Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конкурсное занятие по математике для воспитанников 4–5 лет «Загадки Волшебного Карандаша»
▼ Скачать + Заказать документы
В 2019 – 2020 учебном году у нас в Минске при поддержке Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки начался традиционный конкурс профессионального мастерства «Столичный учитель – столичному образованию». Предлагаю Вашему вниманию конспект конкурсного занятия, которое я провела на 2 районном этапе. Вместе с творческой группой педагогов, готовилась презентация для конкурсного занятия, демонстрационный и раздаточный материал.
Публикация «Конкурсное занятие по математике для воспитанников 4–5 лет „Загадки Волшебного Карандаша“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Конспект занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» для воспитанников 4-5 лет по теме «Загадки Волшебного Карандаша».
Цель: формирование интереса к математическим характеристикам окружающего мира, к математике.
Программные задачи:
закрепить элементарные представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); о словесном обозначении в активной речи известных геометрических фигур;
упражнять в умении определять форму предметов без деталей на основе сходства со знакомыми геометрическими фигурами; группировать предметы по одному признаку (форме);
закрепить навык количественного счета в пределах 5;
развивать умения различать и обследовать плоскостные геометрические фигуры осязательно-двигательным путем под контролем зрения, осуществлять различные действия с ними: узнавать, находить среди других;
воспитывать интерес к элементарным математическим действиям, чувство уверенности в себе.
Оборудование: телевизор, электронная презентация, методический приём «Волшебный карандаш»,
демонстрационный материал – геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, подносы с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник,
индивидуальные карточки с изображением паровоза для задания «Найди квадраты»,
планшет-листы,
раздаточный материал к развивающей игре «Наведи порядок в комнатах круга и квадрата» (сюжетные и предметные картинки, простые карандаши на каждого воспитанника.
Начало занятия :
1. Игра «Приветствие».
Задача: создать эмоционально комфортную атмосферу, формировать позитивный настрой, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Воспитатель (В) : Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Я с утра сюда пришла,
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Это я (имя и отчество воспитателя!
Это я (каждый ребенок по очереди называет свое имя!
В. : Давайте и нашим гостям тоже подарим улыбки и поздороваемся.
2. Сюрпризный момент «Волшебный Карандаш»
Задача: организовать детей, мотивировать на предстоящую деятельность, развивать познавательный интерес.
В. : Ребята, я сегодня пришла к вам не одна, а с моим другом. Хотите с ним познакомиться? (появляется «Волшебный Карандаш» (ВК)
Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть ВК.
Ход занятия:
1. Знакомство с ВК.
Задача: способствовать повышению интереса к предстоящей деятельности.
(слайд 1)
ВК: Здравствуйте, ребята! Я очень рад встрече с вами, надеюсь стать вам другом.
В. : Ребята, будем дружить с карандашом?
(слайд 1.)
ВК: У меня много друзей. Недавно я познакомился с геометрическими фигурами и сегодня пригласил их к вам в гости.
В. : Волшебный Карандаш, а кто твои друзья?
2. Загадка ВК.
Задачи: создать проблемную ситуацию, закрепить элементарные представления о геометрических фигурах (квадрат).
ВК: «А это вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Первая загадка :
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это …» (слайд 2 слова ВК)
Как только воспитанники отгадывают загадку, на экране появляется квадрат (слайд 2)
3. Практическая деятельность «Обследование квадрата»
Задача: развивать умение обследовать плоскостные геометрические фигуры (квадрат) осязательно-двигательным путем под контролем зрения, осуществлять различные действия с ними.
Нахождение квадрата среди фигур, обследование, счет углов, сторон.
4. Практическое задание на индивидуальных карточках «Найди квадраты»
Задачи: развивать умение находить квадрат среди других геометрических фигур с помощью приёма наложения; закрепить навык количественного счета в пределах 5.
В. : Перед вами рисунок паровоза и маленькие квадраты, которые помогут выполнить задание ВК. Квадраты на рисунке, вы закрываете маленькими квадратами. Так до тех пор, пока все квадраты не будут найдены.
Вопрос к воспитанникам :
- Посчитайте, сколько квадратов вы нашли?
После выполнения задания на экране появляется картинка с правильно выполненным заданием (слайд 3)
5. Загадка ВК
Задачи: создать проблемную ситуацию; закрепить элементарные представления о геометрических фигурах (круг).
ВК: «А сейчас следующая загадка. Слушайте внимательно
Нет углов у меня
И похож на солнце.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!» (слайд 4, голос ВК)
Как только воспитанники отгадывают загадку, на экране появляется круг (слайд 5)
6. Практическая деятельность «Обследование круга»
Задача: развивать умение обследовать плоскостные геометрические фигуры (круг) осязательно-двигательным путем под контролем зрения, осуществлять различные действия с ними.
