Елена Кашаева
Конспект НОД «Путешествие по сказочной стране Рисовандии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Тема: Путешествие по сказочной стране Рисовандии.
Задачи:
1. Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей о народных художественных промыслах русских мастеров. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сфер;
- актуализировать знания детей о народном промысле Хохлома;
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по сказочной стране Рисовандии“» размещена в разделах
- совершенствовать технические навыки исполнения хохломской росписи;
- согласовывать композицию узора с формой, цветом изделия и его частями.
2. Развивающие:
- развивать эмоционально-положительное восприятие к объектам эстетического содержания;
- развивать память, образное мышление, воображение, творчество;
- продолжать развивать самостоятельность в выборе цветовой гаммы хохломской росписи.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда;
- воспитывать любовь к русскому народному искусству;
- воспитывать чувство коллективизма.
Методические приемы:
1. Словесные:
- художественное слово (стихи, частушки);
- использование музыкального фона;
- рассказ-легенда о волшебной Птице;;
- суждения;
- вопросы кроссворда;
- анализ детских работ.
2. Наглядные:
- выставка детских работ;
- изделия декоративной росписи (Хохлома, Гжель, Городец, Жостово, Дымково, Филимоновская игрушка);
- напольный образ Птицы Счастья;
- сюрпризный момент (внесение сладостей).
3. Практические:
- песня «Мы едем, едем, едем…» С. Михалкова;
- игра «Карусель» (физ. минутка);
- хохломская роспись частей птицы;
- анализ детских работ на усвоение элементов хохломской росписи.
Материал и оборудование:
- образ Птицы Счастья (на белой бумаге);
- тонированные заготовки желтого цвета частей тела птицы (голова, крылья, туловище, перья для хвоста);
- демонстрационный кроссворд «Карусель»;
- акварельные краски, тряпочка, непроливайка, кисть, подставки для кисточек, поролоновые тычки - на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- беседы об истории промысла, особенностях хохломской росписи;
- организация выставки мини-музея «Народные промыслы»;
- рассматривание изделий мастеров Хохломы, альбомов, иллюстраций;
- чтение и заучивание стихов, частушек о Хохломе;
- целевые прогулки в парк для рассматривания травы, листьев, ягод и сравнения их с произведениями хохломских мастеров;
- чтение и пересказ р. н. с. «Иван-царевич и серый волк».
Ход НОД
Воспитатель вместе с детьми проходит в зал и здоровается с гостями.
Воспитатель: Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас, друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Вместе с музыкой прекрасной
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней.
Не спугнуть бы нам его!
Выходит, ребенок в костюме Ивана-царевича и рассказывает печальную историю, приключившуюся с волшебной Птицей:
«Жила на белом свете у царя-государя волшебная Птица Счастья. Вся она светилась необыкновенными цветами хохломской росписи:
Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Птица приносила счастье только добрым и приветливым людям. Жители царства радовались такому подарку судьбы. Но не приносило это радости черному Коршуну-злодею. Не любил он счастливых лиц, смеха и веселья. И вот однажды подкрался злодей к Птице, накрыл ее черными крыльями, унес в свой замок и разбил на мелкие части. Без дневного света чудо-птица потеряла свою волшебную силу. Тогда царь-государь велел мне найти и спасти Птицу, и она вернет счастливый мир его государству».
Воспитатель: Ребята, нужно помочь Ивану-царевичу найти Птицу, чтобы части ее тела пропитались всеми цветами хохломской росписи и приобрели свою волшебную силу. Только тогда Птица оживет. Сегодня, ребята, я приглашаю вас отправиться вместе с Иваном-царевичем по необычной стране Рисовандии. На пути нашего следования встретится немало трудностей, но мы обязательно преодолеем и найдем Птицу Счастья. А для этого нам нужно произнести волшебные слова (или заклинания): «1,2,3 – превращения начни» (дети крутятся вокруг себя три раза, звучит музыка).
Воспитатель поднимает красный жезл и объявляет станцию «Промыслово».
(звучит песня «Золотая ярмарка» в исполнении Л. Николаевой).
