнями, танцами, музыкой, играми народов Севера. Вы готовы?
- Но у меня к вам, ребята, вопрос: как мы сможем с вами добраться до места, где живут Ханты и Манси? Ведь это не так уж и близко. Как быть? (ТРИЗ – метод мозгового штурма – решение проблемной ситуации). (Ответы детей)
- Очень интересные предложения вы мне назвали, а я вам предлагаю отправиться туда на крыльях вьюги. А вы знаете, что такое вьюга? Вьюга - это очень сильный ветер со снегом, вот именно она и унесет нас в тайгу! Встанем врассыпную и будем легко, плавно, двигаться по своей дорожке, используя все пространство зала, не наталкиваясь друг на друга. Звучит музыка вьюги.
Мы в снежинки превратились,
На крыльях вьюги закружились.
Музыкально-ритмическое упражнение «Крылья вьюги»
- На крыльях вьюги мы кружились и на землю опустились. (Дети садятся на стульчики, лицом к экрану).
(Слайд). А вот мы и на стойбище хантов. Как называется жилище хантов? (Чум) Ханты очень любят свой край, сочиняют о нем песни, еще умеют танцевать и на музыкальных инструментах играть. Сегодня мы познакомимся с хантыйскими музыкальными инструментами.
(Слайд) «Бубен» - ударный инструмент (изготовлен из дерева, обтянут кожаной мембраной, ударяют рукой или специальной палочкой). Бубен – обязательный атрибут танца шамана. Считается, что звуки бубна отгоняют злых духов.
(Слайд) «Салквынтаб» - струнный инструмент, (сравнение с русским инструментом «гусли»: изготовлен из дерева, имеет струны, имеют одинаковые способы игры.)
(Слайд) «Тумран» - самый древний духовой инструмент, имитирует звуки природы: вой волка, крик птиц, скрип дерева и др. (Просмотр видеоролика)
- Какие звуки природы вы услышали в звучании тумрана?
Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)
- Все музыкальные инструменты ханты и манси изготавливают самостоятельно, вручную, из природных материалов: дерева, кожи, прутьев. Как вы считаете, самодельные музыкальные инструменты – это хорошо или плохо? Хорошо – почему? (Сделаны из природного материала, имеют красивое звучание, передают звуки природы, не нужно платить деньги и т. д.) Плохо – почему? (Могут сломаться, нужно много времени на изготовление, необходимы разные материалы).
- А сейчас мы познакомимся с танцевальными движениями народов Севера. Хантыйские танцы отражают особенности быта, занятий и образа жизни. В танцах можно встретить быстрого оленя, легкокрылую чайку, утку, ленивого медведя. В танцах оживает северная природа. Я предлагаю вам вместе со мной исполнить хантыйский танец, а помогут нам картинки-схемы (ТРИЗ – метод символической аналогии. Рассматриваем схему-определяем движения танца)
Звучит хантыйская музыка, дети выполняют танцевальные движения.
1 схема «Чайка» - Упражнение «Летят чайки» - плавное покачивание рук в стороны, вперед-назад, ходьба по кругу, кружение вокруг себя.
2 схема «Солнце» - Упражнение «Поклонение солнцу» - наклониться, корпус и руки согнуты, выпрямиться - руки в разные стороны, голова смотрит вверх.
3 схема «Бубен» Упражнение для мальчиков «Шаман играет на бубне» - прыжки на полусогнутых ногах, руки в стороны
4 схема «Ягоды». Упражнение для девочек «Сбор ягод» - полуприседания с мягкими, плавными движениями рук.
5 схема – «Олень». Упражнение «Олени идут на водопой» - ходьба с высоким подниманием колена, руки скрещены над головой, плавные наклоны туловища.
- Молодцы, ребята, замечательный танец у нас получился! А теперь садитесь, отдохните и отгадайте загадки про животных, которые живут в тайге.
1) Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь). 2) Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка). 3) Длинный хвостище, а сама – хитрища (лиса). 4) Трусоват лесной красавец. Догадались это …. (заяц). 5) Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок. Знают все, кому не лень, это - северный … (олень).
