Елена Круглова
Конспект НОД по формированию естественно-научных представлений «Воздушная страна»
▼ Скачать +Заказ
Цель: развитие способности у детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы,
Задачи: уточнить понятие детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально существующий газ; расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека; Уточнить представления о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое познание.
Материал и оборудование: веера, целлофановые пакеты, кубики тазы с водой, стаканы с простой и газированной водой, стаканчики по количеству детей, соломинки по количеству детей, воздушные шары, мыльные пузыри, свистки, бутылки, духовые инструменты, свистки, свистульки.
Публикация «Конспект НОД по формированию естественно-научных представлений „Воздушная страна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Ход занятия.
Ритуал начала занятия. Ритуал начала занятия «Эстафета дружбы» (взяться за руки и передать, как эстафету, рукопожатие).
3вучит фонограмма песни «Ужасно интересно всё-то, что неизвестно».
Воспитатель с детьми сидит на ковре и рассматривает «Детскую энциклопедию» («Полезные опыты» Жукова Л. А.)
Вопросы:
- О чём эта книга?
- Что такое энциклопедия? (Эта книга, из которой можно узнать много нового и интересного).
- А ещё как можно узнать то, что нам неизвестно? (Отправиться в страну ДОКОРУПО).
- И что это за страна такая?
Даже сквозь самую сильную лупу
Глупо на карте искать ДОКОРУПО,
Поскольку велика эта страна
На карту не может быть нанесена.
В ту страну не идут поезда,
И самолет не летает туда
Но, если всмотреться внимательным взглядом
Во все, что с тобою находится рядом,
То не придется дорогу искать.
В страну, ДО КОторой РУкою ПОдать.
Да, ДОКОРУПО - это страна, которая находится вокруг нас, чтобы попасть в неё, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на всё другими глазами - глазами исследователя, экспериментатора.
Давайте встанем, возьмёмся за руки, скажем заветные слова (стихотворение Я. Акима «Эники-беники»); имитация движений.
Эники-беники - весело мне
Эники-беники - я на коне.
Эники-беники - я в самолёте
Эники-беники - я в звездолёте
Эники-беники - я на волне,
Эники-беники - в чудо стране!
Раз, два, три - в ДОКОРУПО попади! (3 раза)
Ребята, я рада вас приветствовать в стране ДОКОРУПО и приглашаю вас в свою лабораторию, к столу №1.
Рассматривают материалы и оборудование, показывает чистую банку, спрашивает, есть ли что-нибудь в ней. (Банка пустая, в ней ничего нет).
Воспитатель: Это не так: в банке что-то есть, просто «это что-то» они не смогли увидеть.
Фокус с «мешочком» (полиэтиленовым) - выполняют все дети. Заполнить полиэтиленовые мешочки кубиками.
- Каким стал мешочек? (если в нём что-то есть, он всегда выпуклый. По мере наполнения становится всё более выпуклым).
Вывод: выпуклость мешочка зависит от количества содержащегося в нём вещества.
Скрутить мешочки со стороны отверстия.
- Что они видят?
Вывод: по мере скручивания они вздуваются, становятся выпуклыми.
Но ведь мешочек выпуклым может быть тогда, когда в нём что-то есть. Следовательно, что-то раздуло мешочек.
Загадать загадку. Тому, кто не догадался:
Такой большой, что занимает весь мир.
Такой маленький, что в любую щель пролезет.
Это воздух. Почему мы его не увидели? (Он невидим, но его можно обнаружить и кое, что узнать).
- Почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, через него всё видно).
- Что ещё в нашей группе прозрачное? (Окно, аквариум, стекло, лампа, очки и т. д.)
Фокус: Воздух можно увидеть.
Положить лёгкую салфетку на край стола и взмахом книги привести салфетку в движение, салфетка слетает.
- Почему салфетка слетела? (между салфеткой н книгой есть воздух, он привёл салфетку в движение).
Игра: «Тонет — не тонет». (Кусочки пластилина опускают в стаканы с простой и газированной водой).
Проводится опыт, тонет, не тонет. Дети отвечают на вопрос: «Почему одни предметы тонут, а другие нет?
СТОЛ №2
Загадка очень странная. Один и тот же предмет — пластилин то плавает, то тонет.
