Любовь Евстигнеева
Конспект НОД «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Центр развития ребенка» - детский сад №9 г. Гатчина
Конспект НОД в подготовительной группе
Образовательная область «Познание»
«Птицы – наши друзья»
Воспитатель высшей квалификационной категории – Евстигнеева Любовь Николаевна
Игровое занятие по экологическому воспитанию
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
1. Систематизировать знание детей о птицах : перелетные, зимующие, о частях тела и их значениях для птиц, пользе, которую приносят птицы человеку, заботе человека о птицах.
2. Приучать детей запоминать пословицы и поговорки, помочь понять их смысл и значение.
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать умение детей узнавать деревья по стволу, веткам, листьям.
2. Словарная работа.
Обогащение словаря: модель, схема, опыт.
Активизация словаря: пословицы, жаворонки, дятлы, грачи, кукушки, скворцы, чайки, сороки, зимующие, перелетные, экологический светофор.
Продолжать учить детей слушать своих товарищей, дополнять их ответы.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать желание заботиться о птицах, наблюдать за ними. Приучать их ответственно относиться к серьезному и нужному делу – изготовлению скворечника.
Предварительная работа
Прогулка в парк; слушание и рассматривание оперения птиц; для чего птицам нужны перья, хвост.
Чтение книг: «Что ты знаешь о птицах?», «Умеет ли природа говорить?», «Экология в картинках», «Птицы- моя первая книга о природе».
Заучивание стихотворений и пословиц.
Цель: систематизировать знания детей о птицах.
1. Приоритетные области: «Познание» и «Социализация».
2. Интеграция областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка».
3. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, исследовательская, продуктивная, двигательная.
Материалы к НОД
1. Чучело грача
2. Костюм весны
3. Схема птицы
4. Сказочная птица
5. Силуэт дерева (дуб, береза, ель)
6. Магнитофон с записью «Пение птицы»
7. Призы для детей
8. Светофор с разноцветными огоньками
9. Карточки птиц «Цветик- семицветик дня»
10. Дидактическая игра «Желание природы»
11. Дидактическая игра «Дорисуйка» (незаконченное изображение птиц)
12. Заготовка скворечника, молотки, гвозди
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята раз, два, три, четыре, пять – начинаю я друзей считать. Как много у меня друзей. Как это приятно.
(Дети встают полукругом и подходят к воспитателю)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, кто-то стучится в дверь. Давайте посмотрим.
(Раздается стук в дверь. Из-за ширмы появляется грач, с письмом)
ГРАЧ: Лечу, лечу, весну с собой несу! Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?
ДЕТИ: Да, узнали, ты грач!
ГРАЧ: Я принес Вам письмо. Письмо с загадками, если вы их отгадаете Вас ждет сюрприз, вы попадете в волшебный лес!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, кто сможет прочитать по адресу ли письмо?
(Один ребенок читает адрес детского сада)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо, значит письмо для нас. Я открою письмо и прочту первое задание.
(Воспитатель достает из конверта картинки-схемы птиц. Раскладывает их)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что это?
ДЕТИ: Это модель, схема птицы!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему вы так думаете?
ДЕТИ: У всех птиц есть клюв, чтобы добывать пищу. У птиц есть два крыла, чтобы летать. У птиц тело покрыто перьями. У птиц есть две ноги. Все птицы несут яйца. Все птицы питаются насекомыми, зернами, ягодами, семенами.
ГРАЧ: Молодцы, отгадали! А теперь, закройте глаза и представьте, где вы сейчас находитесь.
(Воспитатель включает музыку «пение птиц в весеннем лесу», ставит деревья: березу, рябину, дуб, елочки, переодевается в костюм весны)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите кругом, где вы оказались?
ДЕТИ: Мы оказались в лесу!
ВОСПИТАТЕЛЬ: А знакомы деревья есть в этом лесу?
(Дидактическая игра «Найди дерево», дети определяют название дерев по стволу, форме кроны, веток)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Встаньте к знакомым деревьям и назовите их!
ДЕТИ: Я встал у дуба. Я встал у березы. Я встал у рябины.
(Воспитатель включает проигрыватель. Дети в записи определяют голоса знакомых птиц : кукушки, дятла, соловья)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как поют птицы?
ДЕТИ: Птицы поют весело, радостно, красиво, с переливами.
ВОСПИТАТЕЛЬ: В какое время года так радостно поют птицы?
ДЕТИ: Птицы так поют весной!
ВОСПИТАТЕЛЬ: А стихотворения о весне вы знаете?
( Дети читают стихи: «Апрель, прель», «Снег теперь уже не тот…», «К нам весна шагает быстрыми шагами» С. Маршак)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, какая чудесная полянка, присядем на нее!