Воспитатель: Жители этой станции зовут нас на ярмарку и интересуются, какие русские народные промыслы вы знаете?
Дети: Хохлома, Городец, Гжель, Жостово, Дымково, Филимоновская игрушка…
Воспитатель обращает внимание детей на изделия декоративно-прикладного искусства:
Ребята, нужно помочь Ивану-царевичу разложить изделия по группам.
Дети выполняют задания.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А в чем отличие хохломских изделий от других?
Дети: Хохломские - на черном, красном и желтом фонах украшены узорами, а дымковские и гжельские на белом фоне, жостовские только на черном. Хохломские изделия отличаются и другими элементами росписи, здесь есть «травка», «капельки», «завиток» …
Воспитатель: Посмотрите, ребята, такую чудесную посуду и на царский стол поставить не зазорно. И у нашего царя-государя есть такая же «золотая» посуда, но нет волшебной хохломской чудо-Птицы. Но мы обязательно ее найдем. А чтобы нам было легче и веселее преодолевать препятствия на пути к Птице, предлагаю вспомнить стихи и частушки о хохломе.
Дети рассказывают стихи, поют частушки (под плясовую музыку).
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы отправляемся дальше.
Дети произносят заклинания: «1,2,3, -превращения начни».
Воспитатель: Мы приближаемся к фантастическому городу Краскограду. Но на пути у нас бурная река «Фантазия», а перейти ее нам поможет кроссворд «Карусель». Поможем Ивану-царевичу отгадать его. А вопросы к кроссворду нам приготовил сам Коршун-злодей.
1. Название народного промысла, находящегося в Нижегородской области (хохлома).
2. Элемент хохломской росписи («травка»).
3. Инструмент художника-мастера (кисть).
4. Самый главный элемент хохломской росписи («кривуль»).
5. Один из волшебных цветов хохломской росписи («золотой»).
6. Узор, в котором с определенной последовательностью сочетаются декоративные элементы (орнамент).
Воспитатель: Вижу, вы немного устали. Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Карусель» (физ. минутка). На ковре лежит обруч со связанными лентами. Дети поднимают его (воспитатель держит обруч в центре круга) и, держась за ленточки правой (или левой) рукой ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом кругом-кругом, все бегом-бегом-бегом.
По команде воспитателя «Поворот!», дети быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до г. Краскограда. Посмотрите, ребята, здесь Коршун-злодей оставил нам только части тела Птицы (на столе приготовлены заготовки). Но без яркости и красочности она тускнеет. Ребята, поможем Ивану-царевичу расписать ее ярким узором хохломской росписи, и тогда части соединятся, и опять будет жить на свете Птица Счастья. Чтобы наша Птица получилась поистине сказочной, нужно произнести заклинания для художественных инструментов:
«Кисти, кисти помогите,рисовать узор начните и поможет нам дружок славный мастерский тычок!
По мере выполнения работ, воспитатель приклеивает части тела Птицы к белому силуэту, и постепенно появляется образ чудо-Птицы.
Воспитатель (делает анализ детских работ):
Вот и ожила волшебная Птица. И снова все ее перышки светятся необыкновенной красотой и переливаются узорами хохломской росписи. (Вопросы для анализа):
- Какие элементы росписи использованы в работе?
- Какова композиция узора? Как и где расположен «завиток», «травка» и др.
- Какое цветосочетание?
- Какое настроение вызывает волшебная Птица?
Ребята, помогли мы Иван - царевичу найти и оживить Птицу?
Иван – царевич (ребенок): Спасибо, ребята! За вашу помощь, смелость и знания, я приготовил вам сладкий сюрприз (угощение конфетами «хохлома»). Теперь царь-государь и его жители будут счастливы, обретут покой и радость от встречи с Птицей Счастья.
Воспитатель и дети: И тебе спасибо, Иван-царевич за угощения. А нам пора возвращаться из путешествия в детский сад: «1, 2,3 – превращения начни».
Список литературы
1. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1997.
3. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / авт-сост. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт – сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – Спб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.