Ольга Петрова
Конспект НОД «Приключения карандаша и гвоздика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: «Приключения карандаша и гвоздика»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно исследовательской деятельности «Приключения карандаша и гвоздика»
Задачи.
• Создать условия для:
- Развития познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности;
- Обогащение представлений о свойствах дерева и металла через поисковую деятельность;
Публикация «Конспект НОД „Приключения карандаша и гвоздика“» размещена в разделах
- Расширения и уточнения представлений о свойствах и качествах дерева и металла, о многообразии деревянных и металлических предметов;
- Мотивировать детей к самостоятельной экспериментальной деятельности по изучению свойств и качеств дерева и металла;
- Способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками;
- Совершенствовать умение сравнивать, анализировать и делать выводы.
• Способствовать развитию дружеских взаимоотношений во время совместной деятельности, воспитывать чуткое отношение к товарищам.
Предварительная работа: Чтение рассказов М Дружкова «Пожар в лесу», Детская сказка «О пожарном Иване и царе Демьяне», А. К. Денисова–Уральского «Лесной пожар», К. Паустовский «Заячьи лапы»
Словарная работа: Металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, хрупкий, тяжелый, легкий, шершавый.
Оборудование: 2 коробки, конверты с письмом и заданиями. Карандаши, большие гвозди, емкость с водой, веточки, спички, магниты.
Ход НОД
1. Вводная часть.
- Ребята, сегодня утром в группе я нашла письмо и вот эти коробочки. Это не вы случайно оставили? (дети смотрят друг на друга и пытаются вспомнить, у кого были коробочки, вдруг вспоминают, что такие коробочки вчера вечером Наталья Петровна принесла их в группу)
- Как вы думаете, что в них может быть? (высказываются детей)
- Ребята, а может в письме подсказка. Прочитаем? (открываем письмо, а там загадки, читаем).
Загадки:
Цветной Ивашка Металлический Антошка
Деревянная рубашка На очень тонкой ножке,
Где носом проведет По головке постучишь
Там след кладет (карандаш) Что - нибудь да смастеришь (гвоздь).
Воспитатель. - Как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш? (открыть коробки и посмотреть)
- Открывайте! (у детей не получается, коробка плотно закрыта)
- Итак, коробки открыть у нас не получается, но как по другому можно узнать? (высказывания детей - потрясти коробку и по звуку определить).
- Потрясите! (дети по звуку определяют, что в какой коробке и высказываются)
-Молодцы, вы определили где, что находится.
- А как нам теперь, это достать? (предложения детей).
- Открывайте! Дети с помощью ножниц открывают коробки и достают из одной коробки гвоздь, а из другой карандаш
2. Основная часть.
Воспитатель. - В повседневной жизни мы часто можем встретить деревянные и металлические предметы (дети собираются вокруг воспитателя)
- Вы можете их назвать? (дети называют предметы из дерева и металла)
- Если предмет сделан из дерева, значит он какой? (деревянный)
- А если предмет сделан из металла, значит он какой? (металлический)
- Эти предметы похожи между собой? (обращаю внимание детей на карандаш и гвоздь, (высказывания детей)
Наталья Петровна. – Ребята, а я считаю, что эти предметы совсем не похожи.
Воспитатель. - Хотите выяснить, чем они отличаются? (ответы детей)
- Что нам для этого нужно, как мы можем узнать? (дети затрудняются с ответом и предлагают спросить у взрослых)
- Спрашивайте! (дети обращаются за советом к Наталье Петровне, а она в свою очередь предлагает поэкспериментировать). - Вы согласны? (ответы детей). Тогда проходите в лабораторию. Дети подходят к столам, закрытыми салфетками, открывают, рассматривают оборудование для опытов и по желанию распределяются по подгруппам.
Воспитатель. – Ребята обратите внимание, что у вас на столах есть конверт с заданием, (дети открывают конверт и по возможности читают задание, если затрудняются, то воспитатель помогает прочитать, далее выполняют задание, рассуждают и делают выводы). Предлагаю вам договориться между собой, кто из вас будет отвечать на вопрос.
Задание 1: Сравните предметы на ощупь. (Используют веточки и гвозди)
Вывод: У деревянных предметов поверхность шершавая и теплая, а у металлических гладкая и холодная.
Задание 2: Определите, что хрупкое, а что прочное. (Используют веточки, спички, гвозди, пробуют их ломать)
Вывод: Предметы из дерева хрупкие, ломаются, гвоздь из металла он прочный, его невозможно сломать.
Задание 3: Определите, какой из предметов тяжелый, а какой легкий используя емкость с водой. (Используют, гвоздь и карандаш)
Вывод: Гвоздь тяжелый, он опустился на дно, а карандаш легкий он остался плавать на поверхности воды.
Задание 4: Достань гвоздь из воды, не замочив руки.
Воспитатель. - Ребята, как это можно сделать? Какой предмет нам для этого понадобится? (предложения детей)
- Я с вами согласна, что для выполнения этого задания нам понадобится магнит (дети с помощью магнита достают гвоздь из воды). – Какой вывод можно сделать?
Вывод: Магнит притягивает к себе железные предметы.
Воспитатель. – Да ребята, только железные предметы обладают магнитными свойствами не только в сухом виде, но и в воде, это мы с вами увидели из опыта.
- А какими свойствами обладают только деревянные предметы? (они могут гореть). – А мы можем провести такой эксперимент? (ответы детей)
- Молодцы, вы хорошо справились со всеми заданиями.
3. Заключительная часть.
- Как вы думаете, правильно говорила Наталья Петровна, что карандаш и гвоздик по своим свойствам совсем не похожи (ответы детей)
- Вам понравилось работать в лаборатории?
- Какое задание было для вас самым сложным?
- Какое задание мы смогли выполнить в нашей лаборатории и почему?