- Попробуйте объяснить, почему так происходит?
Проводится опыт: «Пластилин в газировке».
Объяснение: Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всегда всплывает. Значит воздух легче воды, он всегда всплывает.
Где же используется это свойство воздуха? (Надувной круг не даёт человеку утонуть).
Фокус: Можно ли почувствовать воздух? (Опыт с веером).
Вывод: Воздух можно почувствовать, как он движется. Особенно в жару.
Фокус: Есть воздух в стакане, если его опустить в воду.
- стакан опустить прямо
- что не пускает воду в стакан?
- наклонить стакан, что появляется в воде? (пузырьки воздуха). Откуда они взялись? (Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода). Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается наверх.
- прикрепить на дно стакана кусочком пластилина кусочек бумаги. Перевернуть стакан, опустить в таз с водой. Лист бумами остался сухим. Объясните почему?
Вывод: Воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить лист бумами. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом.
Фокус: «Буря в стакане».
Детям предлагаются стаканчики с водой и соломинками.
- Подуйте в соломинку. Почему появляются пузырьки? (Воздух выходит из воды). А теперь подуйте сильнее.
Вывод: чем больше воздуха, тем больше пузырей выходит из воды.
(«Буря в стакане»)
А сейчас мы отдохнем, поиграем с ветерком проказником.
Физминутка «Проказник ветер».
Проказник ветер прилетел
Густой листвой зашелестел,
Подул немного посильней
И ветки закачал скорей.
Совсем плутишка разошелся
И по стволам уже прошелся.
Тут закачался целый лес
Не видно стало и небес.
Скрипят, качаются деревья
И ветру действуют на нервы
Тогда шалить он перестал,
И лес спокойным снова стал.
Фокусы о свойствах воздуха.
Воспитатель:
Мы закроем глаза и почувствуем:
- Где, есть воздух? (Есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице). Какого цвета воздух? (Бесцветный). Рассматривание кубиков «Маленькие человечки» (ТРИЗ) Составление модели воздуха. Это невидимые человечки — частички («пляшущие человечки»); пара; дыма; облака.
- Воздух безвкусный. Вдохнуть ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух?
- Воздух без запаха. Сравнение с ароматом духов, лимона, (закрыв глаза).
Вывод: чистый воздух не имеет цвета и запаха и вкуса.
«Вас ждёт сюрприз». Находят игру «мыльные пузыри» и воздушные шары.
- Любите ли вы пускать разно цветные мыльные пузыри?
- Как лучше надуть воздушные шары? Если сильно надувать, шарик может лопнуть, почему? (Воздух весь не поместится). Так, что главное, не перестараться.
- Надуть, а затем сдуть. Что происходит с воздушным шариком.
Игры с воздушными шарами и «мыльными пузырями».
Вывод: Воздух лёгкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемешать даже дыханием. Газ в шарике согревается и расширяется, воздуху становится тесно. При нагревании (дыхании) газ расширяется, при охлаждении сжимается. Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике.
Фокусы со звуковыми свойствами воздуха (Свистками, свистульками, духовыми инструментами).
Откуда берётся свист, звук? (Дети озвучивают дудочки, свистки и т. п.)
- Чем отличается свисток и свистулька? (Свистульки делают как игрушки, украшают). Они разные по звучанию.
- Что делает музыкант, играющий на музыкальных инструментах? (Он дует в отверстие инструмента). Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста музыкальные. Только тогда, когда вдувают воздух.
- Как люди используют «голос» воздуха? (Различные сигналы автомобилей, гудок тепловоза, парохода). Для чего они нужны?
Вывод: звуки распространяются по воздуху (прослушивание фонограммы различных звуков).
Игра: «Узнай по звуку».
Вывод: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух.
«Фонетическая зарядка»
Как помогает воздух в жизни человека.
Дидактическая игра: «Лёгкий воздушный океан».
Итог занятия: Что нового, интересного узнали?
А теперь поиграем в весёлую игру «Раздувайся пузырь!» Почувствуем, как мы «раздуваемся», когда вдыхаем воздух. И как, сужаемся, когда выдыхаем.
Ребёнок.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем.
Дидактическая игра: Любит, не любит» (привычки + поступки = здоровье).