Получи документы

Конспект НОД по формированию естественно-научных представлений «Воздушная страна»

Елена Круглова
Конспект НОД по формированию естественно-научных представлений «Воздушная страна»
▼ Скачать +Заказ

Цель: развитие способности у детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы,

Задачи: уточнить понятие детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально существующий газ; расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека; Уточнить представления о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое познание.

Материал и оборудование: веера, целлофановые пакеты, кубики тазы с водой, стаканы с простой и газированной водой, стаканчики по количеству детей, соломинки по количеству детей, воздушные шары, мыльные пузыри, свистки, бутылки, духовые инструменты, свистки, свистульки.

Публикация «Конспект НОД по формированию естественно-научных представлений „Воздушная страна“» размещена в разделах

Ход занятия.

Ритуал начала занятия. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы» (взяться за руки и передать, как эстафету, рукопожатие).

3вучит фонограмма песни «Ужасно интересно всё-то, что неизвестно».

Воспитатель с детьми сидит на ковре и рассматривает «Детскую энциклопедию» («Полезные опыты» Жукова Л. А.)

Вопросы:

- О чём эта книга?

- Что такое энциклопедия? (Эта книга, из которой можно узнать много нового и интересного).

- А ещё как можно узнать то, что нам неизвестно? (Отправиться в страну ДОКОРУПО).

- И что это за страна такая?

Даже сквозь самую сильную лупу

Глупо на карте искать ДОКОРУПО,

Поскольку велика эта страна

На карту не может быть нанесена.

В ту страну не идут поезда,

И самолет не летает туда

Но, если всмотреться внимательным взглядом

Во все, что с тобою находится рядом,

То не придется дорогу искать.

В страну, ДО КОторой РУкою ПОдать.

Да, ДОКОРУПО - это страна, которая находится вокруг нас, чтобы попасть в неё, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на всё другими глазами - глазами исследователя, экспериментатора.

Давайте встанем, возьмёмся за руки, скажем заветные слова (стихотворение Я. Акима «Эники-беники»); имитация движений.

Эники-беники - весело мне

Эники-беники - я на коне.

Эники-беники - я в самолёте

Эники-беники - я в звездолёте

Эники-беники - я на волне,

Эники-беники - в чудо стране!

Раз, два, три - в ДОКОРУПО попади! (3 раза)

Ребята, я рада вас приветствовать в стране ДОКОРУПО и приглашаю вас в свою лабораторию, к столу №1.

Рассматривают материалы и оборудование, показывает чистую банку, спрашивает, есть ли что-нибудь в ней. (Банка пустая, в ней ничего нет).

Воспитатель: Это не так: в банке что-то есть, просто «это что-то» они не смогли увидеть.

Фокус с «мешочком» (полиэтиленовым) - выполняют все дети. Заполнить полиэтиленовые мешочки кубиками.

- Каким стал мешочек? (если в нём что-то есть, он всегда выпуклый. По мере наполнения становится всё более выпуклым).

Вывод: выпуклость мешочка зависит от количества содержащегося в нём вещества.

Скрутить мешочки со стороны отверстия.

- Что они видят?

Вывод: по мере скручивания они вздуваются, становятся выпуклыми.

Но ведь мешочек выпуклым может быть тогда, когда в нём что-то есть. Следовательно, что-то раздуло мешочек.

Загадать загадку. Тому, кто не догадался:

Такой большой, что занимает весь мир.

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Это воздух. Почему мы его не увидели? (Он невидим, но его можно обнаружить и кое, что узнать).

- Почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, через него всё видно).

- Что ещё в нашей группе прозрачное? (Окно, аквариум, стекло, лампа, очки и т. д.)

Фокус: Воздух можно увидеть.

Положить лёгкую салфетку на край стола и взмахом книги привести салфетку в движение, салфетка слетает.

- Почему салфетка слетела? (между салфеткой н книгой есть воздух, он привёл салфетку в движение).

Игра: «Тонет — не тонет». (Кусочки пластилина опускают в стаканы с простой и газированной водой).

Проводится опыт, тонет, не тонет. Дети отвечают на вопрос: «Почему одни предметы тонут, а другие нет?

СТОЛ №2

Загадка очень странная. Один и тот же предмет — пластилин то плавает, то тонет.

- Попробуйте объяснить, почему так происходит?

Проводится опыт: «Пластилин в газировке».

