Елена Приемщикова
«Прогулка на машине». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект группового занятия по формированию фонетической стороны речи
Тема: Прогулка на машине
Цели:
Образовательные:
- формирование и расширение семантического поля слов – глаголов, развитие валентности слов;
- закрепление различных видов транспорта;
- учить употреблять приставочные глаголы.
Коррекционные:
- закрепить моторный и слуховой образ звук "ш";
- учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;
Публикация «„Прогулка на машине“, Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки по ПДД: наблюдение за транспортом, дорогой
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- воспитание нижнедиафрагмального дыхания;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие навыков звукового анализа, через опору на вспомогательные средства
- развитие навыков слогового анализа слов с выкладыванием графической схемы;
- закрепить навыки определения места звука в слове;
- развитие функций словоизменения;
- учить составлять предложения с заданными словами, анализировать их;
- формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль;
- уточнение и расширение словаря через формирование семантического поля слова «машина».
Воспитательные:
- воспитывать активность на занятиях:
- воспитывать желание говорить красиво и правильно.
Оборудование: цветные фишки для выкладывания схем, таблица акустико – артикуляционного образа звука, счетные палочки, сюжетные картинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Выделение четвертого лишнего: «самолет», «машина», «ракета», «вертолет».
- Почему машина лишняя?
- Сядем на свои машины и поехали на занятие:
Мчатся бешено машины –
По шоссе шуршат их шины.
В конце дальнего пути
Слышен шепот: «ш-ш-ш».
2. Развитие мимических мышц лица
- Вы рады, что прокатились на машине?
- Как называют человека, который управляет машиной?
Шофер умеет удивляться,
Шофер умеет сердиться,
Шофер умеет огорчаться.
Шофер умеет улыбаться,
3. Развитие артикуляционной моторики
- Под песню «Улыбка» сделаем гимнастику для нашего язычка (под песню «Улыбка» дети выполняют гимнастику)
4. Развитие мелкой моторики
- Наши пальцы разомнем:
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора,
Шла, сама куда не зная,
Шла машина заводная.
Дети делают попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе. Поочередно открывают пальцы от стола (начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони, а затем опускают пальцы на стол.
5. Массаж лица
- Ехала машина по разным дорогам : по зигзагообразной, по серпантинной, по кочкам, по прямой. (Дети делают массаж по общим правилам.)
6. Объявление темы
- Посмотрите на картинку, что случилось с нашей машиной? (лопнула шина)
- Это лопнула шина. Как выходит воздух из шины? (ш-ш-ш)
- Сегодня мы с вами прокатаемся на машине и посмотрим, что она умеет делать, но при этом надо постоянно следить за правильным произношением звука ш.
7. Анализ акустико-артикуляционног образа звука (опора на таблицу)
- Чтобы заменить шину на машине и поехать, нужно рассказать об арткуляции звука ш с помощью зеркала и схемы. (Произнесение изолированного звука ш с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).
Губы: вытянуты рупором
Зубы: сближены, 2 верхних и 2 нижних резца обнажены
Язык: широкий, в виде чашечки
Голосовые складки: не работают (не напряжены)
Воздушная струя: длинная, теплая
- Что еще вы можете сказать об этом звуке: согласный (не тянется, твердый (спинка языка опущена, глухой (голосовые складки не работаю)
8. Развитие фонематического слуха
Со звуком Ш вы поиграйте
И скорей его поймайте
Выделение звука из ряда (дети хлопают в ладоши, когда слышат звукш) :
а) звуков: ш-м-н-ш-к-г-ш-м-н-б-ш-к-н-ш…
б) слогов: ша-ка-но-со-то-шо-шу-лу-мы-шы-бы…
в) слов: шапка-стол-лампа-кукушка-кошка-гусь-шалаш…
9. Закрепление звука в словах
- В машине много разных картинок. Назовите картинки, четко выделяя звукш. Каждый возьмите по картинке.
а) «запишите» название своей картинки;
б) разделите слово на части-слоги;
в) определите место звука в слове.
10. Закрепление звука в предложениях
- Составьте и «запишите» предложения со своими словами (графическая запись слов).
11. Звуковой анализ слов.
- На чём приехали картинки на наше занятие? (на машине)
- Сейчас мы с вами составим цветные бусы к слову «машина» (дети определяют количество звуков в слове и характеризуют их).
12. Соотнесение звука с буквой
Три шипа, а снизу палка,
Чьи-то шины очень жалко.
«Ш» на грядке потрудилась,
Вместо граблей пригодилась
- Дети рисуют букву «ш» в воздухе, пальчиками на столе, выкладывают из счетных палочек.
13. Физминутка (пальчиковая гимнастика)
Папа мне купил машину, (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.)
Значит, я теперь шофер. (Развернуть ладонь вверх, соединить все пальцы обеих рук, начиная с больших.)
Открываю я кабину, (Раскрыть ладони.)
Завожу мотор. (Сжать руки в кулаки.)
На педали нажимаю, (Соединить все пальцы обеих рук, начиная с больших.)
По площадке разъезжаю (Вытянуть сомкнутые руки вперед.)
14. Формирование лексико-грамматической стороны речи
- Ребята! Нам принесли письмо от Шпунтика. Он пишет, что друзья из Солнечного города на день рождения подарили ему машину вместе с картинками, где нарисованы действия, которые она умеет выполнять, но он никак не может разобраться и просит вас о помощи.
На доску выставляются картинки: машина заезжает в гараж, машина выезжает из гаража, машина стоит у гаража, машина едет по мосту, машина подъезжает к гаражу, машина отъезжает от гаража. Дети поочередно называют действия нарисованные на картинках.
- Молодцы, ребята! За правильный ответ Шпунтик дарит вам эти картинки
15. Итог занятия
Все прекрасно занимались,
Но пришла пора прощаться
Вспоминайте обязательно
Что учили на занятии.
- С каким звуком вы познакомились на занятие?
- Что вы о нем узнали?
- А сейчас,
Заведем машину : ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Накачаем шину: ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Улыбнемся веселей
И поехали скорей в группу.