Нахождение круга среди фигур, обследование.
7. Планшет-лист «Найди все предметы, похожие на круг».
Задачи: упражнять в умении определять форму предметов без деталей на основе сходства со знакомыми геометрическими фигурами; закрепить навык количественного счета в пределах 5.
В. : Найдите и обведите предметы круглой формы?
Воспитатель раздаёт воспитанникам планшет-листы, в которых воспитанники должны обвести предметы круглой формы. После выполнения задания, на экране появляется картинка с правильно выполненным заданием (слайд 6)
Вопросы к воспитанникам :
– Ребята, сравните у всех так, как на экране?
– Посчитайте, сколько всего предметов круглой формы получилось?
Воспитанникам были предложены планшет-листы с заданием разной степени сложности.
8. Физкультминутка (слайд 7)
Задачи: обеспечить смену вида деятельности и оптимальный двигательный режим; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Дети становятся в круг, берутся за руки.
Нашу группу сегодня, друзья,
Посетила ребятня,
Необычная, смешная,
Очень, очень заводная. (идут по кругу)
Прискакал к нам ровный круг
И затих смущенно вдруг. (прыгают с продвижением вперед)
Промаршировал квадрат
Он как истинный солдат. (маршируют)
Прихромал и треугольник.
Он ужасный самовольник. (идут по кругу, прихрамывая)
Все пришли и удивились, (ходьба на месте)
Что средь нас здесь очутились. (разводят руками, удивляются, поднимая плечи)
Дети вместе с ВК возвращаются на свои места.
9. Загадка ВК
Задачи: создать проблемную ситуацию; закрепить элементарные представления о геометрических фигурах (треугольник).
ВК: «Отгадайте мою третью загадку.
Ты на него внимательно смотри,
Ведь у него всего по три.
Три стороны, три угла,
Три вершины-острия.
Узнали вы его, друзья?» (слайд 8 слова ВК)
Как только воспитанники отгадывают загадку, на экране появляется треугольник (слайд 9)
10. Практическая деятельность «Обследование треугольника»
Задачи: развивать умение обследовать плоскостные геометрические фигуры (треугольник) осязательно-двигательным путем под контролем зрения, осуществлять различные действия с ними.
Нахождение треугольника среди фигур, обследование.
11. Дидактическая игра «Найди, где спрятался треугольник»
Задача: упражнять в умении зрительно определять предмет, часть которого имеет сходство со знакомой геометрической фигурой.
Слайд 10 – комната треугольника
ВК. : «Треугольник живет в комнате, в которой много предметов треугольной формы».
Воспитатель предлагает воспитанникам найти предметы, в которых спрятался треугольник. Дети называют предметы, на экране появляются фишки, которыми отмечаются найденные предметы.
Слайд 11
ВК. : «У меня к вам большая просьба, помогите моим друзьям кругу и квадрату навести порядок в их комнатах».
12. Дидактическая игра «Наведи порядок в комнатах круга и квадрата».
Задача: упражнять в группировке предметов по одному признаку (форме).
В. : Для этого предлагаю разделиться на две команды, в соответствии с цветом на ваших бейджиках.
Воспитатель берет с собой Волшебный Карандаш.
В. : Команда красного цвета будет наводить порядок в комнате круга,
а команда жёлтого цвета – в комнате квадрата.
Для этого помощники круга находят предметы круглой формы, помощники квадрата – предметы квадратной формы и расставляют их по местам.
Каждый берёт по одному предмету.
На мольбертах размещены картинки двух комнат, на столах предметные картинки, среди которых воспитанники находят необходимые и расставляют их в нужную комнату. Работа в командах.
Вопросы к воспитанникам :
– Ребята, все ли у вас предметы круглой формы?
– Все ли у вас предметы квадратной формы?
Воспитатель вместе с Волшебным Карандашом проверяют выполнение задания.
Окончание занятия
1. Игровая ситуация «Какие предметы нужны?»
Задача: анализ результатов практической деятельности воспитанников.
Вопросы к детям:
– Почему именно эти предметы (стул, телевизор и др.) любят жить в комнате квадрата?
– Почему именно эти предметы (пуговица, часы и др.) любят жить в комнате круга?
2. Подведение итогов
Вопросы к воспитанникам :
- Какие фигуры пригласил в гости карандаш?
- В каких фигурах есть углы, в каких нет углов?
- Вам понравились задания волшебного карандаша?
- Какие задания вам понравились больше всего?
Воспитатель сам тоже говорит, что понравилось ему.