(Дети садятся на поляну)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, только ли у птиц есть крылья?
ДЕТИ: Крылья есть у самолета, мельницы, летучей мыши!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Может ли человек летать? Попробуем!
(Дети размахивают руками, подпрыгивают)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Интересно, почему вы не взлетели, хотите узнать?
(Воспитатель демонстрирует опыт с двумя листами бумаги)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, одинаковые ли листы?
ДЕТИ: Да, одинаковые!
(Воспитатель на глазах у детей комкает листок бумаги, превращает листок в шарик и бросает вниз, тот падает. А гладкий лист планирует, летает, падает медленно)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему второй лист летел?
( Делаем вывод вместе с детьми: лист легкий, широкий, опирается на воздух, может немного летать)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, в письме есть маленький конверт. Какой-то непонятный!
(На конверте нарисованы желтые, красные, зеленые кружки, воспитатель достает письмо)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте почитаем, это огоньки экологического светофора, они означают:
1) красный – стоп! Твои действия приносят вред окружающей среде и жизни людей!
2) Желтый – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями. Соблюдай меру и правила!
3) Зеленый – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для нее! Продолжай помогать природе!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Я принесла светофор не простой, а экологический (показывает). За каждое выполненное задание буду давать вам огонек. После всех выполненных заданий, вы сами включите огоньки экологического светофора.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Следующие задание!
(«Дидактическая игра дорисуйка», нужно прочитать название птицы и дорисовать недостающую часть тела. Дети дорисовывают хвосты, крылья, клювы, ноги, показывают весне, она раздает огоньки соответствующего цвета)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Я слышала, что вы любите природу. Я раздам вам карточки с желаниями природы. И вы развесите их на цветик-семицветик и выполните желание природы.
(Дидактическая игра «Желание природы»)
ДЕТИ: Я повешу скворечник для птиц. Я залью костер в лесу, чтобы не было пожара.
(Весна раздает сигналы светофора)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Отгадайте загадку «гнездо не строит никогда, соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает».
(Подвижная игра «Кукушкино гнездо», играют 4-5 раз)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите сколько карточек с изображением птиц на столе, как их можно подразделить?
ДЕТИ: На перелетных и зимующих!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему птицы называются перелетными?
ДЕТИ: Эти птицы на лето прилетают к нам, а осенью улетают в теплые страны. Потому, что у нас становится холодно и птицам трудно добывать корм.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему птицы называются зимующими?
ДЕТИ: Эти птицы никуда не улетают и живут с нами круглый год.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Возьмите по одной карточке и встаньте к соответствующим схемам «Солнце- перелетные птицы, снежинки- зимующие птицы».
(Дидактическая игра «Ни сорока, ни ворона и не чайка, а какая эта птица отвечайка?»
Дети называют названия птиц, весна раздает огоньки)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называется эта птица? И бывает ли на кого похожа?
ДЕТИ: Журавль, кукушка, ласточка, волшебная птица!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Я раскрою вам секрет, если поднять крыло, можно прочитать точное название.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Есть ли враги у птиц? Тогда изобразите их, а я постараюсь их узнать.
(Трудное задание, дети изображают волка, лису, змею, орла, весна раздает огоньки)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сядем на полянку. Сейчас проведем игру-соревнование «Кто больше знает пословиц о птицах», вас ждут призы.
ДЕТИ: «Не нужна соловью золотая клетка – а нужна ему зеленая ветка», «Срубил кусты – прощай птицы», «Помоги птицам зимой – они отплатят добрым летом», «Ранний прилет грачей и жаворонков – к ранней весне», «Увидел скворца – весна у крыльца», «Грач на горе – весна во дворе».
(Весна дает призы детям назвавшим больше всех пословиц)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А я знаю такую пословицу: Жизнь дана на добрые дела. Как вы понимаете ее?
ДЕТИ: Нужно делать хорошие поступки, помогать всем людям, растениям, животным.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Приносят ли птицы пользу и какую?
ДЕТИ: Поедают вредных насекомых, радуют людей своим оперением и пением.
(Весна раздает огоньки)
ГРАЧ: Молодцы ребята, все задания выполнили. Сейчас вставьте свои огоньки в светофор. Проверим как вы относитесь к природе.
(Дети вставляют огоньки в светофор)
ГРАЧ: Какие молодцы все кружки поставили в зеленый сигнал. Вы настоящие друзья и защитники природы. А сейчас еще будет сюрприз. К сегодняшнему дню ваши папы сделали заготовку скворечника. Давайте доделаем его!
(Грач улетает, прощается)
ВЕСНА: Давайте сколотим птичий дом!
(Мальчикам предлагается взять на себя работу).