- А знаете ли вы, как зовут детеныша у оленя? (олененок). Предлагаю вам послушать песню «Олененок», а потом поговорим, о чем поется в этой песне, какой характер и настроение передает музыка.
Слушание песни «Олененок» муз. Р. Гуцалюк
- О ком поется в этой песне? (Об олененке). На чем везет олененок мальчика по тундре? (На санях) Во что одет мальчик? (Штаны и шапка, сапоги из меха) Какая песня по характеру? (Веселая, скорая, быстрая). Подберите пиктограммы к настроению песни. (ТРИЗ – метод символической аналогии)
- Вы услышали, как в этой песне мальчик погонял своего олененка? Сейчас мы с вами тоже попробуем управлять оленьей упряжкой и спеть такую распевку:
«Хей! О-о Хей! Хей! О-о Хей!» «Хей! О-о Хей! Хей! О-о Хей!» (дети пропевают мелодию)
- У народов Севера есть такой обычай: когда рождается ребенок, ему сразу дарят олениху - важенку. Он взрослеет, и растет олениха, и приплод от нее в будущем составит его стадо. А пока дети запрягают оленей в маленькие нарты и ездят вокруг стойбища. А для того, чтобы дети не потерялись, им вешают маленькие колокольчики.
- И я предлагаю вам еще раз послушать песню и представить, как быстро олень несет мальчика по тундре. На припев вы будете мне подпевать и подыгрывать на колокольчиках. (раздать колокольчики)
Исполнение песни «Олененок» с игрой на колокольчиках
- А сколько интересных игр есть у детей Севера. Какие игры вы знаете? (ответы детей) Я хочу познакомить вас с хантыйской игрой «Важенка и оленята». Важенка - это мама-олениха, ею будет воспитатель. А теперь нужно выбрать волка. Встанем в круг и посчитаем:
«Все ребята встали в круг, серый волк примчался вдруг! Он клыкастый, погляди — самый смелый, выходи!»
- Волк сидит в своем доме (на стульчике). Здесь сделаем домик важенки и оленят (черта из веревки).
- Будем говорить такие слова:
«Бродит в тундре важенка, с нею оленята. Объясняет каждому, все что непонятно.
Топают по лужам оленята малые,
Терпеливо слушают наставленья мамины».
Игра «Важенка и оленята» муз. О. Киенко
Под музыку оленята бегают, резвятся, а на слова: «Волк идет» - быстро убегают.
- Как мы весело играли, все от волка убежали!
Но уже всех ребят ждет любимый детский сад! Ведь наше путешествие по Югорскому краю подошло к концу. На чем же мы будем возвращаться обратно, в детский сад? Какой самый главный транспорт у ханты и манси? (Олени)
У ханта нет надежней друга, чем северный олень, Хозяина в любую вьюгу домчит домой быстрей.
Возьмите оленей! Они в детский сад
Быстро на нартах всех вас домчат.
Упражнение «Быстрые олени» муз. С. Няруй Дети встают парами, «на саночках» едут по кругу.
- Вот мы и вернулись домой в наш родной детский сад.
Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? А что нового узнали?
Что вам больше всего запомнилось? (дети отвечают)
- В начале занятия мы здоровались по-музыкальному, а теперь по-музыкальному попрощаемся:
(поют) Мы и пели, и плясали,
И нисколько не устали!
Завтра в зал придем опять
Будем петь и танцевать!
Под музыку дети выходят из зала.
Литература:
1. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», «Учитель», 2010
2. Гринин Л. Е. «Музыка в детском саду». «Учитель», 2016
3. Евтодьева А. А. «Учимся петь и танцевать, играя», Калуга
4. Сычева М. А. «Первые уроки музыки». Учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009
5. Интернет-ресурсы
• http://50ds.ru/detsad/music/10179-tsikl-zanyatiy-po-muzykalnomu-vospitaniyu-severnye-napevy-v-detskom-sadu.html.
• https://infourok.ru/proekt-moy-krayyugrapogotovitelnaya-k-shkole-gruppa-3812895.html
• https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2019/05/12/nod-v-gosti-k-hantam
• http://86sov-berezka.caduk.ru/DswMedia/prxm.pdf