Объяснение: Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всегда всплывает. Значит воздух легче воды, он всегда всплывает.

Где же используется это свойство воздуха? (Надувной круг не даёт человеку утонуть).

Фокус: Можно ли почувствовать воздух? (Опыт с веером).

Вывод: Воздух можно почувствовать, как он движется. Особенно в жару.

Фокус: Есть воздух в стакане, если его опустить в воду.

- стакан опустить прямо

- что не пускает воду в стакан?

- наклонить стакан, что появляется в воде? (пузырьки воздуха). Откуда они взялись? (Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода). Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается наверх.

- прикрепить на дно стакана кусочком пластилина кусочек бумаги. Перевернуть стакан, опустить в таз с водой. Лист бумами остался сухим. Объясните почему?

Вывод: Воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить лист бумами. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом.

Фокус: «Буря в стакане».

Детям предлагаются стаканчики с водой и соломинками.

- Подуйте в соломинку. Почему появляются пузырьки? (Воздух выходит из воды). А теперь подуйте сильнее.

Вывод: чем больше воздуха, тем больше пузырей выходит из воды.

(«Буря в стакане»)

А сейчас мы отдохнем, поиграем с ветерком проказником.

Физминутка «Проказник ветер».

Проказник ветер прилетел

Густой листвой зашелестел,

Подул немного посильней

И ветки закачал скорей.

Совсем плутишка разошелся

И по стволам уже прошелся.

Тут закачался целый лес

Не видно стало и небес.

Скрипят, качаются деревья

И ветру действуют на нервы

Тогда шалить он перестал,

И лес спокойным снова стал.

Фокусы о свойствах воздуха.

Воспитатель:

Мы закроем глаза и почувствуем:

- Где, есть воздух? (Есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице). Какого цвета воздух? (Бесцветный). Рассматривание кубиков «Маленькие человечки» (ТРИЗ) Составление модели воздуха. Это невидимые человечки — частички («пляшущие человечки»); пара; дыма; облака.

- Воздух безвкусный. Вдохнуть ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух?

- Воздух без запаха. Сравнение с ароматом духов, лимона, (закрыв глаза).

Вывод: чистый воздух не имеет цвета и запаха и вкуса.

«Вас ждёт сюрприз». Находят игру «мыльные пузыри» и воздушные шары.

- Любите ли вы пускать разно цветные мыльные пузыри?

- Как лучше надуть воздушные шары? Если сильно надувать, шарик может лопнуть, почему? (Воздух весь не поместится). Так, что главное, не перестараться.

- Надуть, а затем сдуть. Что происходит с воздушным шариком.

Игры с воздушными шарами и «мыльными пузырями».

Вывод: Воздух лёгкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемешать даже дыханием. Газ в шарике согревается и расширяется, воздуху становится тесно. При нагревании (дыхании) газ расширяется, при охлаждении сжимается. Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике.

Фокусы со звуковыми свойствами воздуха (Свистками, свистульками, духовыми инструментами).

Откуда берётся свист, звук? (Дети озвучивают дудочки, свистки и т. п.)

- Чем отличается свисток и свистулька? (Свистульки делают как игрушки, украшают). Они разные по звучанию.

- Что делает музыкант, играющий на музыкальных инструментах? (Он дует в отверстие инструмента). Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста музыкальные. Только тогда, когда вдувают воздух.

- Как люди используют «голос» воздуха? (Различные сигналы автомобилей, гудок тепловоза, парохода). Для чего они нужны?

Вывод: звуки распространяются по воздуху (прослушивание фонограммы различных звуков).

Игра: «Узнай по звуку».

Вывод: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух.

«Фонетическая зарядка»

Как помогает воздух в жизни человека.

Дидактическая игра: «Лёгкий воздушный океан».

Итог занятия: Что нового, интересного узнали?

А теперь поиграем в весёлую игру «Раздувайся пузырь!» Почувствуем, как мы «раздуваемся», когда вдыхаем воздух. И как, сужаемся, когда выдыхаем.

Ребёнок.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый и всё же

Без него мы жить не можем.

Дидактическая игра: Любит, не любит» (привычки + поступки = здоровье).

Публикации по теме:

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. Сентябрь. 1. Мониторинг. Задачи: выяснить,.

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию естественно-научных представлений «Воздушная страна»
Опубликовано: 9 июня 2014 в 20:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по формированию естественно-научных представлений «Воздушная страна»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Круглова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД